Реконструкция во время чумы: что стало с главной улицей Севастополя

© Коллаж/Ридус

© Коллаж/Ридус

Реконструкция одной их центральных артерий Севастополя, оцененная в 2 миллиарда рублей, выделенных специально на эти цели московской мэрией, продолжается несмотря на каскад ограничительных мер из-за коронавируса. С октября прошлого года, момента старта работ, региональные СМИ регулярно критикуют проект. Впрочем, объективную оценку до окончания работ, запланированного на конец апреля, дать невозможно. Или возможно?

Собкор «Ридуса» оценил, как развивается ситуация.


В 2018 году правительство Севастополя заключило с правительством Москвы соглашение, по которому власти столицы выделили 22 миллиарда рублей на благоустройство города-героя. В сентябре этого года стало известно, что власти решили начать реконструкцию одной из старейших улиц, на ее перестройку Москва выделила Севастополю 2 миллиарда рублей.

Всем не угодишь

В сентябре 2019 года региональное правительство презентовало жителям Севастополя концепцию реконструкции улицы Большая Морская, но население потребовало ее изменить. Власти несколько раз собирали общественные обсуждения, на одном из них врио губернатора Севастополя Михаил Развожаев даже выступил модератором. Чуть более месяца региональные чиновники и проектировщик Wow House корректировали проект. В нем учли большинство здравых предложений горожан.

Однако у севастопольской общественности, местных экспертов из числа архитекторов и даже депутатов заксобрания появлялись все новые претензии. В итоге в конце октября на одном из заседаний регионального парламента врио губернатора Михаил Развожаев поставил вопрос ребром: либо начинается реконструкция, либо Москва забирает деньги обратно. Депутаты Развожаева поддержали и не стали протестовать против начала строительных работ.

В конце ноября прошлого года началась реконструкция. Чтобы общественность могла чувствовать себя причастной к реконструкции одной из старейших улиц города, по решению Михаила Развожаева был создан наблюдательный совет, который собирается раз в месяц и контролирует строительные работы, а также вносит различные предложения. В состав совета вошли практически все слои местной общественности — от Союза архитекторов до представителей НКО, совсем не связанных с урбанистикой.

© Юрий Югансон

Одним из первых непопулярных решений подрядчика, 100% акций которого принадлежит правительству Москвы, стала вырубка большинства деревьев вдоль улицы. Кроме того, ряд малых архитектурных форм и старинную Таврическую лестницу, вымощенную гранитом, разбомбили рабочие.

Но власти пообещали высадить новые деревья, а также проконтролировать непременное восстановление разрушенных исторических архитектурных элементов.

Корреспондент «Ридуса» посетил реконструкцию и оценил ход работ.

Преображение «лица» Севастополя

Большая Морская улица была отстроена вскоре после основания Севастополя в 1786 году, за это время она несколько раз меняла название: с 1786 года — Морская, затем Большая Морская, с 1921 года — Карла Маркса и с 1946-го — снова Большая Морская.

Во время Великой Отечественной улица была практически полностью разрушена и восстанавливалась первой в городе-герое, в конце 1940-х и начале 1950-х, что определило ее современный архитектурный облик. Здания «сталинской» архитектуры, построенные из белого инкерманского камня, похожи по архитектуре, но построены по индивидуальным проектам. На Большой Морской сохранились несколько памятников архитектуры дореволюционной России.

Улица идет от площади Лазарева и заканчивается на пересечении с площадью Ушакова. Реконструкция затронула и их тоже. На площади Лазарева изменили схему движения: теперь транспорт не будет ездить по кольцу, зато появится новое общественное пространство. Это решение не устроило многих местных, но власти заняли в этом вопросе сторону проектировщика, и вместо кольцевого движения здесь появится Т-образный перекресток. Часть общественного пространства рабочие уже выложили гранитной плиткой и высадили здесь новые деревья.

© Надежда Исаева/Ridus.ru

Сама улица Большая Морская за несколько месяцев действительно преобразилась. Если зимой она выглядела как в 1941 году после бомбежки, а вырубленные деревья дополняли жутковатость пейзажа, то теперь картина кардинально изменилась.

Тротуары покрылись гранитом, Таврическую лестницу и малые архитектурные формы восстановили. Недавно на улице высадили взрослые деревья.

На площади Ушакова, правда, высадка деревьев некоторых горожан не порадовала. Ряд общественников выступил с требованием вернуть клумбу с цветами в центре площади, на которой теперь растут деревья.

© Надежда Исаева/Ridus.ru

Врио губернатора Михаил Развожаев недавно отмечал, что темпами строительных работ он доволен. По словам главы региона, он почти каждый день следит за реконструкцией лично. Также стройку регулярно посещают заместители губернатора, поэтому он уверен, что строительные работы завершатся 20 апреля, точно в срок.

Но вопросы к реконструкции все-таки остались. Корреспондент «Ридуса» пообщался с представителями экспертного сообщества, дабы снять некоторые из них.

Точки над i

Глава общественной организации «Наш Севастополь», член наблюдательного совета Ольга Дронова в разговоре с «Ридусом» сообщила, что «дареному коню в зубы не смотрят, лучше пусть улицу реконструируют, чем Большая Морская оставалась бы в том состоянии [в каком была]». В целом общественница видит немало положительных изменений внешнего облика центральной улицы. Впрочем, некоторые претензии у нее все-таки есть, однако набсовет уже больше месяца не проводился.

«Меня лично возмутил монтаж оснований для ситилайтов (рекламных световых модулей. — Прим. „Ридуса“), которые размещены в гораздо большем количестве, чем было до реконструкции. Об этом на заседаниях набсовета конкретики никто не заявлял, хотя вопрос об этом общественники поднимали. Проектировщики уверяли, что рекламных конструкций будет минимум и в дальнейшем вопрос будет обсуждаться», — отметила Дронова.

© Надежда Исаева/Ridus.ru

Севастопольский архитектор Александр Гладков рассказал в свою очередь «Ридусу», что в реконструкции множество положительных моментов, но и вопросов тоже хватает. Как отметил собеседник, у многих магазинов на первых этажах домов крыльцо у входа оказалось меньше положенного по технике безопасности. Но это нарушение никто не устраняет. Вторая ошибка — сточные трубы, говорит Александр Гладков:

Каждое здание имеет несколько сточных труб, от каждой водосточной трубы идет русло, в граните или под ним, по этому руслу дождевая вода уходит на дорогу. В Москве она отводится на проезжую часть, в Севастополе в ходе реконструкции установили гранитную плиту с выемкой как блюдечко, и вода в итоге будет бить туда и на тротуар.

© «Форпост»

Третий недостаток, на который указал архитектор, — подпорные стены и парапеты, которые раньше облицовывали белоснежным инкерманским камнем, известняком, а теперь вместо него используют гранит. «Это может уничтожить дух улицы», — считает Александр Гладков.

С архитектором солидарен севастопольский реставратор Алексей Туманов, обративший внимание на разрушение Таврической лестницы: «Ее поломали для того, чтобы сделать трассу для тяжелой техники для реконструкции кинотеатра „Победа“».

© Надежда Исаева/Ridus.ru

© Надежда Исаева/Ridus.ru

© Надежда Исаева/Ridus.ru

Также реставратор обратил внимание, что около дома по адресу Большая Морская, 24, была небольшая клумба, которая обрамлялась подпорными стенами и большими белоснежными шарами на них. «Все это было поломано», — заключил собеседник «Ридуса».

Кроме того, кладку старинных зданий, подземные ходы времен Крымской войны на площади Лазарева и Ушакова, обнаруженные во время реконструкции, можно было музеифицировать, как в странах Европы, поместив под стекло, а не зарывать и укатывать гранитом, считает реставратор.

Впрочем, врио губернатора Севастополя Михаил Развожаев говорит, что если среди обнаруженных при реконструкции исторических артефактов есть что показать, то все должно быть сохранено:

Например, какая-нибудь кладка, то, что можно представить как объект показа. Тогда надо делать проект и изменять конфигурацию строительства и благоустройства, чтобы вписать часть найденного объекта в среду. Такой опыт действительно есть.

По его словам, все, что можно сохранить, власти «поставят на охрану» или сделают доступным для демонстрации.

«Все находки, которые были сделаны на Большой Морской, как объекты показа, например подземный ход, который нашли на площади Лазарева, или другие объекты, они все изучены, паспортизированы, но принято решение их законсервировать потому, что их невозможно сделать объектами показа при том, чтобы улица эксплуатировалась», — сказал Михаил Развожаев.

Что касается парапета у кинотеатра «Победа», перила действительно сделали несоразмерными и выступающими, признает он. На наблюдательном совете все проблемы и замечания подробно обсуждаются, архитекторам-проектировщикам сделали замечание, и все будет исправлено, объясняет врио губернатора.

В целом, по словам главы Севастополя, все объекты культурного наследия на Большой Морской будут восстановлены. Например, ранее разрушенные строителями шары и вазоны, которые украшали парапеты, будут вырезаны из инкерманского камня. «Эти работы выполняют севастопольские реставрационные компании, у которых есть все необходимые допуски», — пояснил Развожаев.

© фото со страницы Юрия Югансона

По словам врио губернатора, при реконструкции власти регулярно получают предложения от жителей города и порой вносят корректировки. В том проекте, который был заявлен изначально, после работы наблюдательного совета уже изменено 40%. Но не все можно решить.

Понимаете, это получится как письмо дяди Федора домой, маленько пописал Матроскин, маленько Шарик. Чтобы на выходе такого не было, есть ответственность за организацию проекта бюро. Они ко всем вещам прислушиваются, и многие мы корректируем, — говорит глава региона.

© Юрий Югансон

В рамках реконструкции раньше срока начали делать входные группы около исторических зданий, потому что уже готова проектная документация.

«Сначала была идея сделать их в стилистике улицы, из гранита, но проектировщики, которые делали дома, все-таки настаивали на местном материале, поэтому облицовка всех входных групп будет из инкерманского камня, — отметил Михаил Развожаев. — Все будет сочетаться с фасадами».

Позже город получит дофинансирование на реконструкцию фасадов зданий. Однако в этом направлении пока идет подготовка проектной документации, пояснил врио. «Но надо уточнить, где и что делать, мне хочется, чтобы Большая Морская все-таки немного передохнула, перед тем как мы перейдем ко второму этапу», — резюмировал Развожаев.

© Надежда Исаева/Ridus.ru

© Надежда Исаева/Ridus.ru

Нам важно ваше мнение!

+0

Комментарии (0)