Как сегодня воспринимает День Победы молодежь постсоветского пространства

© youtube.com

© youtube.com

После распада СССР важным историческим символом, одним из немногих, что объединял разрозненные государства, был символ Победы в Великой Отечественной войне.

Сегодня эти страны — независимые друг от друга субъекты, но нельзя не учитывать, что формируя свою национальную идентичность, они могут по-своему использовать исторический материал. Отсюда возможны некоторые перекосы в интерпретации событий военной поры, например, в подсчете вклада того или иного этноса (особенно титульного), той или иной страны в общую Победу, что в дальнейшем может создавать конфликтные ситуации.


Сейчас сложная конструкция коллективной памяти о войне вступает в новый этап трансформации, обусловленный естественной сменой поколений. До недавнего времени публичные нарративы о Великой Отечественной войне черпали силу в живой социальной памяти, подкреплялись рассказами старших членов семьи, соседей, знакомых, что делало их частью личной истории.

Но подрастают поколения, для которых все уже иначе. Не случайно столь широкий отклик имеет акция «Бессмертный полк» — люди чувствуют потребность в символизации исчезающей живой памяти. Но в результате её активного политического использования происходит превращение того, что видится как часть личной истории, в элемент пропаганды, который у кого-то вызывает отклик, а кого-то оставляет равнодушным.

Немало на восприятии праздника сказывается политическая борьба, превращающая память о Великой Победе в информационное оружие, что для стран постсоветского пространства грозит дезинтеграцией важного объединяющего символа.

В контексте украинского кризиса, например, изначально неполитический символ — георгиевская ленточка из знака единения превратился в маркер идеологического раскола. 

С каждым годом ситуация усугубляется, очевидное несовпадение интерпретаций периодически выливается в «войны памятей», которые активно используют в публичной политике для дискредитации роли России в Победе над Германией во Второй мировой войне. На сегодняшний день, помимо Украины, Георгиевские ленты под запретом в Грузии. Раз в пару лет всплывают фейки о запрете георгиевских лент в Казахстане и Белоруссии, но каждый раз находят опровержения

В канун 75-й годовщины Победы представители политического руководства ряда государств предпринимают попытки обвинить Россию в развязывании Второй мировой войны. Так, польский парламент в январе 2020 года принял резолюцию, согласно которой Советский Союз ответственен за начало войны наравне с фашисткой Германией.

Подобную позицию поддержал во время визита в Польшу президент Украины Зеленский, который назвал Советский Союз одним из виновников Второй мировой войны. Американский посол в Варшаве Джорджетт Мосбахер заявила, что фюрер нацисткой Германии Адольф Гитлер и лидер СССР Иосиф Сталин были зачинщиками Второй мировой войны, жертвой которой стала Польша.

Снос памятника маршалу Коневу в Праге

Снос памятника маршалу Коневу в Праге

С приближением 75-й годовщины Дня Победы над фашисткой Германией в зарубежных СМИ развернулась оголтелая пропаганда, которая пытается исказить причины, ход и итоги Второй мировой войны. Так, украинский «Обозреватель» публикует материал, в котором освободителями Праги называют «власовцев», на деле просто пытавшихся спасти себя от справедливого возмездия. Британские СМИ с упорством рисуют «ужасные зверства» русских солдат во дни штурма Берлина. А вот о зверствах немецкой армии в статье ни слова. 

Все это неминуемо сказывается на общественном восприятии событий Второй мировой войны. В контексте целенаправленного искажения объективных сведений о военно-политических событиях 1939−1945 годов на международном уровне особый интерес представляет то, как современная молодежь постсоветского пространства, на плечи которой в ближайшие годы ляжет ответственность за будущее государств, воспринимает этот Великий день нашей истории, а также то, какие факторы влияют на формирование его восприятия.

Мы, группа социологов, провели исследование с помощью серии фокусированных интервью, в котором приняли участие молодые люди в возрасте от 18 до 35 лет из Беларуси, Армении, Казахстана, Кыргызстана — стран, входящих в Евразийский экономический союз. Всего 100 человек (по 25 из каждой страны).

В своем выборе мы опирались на то, что в публичном пространстве этих стран не наблюдается серьезных скандалов на тему интерпретации истории о Великой Отечественной войне, и официальные власти придерживаются традиционных трактовок исторических событий. Респондентам был задан вопрос: «Будет ли 75-летний юбилей Великой Победы большим праздником в вашей семье?»

Прежде всего следует отметить, что везде большинство молодых людей планируют отмечать этот день: так, в России — 72% и Казахстане — 76%, следом идет Кыргызстан — 64%, однако существенен процент тех, кто не считают 9 мая праздником: в Беларуси (48%) и в Армении (40%), что говорит о растущей тенденции к сокращению его популярности у молодежи этих стран.

Современное восприятие праздника Великой Победы трансформируется на наших глазах. Обесцвечиванию подвига соотечественников, помимо прямого искажения исторических фактов, в СМИ способствует распространение на постсоветском пространстве отношения к «русской культуре» как примитивной, «неотесанной», присущей простолюдинам — «ватникам».

Также существенное влияние оказывает всеобщая феминизация, довлеющая над мускульными ценностями: готовность защищать Родину чтить память предков, жертвовать собой ради ближнего — превращаются в чудаковатые архаизмы.

Так, недавний громкий скандал со сносом памятника Коневу в Праге продемонстрировал еще одну актуальную тенденцию, связанную с распространением ЛГБТ-символики. Чешские СМИ писали о «положительных последствиях» демонтажа советского памятника для «замечательных традиций чешской культуры», так как отныне главным памятником, посвященным Второй мировой войне в чешской столице, стало «Братание», — монумент с гомоэротическим подтекстом, изображающий целующихся солдат.

«Братание» в Праге

«Братание» в Праге

Наш опрос также выявил некоторую склонность среди молодого поколения воспринимать образы Великой Отечественной войны с позиции «женственной культуры» — слезы матерей, скорбь по погибшим, «исковерканные судьбы незаслуженно осуждённых пленённых солдат», «непроходящая боль женщин, подвергшихся плотскому насилию» и т. д.

Однако, особенно в России и среднеазиатской части Евразийского экономического союза, наибольшее количество респондентов ассоциируют Великую Отечественную войну с победой, триумфом, торжеством духа, испытывают «гордость за Великий подвиг советского народа».

«Величайшая трагедия и величайший подвиг нашей страны. Огромные потери, гибель близких — и в то же время гордость за свой народ — победитель», — так описал свои эмоции молодой человек из Казахстана.

В России, как недавно отметил директор аналитического департамента компании «Крибрум», проводившей соответствующее исследование, Артем Курицын, существует несколько основных блоков пропагандистских шаблонов, при помощи которых против Дня Победы идёт информационная война.

Первый — распространение термина «победобесие». Он появился, по данным экспертов, в 2005 году, однако масштабное распространение началось в 2014 году. Следующий блок — «нам нечем гордиться». Также активно распространяются тезисы об отождествлении коммунизма и фашизма, когда коммунизм и фашизм, Гитлер и Сталин ставятся на один уровень.

Следующий аспект — обвинение СССР в начале войны. Последний блок — обвинение СССР и России в оккупации.

В нашем опросе среди молодых людей из России подобные утверждения встречались, но не часто. В целом всего 16% от общего числа респондентов употребляли те или иные пропагандистские стереотипы из приведённых блоков. На евразийским пространстве больше всего подобных мнений среди молодёжи Беларуси — 28% и Армении — 20%.

Таким образом, можно сказать, что существенное влияние на восприятие Дня Победы среди молодежи оказывает информационно-коммуникативный фактор: пропаганда в СМИ и социальных сетях. Однако, как показало исследование, при наличии некоторой восприимчивости к антироссийской и антисоветской пропаганде особенно в европейской части Евразийского экономического союза (Армения и Беларусь), в настоящее время в сознании молодежи доминируют традиционное отношение к этому празднику как к торжеству подвига советских солдат, освободивших мир от фашизма. 

День Победы для культуры наших стран несет в себе метафизический смысл. Если воспринимать его не как погребенный марш, а как торжество воскресения, триумф духа, победу добра над злом, жизни над смертью, можно оценить всю соборность — единство живых и мертвых. Как писал Александр Твардовский: «Что ж, мы трава? Что ж и они трава? Нет. Не избыть нам связи обоюдной. Не мертвых власть, а власть того родства, Что даже смерти стало неподсудно». Эти строки говорят о том, что именно нас объединяет, каким образом связываются времена, и как важно для интеграции наших народов сохранить историческую правду о наших героях.

Нам важно ваше мнение!

+0

Комментарии (0)