Спасение откладывается: в России начали «резать» бюджет

© Коллаж/Ридус

© Коллаж/Ридус

Минфин РФ предложил свой способ борьбы с растущим дефицитом бюджета: на 10% сократить расходы на 2021—2023 годы, отказаться от индексации зарплат госслужащим и поощрений регионам за выполнение KPI, а также на 5% урезать траты на госпрограмму вооружений.

По планам ведомства, суммарное сокращение бюджетных ассигнований в 2021 году составит 1,428 триллиона рублей, в 2022-м — 1,892 триллиона, в 2023 году — 1,364 триллиона. В общей сложности за три года экономика недополучит 4,684 триллиона рублей, или 4,2% ВВП. И это почти полностью компенсирует средства, которые будут выделены на ее восстановление в 2020 году (5 триллионов рублей).


По данным РБК, эта программа оптимизации бюджетных ассигнований была презентована на совещании у премьер-министра Михаила Мишустина 7 июля. По расчетам Минфина, дефицит федерального бюджета в текущем году составит около 5% ВВП.

Простая оптимизация?

© Оксана Викторова/Коллаж/Ridus.ru

На рядовых россиянах такое сокращение расходной части бюджета не отразится, уверен эксперт Академии управления финансами и инвестициями Алексей Кричевский. Статьи, по которым срезают расходы, не затрагивают напрямую большинство населения государства, поскольку все социальные проекты и затраты секвестру не подверглись, поясняет он.

По мнению эксперта, сокращение расходов бюджета на 10% — это простая оптимизация затрат, которая могла бы состояться еще два-три года назад, поскольку расходная часть на индексации зарплат госслужащим, на оборонные расходы, на поощрение регионов не так уж важна, особенно в таких объемах. И это максимально актуально в постпандемический период.

Регионы постепенно должны выходить на самоокупаемость, а количество дотационных республик и областей должно сокращаться, поскольку бюджет в любом случае будет дефицитным на протяжении ближайших двух лет, указывает аналитик.

Для этого важно достигать тех плановых показателей, которые ежегодно прописываются для регионов, особенно по части развития внутреннего туризма и малого и среднего бизнеса. И отмена бонусов за достижение этих показателей должна дать понять управленцам, что не стоит постоянно рассчитывать на помощь из центра, — добавляет он.

В то же время возникает ощущение, что Минфин планирует делать одни вещи, а президент — совсем другие, отмечает шеф-аналитик TeleTrade Петр Пушкарев. Буквально вчера Владимир Путин подписал указ о национальных целях развития России до 2030 года. В нем говорится, что России нужны «реальный рост инвестиций в основной капитал не менее 70%» и «реальный рост экспорта несырьевых неэнергетических товаров не менее 70%, по сравнению с показателем 2020 года», а также «обеспечение темпа роста ВВП выше среднемирового при сохранении макроэкономической стабильности».

Но как достичь всех этих целей, если из всего перечисленного списка Минфин заботится, похоже, только лишь о стабильности? А это может законсервировать сложившуюся ситуацию на длительный срок, — рассуждает эксперт.

Судя по внешним прогнозам, темп экономического роста выше среднемирового России пока не светит. Так, МВФ ожидает снижения глобальной экономики в 2020 году на 4,9% и восстановительного роста в 2021 году на 5,4%, а для России предсказывает спад на 6,6% и последующий рост на 4,1%.

Экономия vs развитие

© Оксана Викторова/Коллаж/Ridus.ru

Все понимают: доходы от нефти и от других традиционных сырьевых статей российского экспорта упали и бюджету не хватает привычных поступлений. Но есть огромные накопленные резервы и максимально благоприятная конъюнктура для внешних заимствований, которая позволяет без проблем привлекать в страну заемные средства под чуть более 5% годовых, напоминает Пушкарев. И это вполне позволяет обеспечить дефицитный бюджет для экономического прорыва.

Ведь когда ставятся задачи прорыва или хотя бы ускоренного восстановления после спада, тем более темпами быстрее общемировых, по всей экономической классике, бюджет просто обязан быть дефицитным, — подчеркивает аналитик.

Так что вовсе незачем недофинансировать регионы или растягивать финансирование нацпроектов, как и сокращать на 10% незащищенные статьи бюджета, полагает он, наоборот, нужно быстрее вкладываться в рост, как это делают сейчас ведущие мировые экономики.

Тот же ЕС накануне принял амбициозную программу восстановления, в рамках которой планируется занять на рынках недостающие в едином бюджете содружества средства, с растянутой отдачей их до 2058 года. И всё — только ради того, чтобы субсидировать национальные экономики безвозвратно, напрямую, на 390 миллиардов евро только за 2 года.

А у нас делаются плохо понятные шаги назад: пока остальной мир наращивает расходы (за счет ли займов или печатного станка), правительство России не собирается делать ни того ни другого. Минфин РФ предлагает прямо противоположные шаги. Многие страны склонны даже где-то пользоваться сейчас ситуацией пандемии, чтобы утвердить максимально расходные бюджеты и простимулировать экономику, но только не мы, — сетует эксперт.

Чтобы развивались инвестиции в основной капитал и несырьевой сектор, компаниям сегодня нужны прямые субсидии от государства, а не льготные кредиты. И любые индексации зарплат в ситуации снижения потребительской активности помогли бы раскачать хоть немного вверх маятник спроса, считает аналитик. Аналогичный эффект имел бы и отказ государства собирать налоги с доходов ниже определенного минимума.

Чтобы поставленные президентом цели стали реальными, нужно не бояться снижать налоговую нагрузку, смириться с временным недостатком поступлений в бюджет и позволить экономике развиваться хотя бы 3—5 лет за счет подушки резервов и новых займов, говорит эксперт. Тогда через 5—10 лет и налоговая база будет шире, и больше станет рабочих мест, где люди смогут получать доход за счет прибыли компаний.

Но Минфин скорее готов будет предлагать еще и еще ужаться в расходах, чем что-то потратить на развитие. Сложившийся сверхэкономный подход способен переломить либо быстрый рост цен на нефть, либо резкий окрик сверху, если вектор политики Минфина посчитает нужным подправить лично президент, видя, что нынешний подход не задает экономике нужного импульса, — заключает аналитик.

Нам важно ваше мнение!

+0

Комментарии (0)