Юбилей Windows 95: как эта система изменила жизнь геймеров

Геймеры привыкли обращать внимание на технологическую эволюцию в основном когда компании представляют движки нового поколения, или новые графические карты с поддержкой RTX, или тому подобное.

Однако когда-то для игровой общественности настоящей революцией стал выход тех вещей, к которым мы уже давно привыкли. Например, меню «Пуск» или отсутствие необходимости перезагружать компьютер каждый раз, когда вы захотите поиграть в игру — всё это началось с Windows 95. Вчера Windows 95 исполнилось 25 лет, так что есть повод вспомнить «юбиляршу».


Windows 95 была, возможно, не лучшей операционной системой, когда-либо выпущенной Microsoft, но для многих она стала иконой. Особенно это касается России, где многие начали свой путь к играм, пересев с «Денди» (наш аналог nes) и «Сеги» на 95-ю «винду». Всё-таки опыт пользования «Спектрумом» был не у всех, хотя в отечестве и предпринимались попытки создания своих консолей: в основном это были atari-подобные проекты, которые поддерживали простейшие игры вроде тенниса.

Первые школьные компьютеры массового пользования — не только для узконаправленных и «мажорных» школ — комплектовались именно 95-й «виндой». То, что поражало, пожалуй, больше всего в те годы юных геймеров, которые привыкли только к геймпаду, — это возможность двигать мышью в любом направлении на экране всего лишь движением руки, а не посредством сложных комбинаций на том же геймпаде или клавиатуре. Оценили это и олдфаги, заставшие сборки «1000 лучших DOS-игр на компьютере».

Это была первая операционная система от Microsoft, которая действительно поощряла игры непосредственно из системы, а не через DOS. Над этой проблемой бились достаточно долго — отчасти потому, что игры загружали драгоценную оперативную память и циклы процессора. На выпуске не обошлось и без многочисленных ошибок, вылетов, тормозов и всего того, про что теперь говорят «тебе просто пора сделать апгрейд».

В дополнение к введению меню «Пуск» Windows 95 также упростила многим жизнь, поддерживая длинные имена файлов (до 250 символов по сравнению с 11 символами ранее) и реализовав функциональность plug and play перед получением настроенных пользователем драйверов от производителя.

Поговорим о том, как почувствовать себя старым: я только что закончил школу, когда 24 августа 1995 года Microsoft выпустила Windows 95 для широкой публики. В то время мой IBM-совместимый компьютер, на котором я играл в приключенческие игры от студий LucasArts и Sierra, был оборудован процессором Intel 486DX2−66. Intel уже выпустила свои первые процессоры Pentium, но только в 1997 году я сам перешел на Pentium MMX 200MHz. Хорошие были времена, — вспоминает игровой журналист PC-Gamer.

Одна из величайших особенностей компьютерных игр — это огромное количество аппаратных опций на выбор. Вот почему функция plug and play была и остается такой важной. Она позволяет вашему компьютеру своевременно обнаруживать периферийное устройство или гаджет.

Среди других нововведений — панель задач и корзина, которые были представлены в Windows 95 вместе с DirectX. Впрочем, справедливости ради укажем, что корзина появилась задолго до релиза этой системы еще на яблочном интерфейсе Lisa Desktop. Но многие из нас помнят её именно по 95-й «винде».

Разработчики игр предпочитали DOS, поскольку это позволяло игре обращаться сразу к компьютерному железу, не нагружая систему. Однако всё изменилось с выходом WinG, библиотеки DLL, которая исправляла многочисленные проблемы с доступом к видеокарте. Выпуск библиотеки был настолько значимым, что его показали на конференции разработчиков игр, что повлекло массовый интерес к ОСи со стороны геймдева.

Второй DirectX вышел в 1996 году, а вместе с ним выстрелил и Direct3D. Всё это создало возможности не только для разработки непосредственно под ОСь, но и для портирования, в том числе игр с консоли «Атари 2600». Ну, а знаковой стала DOOM — первая игра с поддержкой DirectX на Windows, хотя вышла она, конечно, чуть раньше выпуска новой ОСи.

Возня с менеджером памяти и многочисленными разрозненными настройками разных плат — всё это ушло: Windows 95 взяла все эти заботы геймера на себя. Ушли и проблемы с установкой нового оборудования в комп: умная система теперь видела изменения и предлагала методы решения проблем.

Наконец, автозапуск — прародитель современных лаунчеров и виртуальных магазинов вроде Steam, тоже пришел в благословенной середине 90-х. Просто вставляешь диск, выбираешь в меню опции или запуск — и понеслась!

Microsoft стремилась создать целое событие из выпуска новой ОСи, даже заплатила группе The Rolling Stones три миллиона долларов за использование трека «Start Me Up» в качестве саундтрека к последующей рекламной кампании.

По данным Microsoft, за первые пять недель было продано семь миллионов копий. Это совсем немного для той эпохи, но это определенно было шагом.

Что всё это означало для игровой индустрии? Как минимум то, что компьютеры максимально включились в игровое соревнование между консолями. Новые проекты, ничуть не уступающие по драйву и графике консольным развлечениям, посыпались затем как из рога изобилия, а к концу девяностых у «ПК-бояр» наступил настоящий золотой век RPG.

Сейчас существует как минимум несколько программ, которые позволяют запускать Windows 95 прямо в Windows 10 — например, приложение, загруженное в сеть разработчиком Slack Феликсом Ризбергом.

Настоящие олдфаги ностальгируют, эмулируя DOS’овские игры — впрочем, ненадолго, ведь так приятно вновь вернуться в систему, где у тебя есть автозапуск и много других вещей, которые мы теперь воспринимаем как должное.

Нам важно ваше мнение!

+0

Комментарии (0)