+28
Сохранить Сохранено 7
×

Мастер-стеклодув раскрыл тайны искусства


Мастер-стеклодув раскрыл тайны искусства

© Антон Михайлович Маршумов

Антон Михайлович Маршумов вырос в творческой семье, его родители — заслуженные художники России, вошедшие в историю «советского стекла».

В начале 70-х годов прошлого века на базе Калининского стекольного завода в Твери они создали стеклодувное производство для изготовления художественных изделий из стекла.

Ирине и Михаилу Маршумовым удалось разработать уникальный авторский стиль, добавив в технику работы с трубкой на газовой горелке приемы выдувания из старшей «гутной» техники.

Как рассказал Антон Михайлович гражданскому журналисту «Ридуса», его родителями, по сути, была подготовлена целая плеяда прекрасных мастеров-стеклодувов.

Можно даже сказать, что они создали уникальную Тверскую школу художественного стеклоделия, — рассказал мастер.

В связи с этим нет ничего удивительного в том, что и сам Антон Михайлович пошёл по пути своих родителей и освоил мастерство изготовления художественных изделий из стекла.

С детства я часто был с мамой на заводе. Она была главным художником и разрабатывала новые изделия для производства, работая с мастерами. С тех пор любовь к стеклу не отпускает. Я благодарен своим родителям, что они открыли для меня целый мир декоративного искусства и были моими первыми учителями. Стекло стало моим способом самореализации и самовыражения себя как художника.
© Антон Михайлович Маршумов
© Антон Михайлович Маршумов
© Антон Михайлович Маршумов

По его словам, уникальность тверской техники художественного стеклоделия заключается в том, что ранее технология выдувания изделий из трубки на газовой горелке использовалась в основном для производства лабораторных изделий и аппаратуры, а его родители, дополнив эту технику и создав новые приемы, стали использовать ее для производства сувениров и художественных изделий.

Их творчество было оценено золотой медалью и первым местом на международном биеннале по стеклу в Чехословакии в 1976 году.

Всерьёз работать за горелкой я начал с 17 лет и продолжаю до сих пор, то есть большую часть своей жизни. А началось все с художественно-сувенирного участка Калининского стекольного завода. Потом окончил Тверское художественное училище им. Венецианова. Хорошему мастеру нужно учиться постоянно, работать над формой, оттачивая приёмы каждый день. Стеклодувная техника одна из самых сложных, ее невозможно освоить за несколько недель или месяцев. Для создания новых произведений нужно чувствовать материал, пропорции, красоту движения линии, силуэта и даже оптические характеристики стекла. Когда оно горячее и становится пластичным, есть только несколько секунд, чтобы заставить его принять нужную тебе форму или успеть завершить какой-то прием.
© Антон Михайлович Маршумов
© Антон Михайлович Маршумов

Всё это, как отмечает Антон Михайлович, осложняется тем, что никогда нельзя быть уверенным, что изделие не лопнет в последний момент прямо у тебя в руках. Восстановить и исправить получившееся, как правило, уже невозможно. Малейшая оплошность или небрежность, дефект стекла, который невозможно увидеть — весь рабочий день насмарку.

Для создания произведения важно триединство: необходимо приложение трех основ. На мой взгляд — это закон нашего бытия: Святая Троица как высший закон метрики нашего пространства. Поэтому, первое — это творческая идея, второе — художественное воплощение этой идеи в виде эскиза или проекта, третье — работа мастера стеклодува. У меня нет мастеров, как бывало раньше у художников, нет завода. Все приходится делать самому.
© Антон Михайлович Маршумов
© Антон Михайлович Маршумов
© Антон Михайлович Маршумов

Все работы Антона Михайловича индивидуальны и выполнены, как правило, в одном экземпляре. Большие работы создаются поэтапно: детали могут спаиваться в конце, но предварительно отжигаются в печи для снятия внутреннего напряжения стекла, поэтому на создание таких работ может уходить до нескольких недель.

Инструменты и материалы в данном вопросе — больной и дорогой вопрос. Во-первых, необходимо помещение, имеющее приточную и вытяжную вентиляцию. Во-вторых, непосредственно для работы нужна горелка, воздушный компрессор, некоторый запас кислородных баллонов, а также баллон с пропаном. Необходима также печь для отжига изделий. Есть экономный вариант для людей, которые работают с мелкой пластикой, делая фигурки или украшения из стекла. Но там другое стекло, горелка и возможность использовать другое оборудование. Я работаю с боросиликатным стеклом, а оно весьма дорого стоит, особенно цветное стекло.
© Антон Михайлович Маршумов
© Антон Михайлович Маршумов
© Антон Михайлович Маршумов

По признанию мастера, большинство творческих сюжетов для его новых работ приходит внезапно. Это может произойти в процессе чтения интересной книги, созерцания красивого пейзажа, просмотра кинофильма… все это может дать толчок для новой творческой идеи.

Работа со стеклом и огнём для меня является своеобразной медитацией, поэтому в процессе я иногда теряю чувство времени. Завораживает энергетика процесса. Это общение со стихией Огня, «алхимия» плавления стекла и появление новой упорядоченной структуры. Это создание и воплощение мыслеформы творческого замысла. Иногда работа не отпускает… Самой сложной в плане построения композиции была моя последняя работа. Я переделывал ее недели две и до сих пор не могу остановиться, так как стараюсь добиться совершенства. Она называется «Море, небо и я». Корабль я переделывал семь раз и, наверное, буду еще…
«Море, небо и я» © Антон Михайлович Маршумов

В целом же мастеру обычно нравится делать то, что можно применять в быту, используя каждый день, например, подсвечники, бокалы для вина, тематические сувениры и скульптуры. По его признанию, ему самому хочется и нравится пользоваться такими предметами, так как они индивидуальны.

В настоящий момент Антон Михайлович работает над своим самым главным в жизни проектом — он занимается строительством дома-музея художественного стекла в Тверской области, который будет расположен рядом с транспортной развязкой М11.

Там будет не только выставка произведений и изделий из стекла, но и открытая стеклодувная мастерская, что даст возможность проведения мастер-классов, шоу для посетителей, производство сувениров. Но главное предназначение дома-музея — сохранение и передача знаний и традиций тверской школы стеклодувного мастерства, а в личном плане — это дань уважения моим родителям, их творчеству и служению искусству.
© Антон Михайлович Маршумов
© Антон Михайлович Маршумов
© Антон Михайлович Маршумов

  • Телеграм
  • Дзен
  • Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.

Нам важно ваше мнение!

+28

 

   

Комментарии (0)