Что Госдума изменит в законе о территориальной целостности

© Коллаж/Ридус

© Коллаж/Ридус

В Госдуму был внесен законопроект, уточняющий новую поправку к Конституции о территориальной целостности. В первую очередь нормы коснутся жителей Крымского полуострова.

Собкор «Ридуса» в Севастополе разбирался в деталях новаций.


Новый законопроект «О внесении изменения в статью 1 Федерального закона „О противодействии экстремистской деятельности“» с рядом поправок и уточнением новой конституционной нормы был внесен в нижнюю палату парламента 8 июля. Его разработчиками выступили депутат Госдумы Павел Крашенинников и сенатор Андрей Клишас. Рассмотреть пакет поправок планируют в июле.

Авторы законопроекта предложили дополнить абзац второй пункта 1 статьи 1, указав, что экстремизмом признаются призывы к нарушению территориальной целостности Российской Федерации. Также в Основном Законе закреплен прямой запрет на отчуждение части территории страны, поэтому Уголовный кодекс предлагается дополнить новой статьей 280.2 «Нарушение территориальной целостности Российской Федерации». В законопроекте по этой статье предполагаются следующие наказания:

  • за нарушение территориальной целостности — лишение свободы на срок от шести до десяти лет;
  • за публичные призывы к нарушению территориальной целостности — лишение свободы на срок до четырех лет;
  • за призывы к нарушению территориальной целостности через интернет — штраф в размере до 300 тысяч рублей.

«Указанным Законом Конституция Российской Федерации дополнена положениями, согласно которым Российская Федерация обеспечивает защиту своего суверенитета и территориальной целостности. При этом устанавливается, что действия (за исключением делимитации, демаркации, редемаркации государственной границы Российской Федерации с сопредельными государствами), направленные на отчуждение части территории Российской Федерации, а также призывы к таким действиям не допускаются», — говорится в пояснительной записке к законопроекту.

© Вячеслав Прокофьев/ТАСС

Надо отметить, что делимитация — это определение общего положения и направления государственной границы между сопредельными государствами путем переговоров, а демаркация — непосредственное физическое проведение границы на основании имеющихся документов.

Иными словами, за исключением достигнутых договоренностей в ходе международных переговоров на высшем уровне, никакие изменения границ невозможны.

Как пояснил «Ридусу» политолог Центра политического анализа Михаил Захаров, в 2013 году приняли статью Уголовного кодекса 280.1 о наказании за публичные призывы к нарушению территориальной целостности РФ. Норма логично примыкает к статье 280 УК РФ, которая устанавливает наказание за экстремистские высказывания.

«При этом в сам базовый закон об экстремистской деятельности от 2002 года такое понятие, как нарушение территориальной целостности РФ, внесено не было, — говорит эксперт. — То есть статья 280 УК РФ карает за одно, а 280.1 за другое. И вроде как они по смыслу друг с другом полностью соотносятся, но в базовый закон „О противодействии экстремистской деятельности“ такое понятие, как призывы к нарушению территориальной целостности, не внесено. В данном случае товарищи Крашенинников и Клишас вносят поправку, которая в новом случае устраняет лакуну действующего законодательства».

Нововведения, возможно, откроют трактовки по 280-й статье, так как там будет разница в наказании.

Скорее всего, править пакетом все, что к этому привязывается в УК РФ, — статьи 282, 280, 280.1. Эти статьи вызывают более-менее справедливую критику, так как там достаточно нечеткие формулировки. Например, 282-ю статью называют статьей „за мыслепреступление“. Она не касается территориальной целостности, а касается возбуждения вражды и ненависти к определенной социальной группе, дальше добавлен перечень этих групп, и дальше прекрасное — „и иным“, — говорит эксперт.

И в России были примеры, когда возбуждались дела по этой статье за разжигание ненависти к социальной группе — чиновники. На вопрос корреспондента «Ридуса», смогут ли теперь привлекать к ответственности, например, за высказывание о том, что «Крым нужно вернуть Украине», Захаров ответил, что по действующему законодательству это можно было сделать и раньше, например по статье 280.1 УК РФ.

© Сергей Мальгавко/ТАСС

«Такая норма действует с 2013 года, еще до всякой Украины. Например, если ты говоришь: „Давайте отделим Кольский полуостров“, — то по ней грозит штраф и до трех лет лишения свободы», — отметил политолог.

Директор коммуникационного агентства «Маркеловгрупп» политтехнолог Сергей Маркелов в разговоре с «Ридусом» отметил, что принятие новых поправок к закону означает некую демонстрацию страхов власти. «Соответственно, система власти этим законопроектом хочет защитить какие-то свои опасения», — отметил эксперт. Исторически Россия была собирателем земель. По его словам, в 2020 году ситуация показала, что у руководства страны есть претензии как к некоторым республикам, так и к самому факту развала СССР. И чтобы защитить Россию от повторения истории, принимаются подобные законопроекты.

«Это сигнал всем, кто хочет спекулировать или действительно верит в автономизацию субъектов РФ, — поясняет Сергей Маркелов. — Всегда на этой теме спекулировали Татарстан, Башкортостан, кавказские республики. С каждой территорией, на которой могли возникнуть такие территориальные вопросы, Россия нашла свой диалог: с кавказцами один, с Башкирией другой, с татарскими элитами третий».

Сейчас, по словам собеседника «Ридуса», государство не хочет, чтобы тема территориальной целостности страны хоть как-то была в информационной повестке. «Безусловно, внутри этого закона сидит история 2014 года с Крымом», — резюмировал Маркелов.

Нам важно ваше мнение!

+0

Комментарии (0)