Как правильно отказать сетевым попрошайкам-мошенникам

© Игорь Ставцев/Коллаж/Ridus.ru

© Игорь Ставцев/Коллаж/Ridus.ru

Опять в Сети скандал. О нем пишут в газетах и вот-вот заговорят с голубых экранов. Известный историк моды в грубой форме отказал в помощи больному ребенку со спинальной мышечной атрофией (СМА). Мать оскорблена и готова рассказать всему миру, как ее ребенка назвали «малолеткой с плохой генетикой». Несколько недель назад героем похожего скандала стал другой известный человек.

Случайность? Вряд ли. «Ридус» расскажет, зачем все это надо и как не оказаться на месте историка моды, когда «они придут за вами».


Стоит сразу заметить, что родители несчастных детей крайне редко сами обращаются за помощью к известным людям. Многочисленные комментарии с рассказом о сборе пишут сетевые активисты, по какому-то недоразумению называющие себя «волонтерами». Именно они приходят в чужой блог и пишут о Мишеньке или Машеньке. Именно они рассылают сообщения с просьбой помочь. Именно они просят о размещении информации в группах в социальных сетях. Именно они отвечают на вопросы по сбору и переписываются в дискуссии, объясняя и отвечая на вопросы публики. В соцсетях очень любят подчеркивать, что родители очень заняты уходом за ребенком, им не то что работать вне дома, им голову поднять некогда, где уж тут читать сетевые скандалы.

Возникает закономерный вопрос. Каждый день сетевые активисты пишут тысячи комментариев в сотнях блогов звезд эстрады, известных людей, обращаются к политикам и журналистам. Как именно родители так оперативно узнают, что кто-то назвал их ребенка грубым словом, не слишком вежливо отказал в помощи или неуважительно отозвался об их горе? Сетевые активисты что, намеренно делятся с матерью сравнениями и эпитетами и даже не пытаются ее поберечь? Получается, что да.

Сетевые активисты сперва провоцируют известного человека, по какой-то причине ведущего свой блог самостоятельно, а не использующего его как площадку для пиара под управлением специально нанятого профессионала, а потом оборачивают его грубость в свою пользу. Медийный скандал на чужих костях — это внимание, а внимание — это деньги. Ни о каких уязвленных чувствах речи и близко не идет.

Историк моды не первый человек, вдруг оказавшийся в глазах публики злодеем, убивающим невинную детку своими сомнениями. Несколько недель назад в похожей ситуации оказался российский миллионер. Сперва сетевые активисты написали множество комментариев в личном Instagram миллионера с просьбой помочь их подопечному. Как принято в социальных сетях, просьбы эти больше напоминали требования. Как и историк моды, миллионер посмел отказать в помощи другому малышу со СМА и усомнился в чистоте намерений сборщиков. И понеслось.

Оскорбленная в лучших чувствах мать обратилась к журналистам и на федеральный канал, на миллионера вылили ведра и тонны добра, требуя и вымогая у него доверие и сочувствие. Скандал вышел громкий, и, оказавшись в его центре, миллионер решил помочь ребенку. Можно цинично предположить, не столько из добрых чувств, сколько чтобы от него наконец отстали. И так же цинично заметить, что не поможет: сетевые активисты обязательно придут снова, с другими детьми и сборами, точно зная, что тут есть чем поживиться.

Что же делать? Как избежать скандала и не оказаться в глазах общественности в роли людоеда-детоубийцы? Вот несколько простых правил.

Правило первое

Никогда не обвиняйте незнакомых людей в мошенничестве. Если для вас сетевые сборы — незнакомая территория, вы не сможете быстро отличить жуликов от честных людей. Слишком уж похожи методы сбора, отфотошопить можно любые документы, ну а видео легко копируется и присваивается. Назвать человека «мошенником» можно только после того, как он был осужден по 159-й статье. И поэтому клоун Алексей Степанов, собирающий деньги на лечение своих несуществующих детей, — мошенник, а блогер Максим Данилов («Хлестаковщина» и «Как юный общественник облапошил функционеров»), побирающийся на такой же несуществующий рак у себя, — нет.

Правило второе

Не вступайте в дискуссию по медицинским вопросам. Особенно если вы по образованию врач, а ваш племянник болеет именно этим заболеванием и успешно лечится не за миллион долларов. Никакая научная логика, никакие экспертные мнения не помогут при столкновении с фанатичной верой в силу зеленых бумажек. В головах ваших собеседников убивает ребенка не болезнь, его убивают неверие в победу и людская черствость. Спорить с религиозными фанатиками бесполезно.

Правило третье

Увидев у себя в блоге десятки однотипных комментариев с просьбой помочь, знайте, что этот налет не случаен. Есть специальные чаты, в которых сетевые активисты пишут образцы комментариев, только скопируй и вставь, и обмениваются информацией, к кому из известных людей уже обращались, а кого обошли вниманием. В этих же чатах обсуждается каждое ваше слово и ваш комментарий. В 90 случаях из 100 вы в итоге беседуете с коллективным разумом, а не с конкретным человеком.

В Сети обсуждался подобный чатик после публикации статьи о сборе на путешествие в Корею умирающего 5-летнего Кирилла Зубкова («Кирилл умер, но сбор на него живет»).

Правило четвертое

Никогда не пишите, что помогаете кому-то еще. Вам тут же попытаются объяснить, что не надо спасать бизнес вашего друга или помогать миграции пингвинов на Галапагосские острова. Если вы уже помогаете, вы потенциально уязвимы. Вас можно либо спровоцировать на негативное сравнение субъекта вашей помощи и больной детки, как произошло с историком моды, либо попытаться наныть помощь подопечному сетевого активиста бесконечным повторением «как вы можете, почему не Васе». Еще вас можно обвинить в ангажированности и предвзятости по отношению к подопечному.

Правило пятое

Не отвечайте. Помните, что любой ваш ответ — это повод тут же позвать группу поддержки из чатика и попытаться завалить вас массой. Вы окажетесь один против оголтелой фанатичной своры, уверенной в своем праве не просить, а требовать помощи. У вас много, у них и их подопечного мало. В их глазах вы должны и обязаны. Ведь ваш успех — только их заслуга.

Правило шестое

Не стоит репостить просьбу о помощи, если вы надеетесь этим отвязаться от обратившихся. Увидев в вашем блоге призыв помочь кому угодно и в чем угодно, к вам тут же придет в десять раз больше активистов. Они будут постить однотипные комментарии, ругаться между собой, выясняя, какая детка более достойна помощи, и, опять же, пытаться втянуть вас в обсуждение, чем выбранный вами сбор лучше, почему вы выбрали не их подопечного. И если вы ошибетесь в выборе интонации, никакие ваши прошлые заслуги на ниве благотворительности вам не помогут. Вас просто распнут и проклянут.

Правило седьмое

Не баньте сетевых активистов. И не удаляйте их комментарии. Именно так. Бан или удаление — это реакция. Отреагировав, вы уже в дискуссии с людьми, имеющими как опыт таких бесед, так и профессиональных наставников, чья единственная цель — любой ценой развести вас либо на деньги, либо на пиар их проекта. Ваши интересы для них даже не вторичны, их просто не существует.

Получается, что у известного человека, ведущего свой блог самостоятельно, есть только один безусловно безопасный способ реакции на просьбы о помощи. Это…

И вот тут самое место написать «проверьте, не помогает ли человеку благотворительный фонд, он уже рассмотрел все документы, и решите, хотите ли вы помочь». Но я этого делать не буду.

На нашу с вами беду, из названий подозрительных и недобросовестных фондов можно составить список, уходящий в бесконечность. Сетевые активисты, помогающие этим организациям, столь же настырны и беспринципны, как их собратья из частных сборов. И на еще большую беду, некоторые из организаций, которым все равно, на что собирать, лишь бы деньги давали, очень даже на слуху и активно сотрудничают со СМИ, многим из которых тоже все равно, о чем писать и что показывать.

Да, есть эксперты, в том числе и я, которые могут проверить любой сбор на достоверность, оценить правдивость обещаний сетевых активистов и сравнить их с реальными перспективами. Но любая оценка, за исключением «срочно дать как можно больше денег», будет оспорена вашими собеседниками, а эксперт обвинен в ангажированности и аморальности.

Так что действенный способ не стать героем медийного скандала совсем другой.

Не хотите оказаться в центре скандала и не имеете желания, времени или эксперта под рукой, чтобы вникать в сбор помощи для котенка, ребенка или взрослого? Проходите мимо. Просто не отвечайте ни на личные сообщения, ни на комментарии.

Вы себе этой информации ни в голову, ни в блог не заказывали, и, значит, она такой же спам, как предложение увеличить грудь или получить компенсацию за невыплаченные косвенные налоги.

Только сам человек решает, как тратить заработанные им деньги и социальный капитал. И совсем не обязан ими делиться по первой просьбе сетевого незнакомца. Это только ваш выбор. И никто не вправе вас за него осудить и потребовать выбрать что-то другое.

Нам важно ваше мнение!

+0

Комментарии (0)