«Стук» или «спасение»: учителей Питера обязали следить за детьми в Сети

© Wikimedia Commons

© Wikimedia Commons

Комитет по образованию правительства Санкт-Петербурга по поручению прокуратуры разослал в школы города «алгоритм», согласно которому классные руководители и другие педагоги должны выявлять среди своих учеников «неформалов» и «экстремистов». Следить за школьниками предлагают в социальных сетях, интернете и «иных источниках информации».


Документ носит название «Алгоритм действий классных руководителей и социальных педагогов по уведомлению правоохранительных органов при выявлении в сети Интернет и иных источниках информации о причастности учащихся образовательных учреждений к неформальным молодежным объединениям и течениям экстремистского толка». Его разработали специалисты центра «Э» Главного управления МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области в сентябре нынешнего года. «Алгоритм» согласован с городской прокуратурой.

«Просим вас ознакомить классных руководителей и других заинтересованных специалистов с указанным Алгоритмом в целях организации работы при проведении мониторинга сети Интернет, в том числе социальных сетей обучающихся образовательных учреждений на предмет возможной их причастности к неформальным молодежным объединениям и течениям экстремистского толка», — сказано в сопроводительном письме к документу, опубликованному Telegram-каналом «Нечаянная радость».

В первую очередь составители текста отметили необходимость реагировать на «призывы к насильственному изменению основ конституционного строя» и «нарушению территориальной целостности Российской Федерации». Это могут быть призывы к революции, восстанию, «обособлению Санкт-Петербурга с целью создания нового самостоятельного суверенного независимого государства» и другим похожим действиям.

Насторожить педагогов должны призывы к террористическим актам, финансированию терроризма, преследованию (убийству, избиению, выселению) по национальному или религиозному признаку. Особенно следует обратить внимание на «глаголы в повелительном наклонении» — «бейте», «жгите», «убивайте», «взрывайте» и им подобные, а так же на «фрагменты информации, содержащие вопрос „Что делать?“ и ответы на него».

Следует выявлять признаки публичного оправдания терроризма — положительные оценки теракта и совершившего его человека, «формирование одобрительного отношения к идеологии и практике насилия». Педагоги должны отмечать возбуждение розни по любым признакам, унижение достоинства людей или групп, употребление «нецензурных выражений, похабных, непристойных, богомерзких, вульгарных бранных слов» в отношении человека или группы лиц.

Предметом внимания должно стать распространение ложной, извращенной, «тенденциозно подобранной», унижающей достоинство информации о представителях любых религий и национальностей, их истории, традициях, привычках и культурных ценностях. Кроме того учителям следует обратить внимание на пропаганду исключительности и превосходства любых групп, народов, рас и представителей религиозных течений.

Особо выделяется пропаганда и реабилитация нацизма, отрицание итогов Второй мировой войны и искажение роли в ней Советского Союза, «информация, пропагандирующая необходимость присвоения имени Адольфа Гитлера улицам, площадям, населенным пунктам и иным географическим объектам, установления в его честь праздничных дат», использование нацистской символики и атрибутики. Следует обращать внимание на явное неуважение к дням воинской славы и памятным датам России, связанным с защитой Отечества, осквернение символов российской воинской славы.

Само собой, тревожным сигналом для учителей должно стать участие в группах экстремистской и террористической направленности, а также героизация террористов и экстремистов, «причисление себя к неформальным молодежным объединениям неонацистского, неофашистского, антифашистского характера, сатанистам, анархистам, скинхедам, футбольным хулиганам, радикальным движениям националистического толка».

В завершении списка коротко идет травля сверстников, конфликты с применением оружия в школах, способные вылиться в массовые убийства.

При обнаружении перечисленных признаков педагогу следует «сохранить скриншот экрана рабочего стола компьютера», оставив в поле зрения дату, время и ссылки на сайты или страницы социальной сети. Следующий шаг — «незамедлительное» составление служебной записки на имя директора с указанием подробных данных на ученика (Ф.И.О., дата рождения, место регистрации и проживания, телефон, класс, круг общения, сведения об увлечениях вне школы).

Директор в течение суток должен передать данные в районный отдел образования и начальнику районного территориального органа МВД России.

«Информацию о каждом случае направления либо получения информации в отношении учащихся образовательного учреждения необходимо подшивать в соответствующее накопительное дело образовательного учреждения (папку) для проведения анализа и повышения качества профилактической работы», — сказано в «Алгоритме».

Подлинность документа пока не установлена. «Ридус» подготовил запрос и направит его в соответствующие инстанции для проверки.

Однако комитет по образованию Санкт-Петербурга уже прокомментировал реакцию в социальных сетях на выстраивание «вертикали стука». Свой ответ чиновники опубликовали в Telegram, подтвердив, что в мессенджерах распространили некий документ, якобы заставляющий петербургских учителей «следить за своими воспитанниками в социальных сетях и докладывать в правоохранительные органы о выявленных проявлениях экстремизма или терроризма».

«Этот ложный вывод делается на основании письма, направленного сегодня в образовательные учреждения, находящиеся в ведении Комитета по образованию. Считаем необходимым пояснить, что ни этим письмом, ни другими документами классных руководителей и социальных педагогов не обязывают проводить мониторинг социальных сетей», — заявили в комитете.

Однако, по мнению учебных властей города, современные педагоги в любом случае входят в контакт с детьми в социальных сетях, ведут собственные страницы, используют интернет, как инструмент работы.

«Поэтому учитель, конечно, заметит, если на странице его ученика будет появляться сомнительная, провокационная или противозаконная информация. Учитель, в первую очередь, постарается решить проблему педагогическими методами — поговорит с ребенком, его родителями, выяснит, что стало причиной той или иной публикации, попробует объяснить, почему так делать не стоило. Но может сложиться ситуация, когда педагогические методы не дают результата. Или, например, распространением информации занимается не сам ребенок, а третьи лица. В этой ситуации у педагогов возникают вопросы о том, как следует поступить», — пояснили в Комитете по образованию.

«Алгоритм», подчеркивается в сообщении, отвечает именно на такие вопросы. Документ дает понять, какая именно информация может подходить под «признаки проявления экстремизма или терроризма».

В конце августа подросток распространил в интернете видео, на котором видно, как он заходит в церковь и прикуривает от свечи. Особо «хайпануть» не удалось, а вот Следственный комитет оценил и завел уголовное дело за оскорбление чувств верующих.

Нам важно ваше мнение!

+0

Комментарии (0)