Российским чиновникам запретят пользоваться иностранными приложениями

Проблема игнорирования российского законодательства со стороны зарубежных IT-гигантов усугубляется с развитием отечественной цифровой индустрии. Заметные российские игроки зачастую не могут выйти из тени иностранных корпораций, которые пользуются несовершенством законов РФ. В условиях несправедливой конкуренции ни о каком дальнейшем развитии российского рынка не может быть и речи.

В Общественной палате РФ разработали пакет предложений, направленных на решение актуальнейших проблем Рунета: эксперты и общественники предлагают Совету Федерации и Госдуме принять ряд ограничительных мер — непопулярных, но необходимых для отечественной IT-отрасли решений.


Политика иностранных интернет-платформ по отношению к России, к российским пользователям и СМИ недопустима: она требует незамедлительной реакции со стороны государства, для того чтобы обеспечивать реализацию зафиксированных в Конституции цифровых прав россиян. Об этом заявил первый зампредседателя комиссии ОП РФ по развитию информационного сообщества, СМИ и массовых коммуникаций Александр Малькевич в ходе круглого стола «Сети для общества или общество в сетях: как регулировать соцмедиа в России, чтобы все были довольны?».

Мы считаем, что государство должно иметь возможность применять все необходимые меры воздействия на любые интернет-компании, как российские, так и зарубежные, которые ущемляют права российских граждан, не соблюдают или прямо игнорируют законодательство нашей страны. Мы видим, что действующие законы не предоставляют достаточно возможностей по такого рода воздействию на нарушителей — значит, это законодательство необходимо актуализировать и расширять.

Эксперт озвучил разработанные в ОП РФ меры воздействия на иностранные интернет-платформы.

«Мы считаем, что должен появиться запрет на сделки государственных органов и госкомпаний с такими корпорациями, как Google, Facebook и Twitter, начиная от размещения там рекламы до закупок товаров и услуг, — отметил Малькевич. — Понятно, что эти запреты могут быть приостановлены, когда эти корпорации начнут выполнять российские законы, но пока мы этого не видим».

По словам общественника, в России должен быть принят запрет на проведение прямых платежей в адрес этих иностранных компаний. Все платежи должны осуществляться только в адрес российских филиалов и представительств, которые должны быть у каждой IT-компании, работающей на российском рынке.

Мы считаем, что должен быть введен запрет на скачивание и установку иностранных приложений на устройства чиновников. А также запрет на госзакупки оборудования с предустановленными приложениями зарубежных компаний, — продолжает Малькевич.

«Честно говоря, напрашивается и запрет на любые аккаунты государственных органов в зарубежных социальных сетях, — отметил эксперт. — Это болезненная тема: не секрет, что у нас команды высших должностных лиц регионов активно вкладывают силы и средства в продвижение аккаунтов, например, на платформе Instagram. Мы считаем, что губернаторы — это ньюсмейкеры такого уровня, что аудитория к ним придет на любую площадку, чтобы иметь с ними обратную связь и возможность взаимодействовать 24/7. Но категорически неправильно вкладывать государственные средства, усилия людей, работающих в структурах власти, чтобы развивать площадки, которые нам не принадлежат».

Должен быть введен запрет на распространение любого контента, который финансируется за счет госбюджета, в зарубежных социальных сетях — до тех пор, пока они не начнут работать в российском правовом поле. Должен быть введен строгий запрет на передачу и использование персональных данных граждан РФ иностранными компаниями. Соответственно, для иностранных компаний должен быть введен запрет доступа к государственным информационным системам.

Малькевич убежден, что необходимо применять адекватные меры к зарубежным СМИ, особенно СМИ-иноагентам, продукция которых распространяется в соцсетях. «Мы поддерживаем Роскомнадзор в стремлении обязать СМИ-иноагентов маркировать свою продукцию. Но считаем также, что необходимо вводить маркировку ресурсов, нарушающих свободу массовой информации. Это может быть некое „всплывающее окно“, которое будет появляться при попытке зайти на такой сайт. Возможно, имеет смысл маркировать подобные ресурсы и в поисковой выдаче».

Нужно ставить вопрос о публичной отчетности зарубежных соцсетей и IT-компаний перед двумя палатами Федерального собрания РФ по вопросам их деятельности на территории России — по аналогии с публичными отчетами Google, Facebook и Twitter в Конгрессе США. Хватит делать вид, что мы — страна цифрового третьего мира, это абсолютно не так.

В ОП РФ подчеркивают, что озвученные ограничительные меры были разработаны с учетом опыта целого ряда стран, которые приняли аналогичные законы. «Мир не перевернулся: Google, Facebook и Twitter эти страны не покинули, а правила эти приняли. То, что эти правила до сих пор не приняты у нас, говорит о серьезных вложениях в лоббистскую деятельность», — отметил Малькевич.

Дальше так продолжаться не может. Мы требуем, чтобы государство, выполняя 71 статью Конституции РФ, защитило цифровые права всех граждан нашей страны, — заключил эксперт.

Нам важно ваше мнение!

+0

Комментарии (0)