Россияне готовятся жить в бедности

© Оксана Викторова/Коллаж/Ridus.ru

© Оксана Викторова/Коллаж/Ridus.ru

Уровень тревожности российских потребителей снижается, но они по-прежнему не готовы увеличивать свои траты — таковы результаты опроса от The Boston Consulting Group и «Ромир».

Почти половина респондентов (47%) считают, что худшее еще впереди — это на 18% меньше, чем в апреле. Граждан все меньше заботит эпидемиологическая обстановка, зато растут опасения относительно трудоустройства и финансового благополучия. Россияне готовятся к дальнейшему снижению своих доходов и переходят в режим экономии.


Только 35% участников опроса рассчитывают вернуться к прежним тратам на продукты питания за несколько недель, 32% закладывают на это несколько месяцев, 16% - более года, а около 17% готовятся впредь питаться гораздо скромнее, чем раньше. Еще медленнее будут восстанавливаться расходы на одежду и обувь.

Но сильнее всего ожидаемо страдают категории, относящиеся к индустрии досуга, развлечений и путешествий: так, 33% и 36% соответственно считают, что им уже никогда не удастся тратиться на рестораны и путешествия так же, как до пандемии.

Авторы исследования отмечают, что в целом в России потребители снижают траты более активно, чем на других развивающихся рынках. Стремление тратить меньше они объясняют двумя ключевыми причинами — снижением дохода и наличием ранее заготовленных запасов, а увеличение затрат среди некоторых потребителей — ожидаемым повышением цен и стремлением накопить запасы.

Это также можно связать с тем, что люди начали понимать, что их благосостояние зависит только от них самих и надеяться на помощь государства особого смысла нет, полагает эксперт Академии управления финансами и инвестициями Алексей Кричевский.

Постепенно будет повышаться уровень финансовой грамотности, что приведет к росту накоплений и снижению расходов на одежду, развлечения, путешествия, рестораны. Другими словами, люди начинают копить на старость уже сегодня, — добавляет он.

По оценкам НИУ ВШЭ, реальные доходы россиян во втором квартале 2020 года могли бы рухнуть на 21,8% в годовом выражении, если бы власти не предприняли антикризисных мер поддержки. Впрочем, и с этими мерами (уже действующими и предполагаемыми) падение составит порядка 18%.

«Возможно, новые мероприятия Общенационального плана восстановления экономики России, который только что разработан, позволят поправить ситуацию с доходами в последующие периоды», — говорится в материалах университета.

Ранее Институт «Центр развития» НИУ ВШЭ спрогнозировал падение доходов населения по итогам года от 8,2% до 12,1% в зависимости от развития ситуации.

Все только начинается

© Оксана Викторова/Коллаж/Ridus.ru

Расчёты ВШЭ представляются вполне релевантными и внушают доверие, считает главный аналитик TeleTrade Марк Гойхман. И поскольку восстановление хозяйства и деловой активности обещает быть длительным, то и возврат доходов к тому уровню, на котором они находились до пандемии, может затянуться на много месяцев.

Падение реальных располагаемых доходов населения из-за последствий пандемии и падения экономики только началось, к сожалению. Вероятно, они станут расти от «дна» в 2021 году, но восстановятся не ранее 2022 года, — прогнозирует эксперт.

По его словам, у россиян, привыкших к периодическим экономическим потрясениям, потребительское поведение легко становится сберегательными, крайне экономным, что в очередной раз и произошло. По мере выхода из острой фазы эпидемии будут повышаться прежде всего расходы на приобретение текущих необходимых потребительских товаров — еда, одежда. А вот покупки товаров длительного пользования, таких как автомобили, мебель, крупная техника — по возможности, в массе своей будут откладываться. Равно как и меньше станет поездок, путешествий, посещений ресторанов и пр.

Зато получит всплеск интернет-торговля: и люди, и торговые сети, хотя и вынужденно, но массово уже распробовали куплю-продажу продуктов онлайн. По оценкам ANCOR, в апреле 2020 года его доля в продовольственной рознице поднялась до 5−7%, тогда как в 2019-м колебалась от 0 до 5%.

После окончания карантина значительная роль данного сегмента, очевидно, сохранится из-за его удобства и иных преимуществ: 71% россиян планируют продолжить использование сервисов доставки продуктов после снятия самоизоляции, как показало исследование Роскачества и Аналитического центра НАФИ, — отмечает аналитик.

Но в целом сокращение доходов населения негативно отразится на экономике, поскольку потребительские расходы — это источник поддержки и роста бизнеса, хозяйства в целом. Когда у людей мало денег, они покупают меньше товаров, соответственно предприятия сокращают выпуск продукции из-за отсутствия платёжеспособного спроса, а если производство стагнирует, не получают доходы работники этих компаний, поставщики, транспортники, торговцы — получается замкнутый круг. И в бюджет, соответственно, идёт меньше налогов — отсюда нехватка средств на выплаты бюджетникам, пенсионерам.

Долгая дорога к светлому прошлому

© Игорь Ставцев/Коллаж/Ridus.ru

Восстановления потребительского спроса до докризисных уровней не стоит ждать раньше второй половины следующего года, предупреждает Кричевский.

Во-первых, недавно представленный план Правительства по выводу экономики на прежние мощности как раз ориентирован на вторую половину 2021 года, то есть людям можно заранее готовиться, что потрясения последних месяцев могут продолжиться и дальше. Во-вторых, приличную часть спроса формируют те, кто сейчас лишился работы — представители сфер красоты, общепита, фитнеса, — поясняет он.

По первичному анализу этих сфер экспертами каждой из областей, к работе не вернутся до 50% ресторанов, до 40% салонов красоты и других бьюти-точек и порядка 25−30% фитнес-клубов. А это — миллионы граждан, которые формируют спрос, напоминает аналитик. И насколько затянется процесс возвращения этих отраслей хотя бы к показателям 2017−2018 годов, сказать сложно, но наступит это явно не в текущем и следующем годах.

По большому счету, спрос после самоизоляции первые 2−3 месяца останется таким же, как и во время — питание, онлайн-сервисы, доставка еды плюс разовые посещения салонов красоты. То есть уже сейчас можно констатировать, что до конца года граждане будут очень осторожны в тратах, поскольку неизвестно, придет ли вторая волна пандемии и если придет, то когда, — рассуждает Кричевский.

После того, как заболевание полностью сойдет на нет, люди вернутся к прежнему уровню затрат, но в борьбе за потребителя будут выигрывать онлайн-сервисы, предоставляя лучшие предложения по более низким ценам, соглашается он с выводами коллеги.

По словам эксперта, понимание того, насколько реально, а не статистически, упадут доходы россиян, придет только через несколько недель после полной отмены режима самоизоляции, когда откроются все заведения, которые до сих пор закрыты. При этом при расчете данного показателя нужно учитывать и количество закрывшихся предприятий, и «серые» зарплаты, и компании, которые спустят в карманы учредителей кредиты под 2% на зарплаты людей.

Возможно, прогнозы о падении на 10% сбудутся, но на сегодняшний момент более реальным показателем видится 15−20%. И роста в следующем году также ожидать не стоит, поскольку серьезно вырастет потребительская инфляция, как и инфляция, которую считают чиновники, что фактически нивелирует мизерный прирост доходов по сравнению с текущим годом, — заключает аналитик.

Нам важно ваше мнение!

+0

Комментарии (0)