Бензин будет дорогим: власти не допустят ввоза в РФ дешевого топлива

© Оксана Викторова/Коллаж/Ridus

© Оксана Викторова/Коллаж/Ridus

Минфин одобрил предложения Минэнерго о запрете импорта в Россию нефтепродуктов (бензина и дизеля, а также газойлей и керосина), которые сейчас предлагаются по цене ниже отечественных аналогов. Запрет призван поддержать российские нефтеперерабатывающие заводы и будет действовать до 1 октября.

«В настоящий момент он находится на финальном согласовании в правительстве», — сообщил ТАСС источник в одном из министерств.

Как объяснял ранее министр энергетики России Александр Новак, цель новой инициативы — сохранить рабочие места и работу НПЗ. По словам чиновника, объем потребления нефтепродуктов на АЗС России из-за режима самоизоляции снизился на 40−50%.


Во всем виноваты налоги

Временное ограничение, вероятно, будет принято, считает ведущий аналитик Forex Optimum Иван Капустянский. По его словам, это необходимо для того, чтобы у отечественных производителей нефтепродуктов не было дополнительных проблем с реализацией продукции.

На данный момент НПЗ и так страдают от снижения спроса из-за пандемии короноавируса. Дополнительную конкуренцию они не потянут, потому что будут работать в убыток, — отмечает эксперт.

В себестоимости бензина львиную долю занимают акцизы, поясняет он. Фактически это издержки, которые производители не контролируют — их устанавливает государство. Государству, в свою очередь, также крайне невыгодно, чтобы нефтепереработка банкротилась, потому что бюджет страны на 30% зависит от нефтегазовой отрасли, то есть это основной доход России.

Также в этой отрасли работает большое количество граждан. Поэтому закрыть свой рынок от конкурентов верное решение, чтобы не увеличивалась безработица, — рассуждает аналитик.

Оптовая стоимость тонны АИ 92 составляет порядка 35 тысяч рублей, тогда как выплаты НДС и акцизам составляют более 20 тысяч рублей, плюс сейчас компаниям необходимо платить демпфер в бюджет, а это еще около 15 тысяч, подсчитал эксперт Академии управления финансами и инвестициями Геннадий Николаев.

Вот и получается, что перерабатывать бензин совершенно невыгодно. Именно поэтому цены на АЗС почти не изменились, например АИ-95 по стране стал стоить дешевле примерно на 1 рубль — 45,7 рубля, — указывает он.

© pixabay.com

Почему европейский бензин дешевле

Рыночная цена нефти упала до минимальных отметок с 1999 года, благодаря чему топлива сейчас дешевеет почти по всему миру. И после резкого обвала цен на нефть производство бензина в Европе стало более выгодным занятием, чем в России, поскольку там иная специфика ценообразования — сырье занимает значительную часть в себестоимости топлива.

Поэтому, когда цены на нефть упали, себестоимость производства снизилась. На этом фоне импорт из стран ЕС стал более выгодным даже с учетом остальных накладных расходов, — говорит Капустянский.

Европейский аналог АИ 95, даже с учетом затрат на транспортировку в Россию, мог бы стоить порядка 37 рублей за литр, добавляет Николаев. Так что, из-за чрезмерной фискальной нагрузки отечественные игроки не могут конкурировать с европейцами.

Если запрет не будет принят, в отрасли могут возникнуть серьезные проблемы, которые неминуемо привели бы к банкротствам и массовым увольнениям. Запрет на импорт является самой адекватной реакцией в текущих условиях, — считает эксперт.

© pixabay.com

Вверх или вниз?

Нельзя сказать, что за поддержку российских нефтеперерабатывающих заводов заплатят рядовые россияне, которые лишатся дешевого бензина, считает Капустянский.

Это решение в интересах самих граждан, которые трудятся в отрасли, и в целом общества, чтобы не лишаться в будущем источника дохода, — уточняет он.

Вместе с тем значительного роста стоимости бензина не будет, равно как и снижения, прогнозирует аналитик. Хотя сценарий с ростом все же более вероятный, потому что нефтяники за счет повышения цен могут захотеть компенсировать снижение доходов.

Более того, этот рост допустим на уровень инфляции в рамках демпфирующего механизма. На данный момент средняя стоимость бензина АИ — 92 по России составляет 41,75. Фактически это уровни весны прошлого года. В рамках допустимого роста согласно демпферному механизму, цены до конца года могут вырасти ближе к 42 рублям за литр, — рассуждает эксперт.

Стоимость топлива будет незначительно уменьшаться весь период сверхнизких нефтяных цен, возражает Николаев. Но не стоит ожидать серьезных изменений в рознице, так как из-за высоких издержек и падения спроса многие игроки просто не в состоянии снижать цены, добавляет он.

По оценкам эксперта, в среднем по России цена АИ-95 может снизиться до 45,30 за литр, АИ-92 — до 41,70 за литр, а дизеля — до 47,10 за литр. Причем в крупных городах, где расходы на ведение бизнеса выше, цены могут практически не измениться. Например, в Москве стоимость АИ-95 стабильно держится на отметке в 46,78 за литр с начала марта.

Нам важно ваше мнение!

+0

Комментарии (0)