«По фактам»: 15 лучших русских альбомов первой четверти 2020

© pofaktam.ru

© pofaktam.ru

Несмотря на то, что с начала 2020 года прошло всего три месяца, вышло уже немало отличных альбомов, выпущенных русскими артистами.

Портал PoFactam.ru подводит предварительные итоги года, отобрав 15 лучших отечественных релизов — от Хадн Дадн и Гречки до OFFMi и Nocow.


Хадн Дадн, «Ностальгия»

Едва московское поп-фолк-трио перевело дух от отличного «Ляоакына», как выпустило новый полноформатник «Ностальгия» — еще более осязаемый в смыслах, экспериментальный в звуке и запоминающийся в мелодиях. Идентифицировать музыку «Хадн Дадн» через какую-то другую — проигрышная затея хотя бы потому, что в полной мере их творчество работает в нашем культурном контексте.

Который с маршрутками, киосками Роспечати, спившимися скейтерами и условными Каринами, которые когда-то были нам друзьями. «Хадн Дадн», в первую очередь, ужасающая в своих подробностях русская тоска, будимая живущим в нашем бессознательном неочевидными тригерами. На данный момент «Хадн Дадн» — одна из самых интересных групп отечественного поп-пространства. Они делают нетривиальный звук, пишут по идеальному поп-припеву в каждой песне, бесконечно иронизируют и вместе с тем стреляют в слушателя чуть ли не суицидальными смысловыми пулями.

OFFMi, «To U»

OFFMi отошел от былых экспериментов с электронными жанрами, каковые были на одном из самых неординарных релизов новой школы «Страха нет». Вместо этого исполнитель записал от и до трэп-альбом, умудрившись не растерять при этом свою самобытность. Никита Святковский явно вырос как рэп-исполнитель, его флоу стало куда более изобретательным и разнообразным. При этом артист совершенно не стесняется фриковать. Послушайте только его мощнейший фит с Moneuno «Голод» (один из очевидных пиков альбома) — этот пищащий флоу вы вряд ли забудете.

Nocow, «Ualldie»

В последние годы Nocow отошел от future garage, переключившись на техно, и декабрьский мини-альбом «Ualldie» — один из лучших его релизов за последнее время, в котором он берется за олдскульный техно-транс с дуболомной бочкой в духе датского лейбла Kulør. Особое внимание на треки «S.on», чем-то похожий на творчество уроженца Мурманска AL-90, и «New Terminal», отсылающий к классике транса «The Age Of Love».

Гречка, «Из доброго в злое»

Гречка повзрослела, но не стесняется показаться наивной, косноязычной и простодушной — она просто хочет быть собой, и в этом ее сила и красота. Место тоскливых акустических баллад заняли звонкие поп-хиты с внятным звучанием, ненавязчивыми трэп-трещетками и подсмотреными у «Пошлой Молли» синтезаторами. Певице удалось избавиться от былого однообразия, сделав каждую песню на альбоме непохожей на остальные.

Самая неожиданная и без всяких скидок выдающаяся вещь на альбоме — песня-манифест «Русская тоска», записанная с хором и оркестром, и такое звучание певице на удивление очень даже идет. Как оказалось, Гречка умеет в крайне убедительный арт-поп, будто бы навеянный известной книгой Юрчака «Это было навсегда, пока не кончилось» о двоемыслии в СССР. Певица предсказывает неизбежность конца «ужаса без конца», и, чтобы остаться собой, находит выход во внутренней эмиграции.

Куок, «Decadance 3»

КУОК выдал хорошую альтернативу для тех, кто устал от паточного автотюнового трэпа с дженерик-битами. Артист предлагает вместо этого забористый речетатив и агрессивное звучание, за которое он, начинавший как электронный музыкант, сам же отвечает. Структурированный цифровой хаос, семплы струнных, словно услышанных в нетрезвом состоянии — если пытаться найти ближайший аналог, то им будет Saluki. КУОКу удается выдерживать в своих бэнгерах правильный баланс между агрессией и мелодизмом, атмосферным эмбиентом и басовитым скелетом трека. Особое внимание советую обратить на «Париж», фит с Лауд «Пушка» и драм-н-бейсовую «Мясо», которая ближе к середине неожиданно мутирует чуть ли не в песенного Yves Tumor.

V/A, «Citizens»

Уже по обложке с постылым бетонным забором можно догадаться, что под ней нас ждет индустриальное техно — в диапазоне от танцевального боевика ANSV и восьмидесятнического EBM Meshes до шумовых экспериментов Ilya Delire и африканских ритмов Fulvic Acid. Сборник точно сложно упрекнуть в однообразии, при этом для всех треков характерно объемное многослойное звучание, временами крайне достоверно эмулирующее атмосферу промзоны. Отличное начало для российского лейбла Dissonance.

Песочек — «Домашние обязанности»

Дебютный альбом московской инди-роковой группы «Песочек» состоит сплошь из гимнов внутренней эмиграции. Здесь вы не найдете пафосного обличения государственной системы, как у «Порнофильмов». «Песочек» никого не обличает ни за что не агитирует, предлагая вместо этого всем людям доброй воли душеспасительные советы — надеть шерстяной свитер, уехать из в Москвы в Бологое и собирать шприцы, или же просто влюбиться. Наверное, для многих это пораженческая позиция — зато честная и единственно возможная на данный момент.

ОТВААЛ, «Грувы»

Пока что самый дикий русскоязычный альбом 2020 года — «Грувы ЕР» от московского экспериментального проекта ОТВААЛ, нечто среднее между глитч-хопом JPEGMAFIA, авант-фолком Леонида Федорова и мета-попом деятелей искусства республики Даркменистан «Поехали». Абсурдисткие тексты про бутерброды и тестирование видеоблогером джекпака под мелко покрошенные семплы из всего, что только попалось музыкантом под руку (включая шансон и марш) — так коротко можно описать «Грувы ЕР». Длительность мини-альбома — меньше 10 минут, но на нем происходит столько всего, что едва успеваешь перевести дух. Такие шутки нам нужны.

Yung Acid, «Sittin' Dancer Club»

Экс-казанский электронный дуэт Yung Acid уже широко известен за пределами нашей необъятной. Их треки выходили на уважаемых электронных лейблах Dirty Tapes, New York Haunte и Opal Tapes, да и в России они выпускались на Resonance Moscow, а так же на своем родном лейбле Get busy. На последнем альбоме можно услышать грязные бочки, вокальный грувовые лупы, классическое техно и немного IDM. Слышно как каждый трек прорабатывался, как выводились звуки и как ребята постарались сделать отличный, качовый и неординарный альбом.

«В@#$и ему, Донателло!», «Сутки через двое»

Новый полноформатный альбом ВЕД — 10 треков, балансирующих между экспрессивностью и мелькающим чувством тревоги, юмором и страхом между строк.

«Сутки через двое» попадает во вкусы 30-летних эмокидов: здесь есть всё лучшее из русской эмо-школы 2000-х, по верхушечкам переосмыслены каноны близких жанров (например, хаотик-хардкора) и даже само название группы пробуждает ассоциации из какого-то раннего детства. 

В случае с ВЕД особенно ценно, что при всей своей удалой разъёбности им удаётся преподать свой релиз не особо серьёзной историей с двойным дном. Тексты про обезьян, 0,5 газировки и марио пати только отвлекают внимание — глубже там всё довольно страшно.

SIQMENT.HIDDEN, «Made in heaven»

Хаотичная и постоянно мутирующая во что-то новое электроника от SIQMENT. HIDDEN на его дебютном альбоме «Made in heaven» — своего рода экскурсия по миру будущего, в котором на Земле наконец наступила гармония небоскребов, высших технологий и природы. Так же и органические звуки здесь прекрасно уживаются с машинным грохотом и цифровым шумом. Человеку в этом утопическом мире, разумеется, места нет. Релиз SIQMENT. HIDDEN вышел на российском лейбле INTERNETGHETTO, и это один из самых захватывающих и убедительных примеров деконструкции клубной музыки в России.

Анна Зосимова и Петар Мартич, «Песня — это праздник»

Мастер на все руки Петар Мартич и его девушка Анна Зосимова записали альбом в традициях русского шансона. Не переосмыслили, не освежили, а буквально вернули музыку из наших забытых кошмаров. И получилось здорово. Если вычислять среднее арифметическое, то дуэт Петара и Анны близок к союзу Шуфутинского и Успенской или Круга и Цыгановой. Но при этом треки не вызывают ощущение калькированных, здесь намешано много разной музыки из смежных стилей — есть джаз, лаунж, влияния советской эстрады. И главное, что все они существуют так бесшовно, что треки воспринимаются как талантливые песни, а не как попытки сыграть в тот или иной жанр.

Увула, «Ничего сверхъестественного»

Группа плотно утопает в самоповторах, выдавая всё более предсказуемый материал — трудно сказать, что с момента, как у «Увулы» пропал саксофон, что-то изменилось. Тексты об одном и том же, звук не переизобретается в принципе. Но есть одно но, благодаря которому «Увуле» будет заранее прощено ещё несколько таких альбомов — это умение писать классные мелодии. Это довольно редкий талант. И за него можно простить и неизобретательность, и лирически-звуковую бесхребетность, и инструментальные филлеры.

Егор Забелов, «Нити»

Аккордеон для академического минимализма — не есть что-то из ряда вон выходящее, достаточно вспомнить одну только Полину Оливерос с ее «Deep Listening». Альбом белорусского баяниста «Niti», разумеется, куда очевиднее и понятнее вышеупомянутой работы, при этом она лишета налета пошлости, свойственной многим нео-классическим произведениям. Во многом здесь решает звук — Егор Забелов играет здесь на винтажном немецком кнопочном аккордеоне, при этом во время работы над альбомом он поставил перед собой задачу записать весь спектр издаваемых и выдыхаемых им шумов и звуков, так что порой слышно, как он стучит по кнопкам инструмента.

104, «Кино без сигарет» 

Юра «104», чего уж там, выдал очень старательный дебютный альбом, к которому сложно предъявить вообще какие-либо претензии. Несмотря на пугающий хронометраж в 20 треков, «Кино без сигарет» не дает заскучать, при этом его жанровое разнообразие укладывается в хип-хоп рамки. 

Безотказный грув, скрупулезная работа с семплами и типичный для павлодарских рэперов флоу — все это «Кино без сигарет». 104 размышляет здесь о славе, деньгах и женщинах, в свои лучшие моменты выдавая строки в духе Хаски. «Все в любви, а я один/В этом доме, как в консерве/Среди братьев и б@#$ин/И мы разводим как на ферме их», — читает 104 в треке «Мимо де Жанейро».

Нам важно ваше мнение!

+0

Комментарии (0)