Предприятия продержатся месяц-полтора: как спасти бизнес?

© Оксана Викторова/Коллаж/Ridus

© Оксана Викторова/Коллаж/Ridus

Во вторник, 31 марта, представители различных сфер бизнеса, наиболее пострадавших от пандемии коронавируса, в рамках онлайн-конференции, организованной московским отделением «Деловой России», рассказали о самых насущных проблемах и предложили свои варианты их решения.

Как выяснилось в ходе двухчасового дистанционного общения, при незначительных отраслевых различиях ситуация в целом у предпринимателей схожа. По некоторым оценкам, в экономике сейчас не работают около 20—30% предприятий. Большинство из них либо вообще не имеют запаса финансовой прочности, либо смогут продержаться в текущих условиях максимум месяц-полтора. И если в ближайшее время положительных изменений не случится, от 50% до 100% компаний обанкротятся.


Главное — люди!

Прежде всего предпринимателей волнуют кадровые вопросы. Государство требует от бизнеса сохранить рабочие места и зарплаты, но не поясняет, как это сделать в условиях карантина, снижения спроса и прибыли. Многие сферы услуг в принципе не могут работать удаленно. Так, в гостиницах линейный персонал составляет примерно 80%. В отличие от ресторанов и кафе, их пока официально не закрывают, но постояльцев стало заметно меньше.

В точках общепита зарплата сотрудников в значительной мере зависит от переменной составляющей (чаевые и т. д.), и в условиях простоя доходы резко сокращаются. При этом фонд оплаты труда все равно занимает около 30% общего бюджета предприятий. Уже сейчас многие рестораны не могут заплатить своим работникам даже за март.

Выставочный бизнес полностью остановился. Его тоже в онлайн не перенесешь. И если поначалу офисы еще работали с прицелом на будущее, то сейчас это будущее становится все туманнее — проекты отменяются или переносятся на неопределенный срок. Спад спроса на услуги отрасли продлится не менее шести месяцев, прогнозируют ее игроки. На улице могут оказаться приблизительно 30 тысяч человек.

© Кирилл Кухмарь/ТАСС

Аренда, инвестиции и координация

Еще один вопрос, значимый для большинства компаний, — отношения с арендодателями. Далеко не все из них спешат навстречу арендаторам и отменяют или хотя бы снижают плату на время фактического простоя.

При этом ставки зачастую зависят от местоположения. Например, для ресторанов в торговых центрах Москвы они могут колебаться от 100 тысяч рублей на окраинах до нескольких миллионов рублей в центре, поскольку изначально устанавливаются из расчета людских потоков, проходящих через объект. Очевидно, что в условиях карантина, когда все точки общепита принудительно закрыты, а люди сидят по домам, поток посетителей в любом случае нулевой и выручки нет ни у кого. Но если наскрести 100 тысяч еще как-то можно, то несколько миллионов становятся суммой неподъемной.

Спасти бизнес в период вынужденного простоя могли бы сторонние инвестиции, но инвесторы не готовы давать деньги в обстоятельствах крайней неопределенности и неуверенности в завтрашнем дне.

Многие участники конференции сетовали на отсутствие хорошей координации между общественными организациями, представляющими интересы бизнеса («Опора России», «Деловая Россия», Торгово-промышленная палата), и четкой обратной связи от государственных институтов по тем или иным насущным вопросам.

Чего хочет бизнес?

Предприниматели призывают законодательно, на государственном уровне признать обстоятельства форс-мажора на территории всей страны. Сейчас подобные акты приняты лишь в 32 субъектах указом местных властей. Это, в частности, поможет отрегулировать взаимоотношения с арендодателями, позволив использовать пандемию COVID-19 как весомый юридический аргумент в спорах.

Среди других предложений ключевое место занимают различные налоговые послабления — льготы и каникулы по имущественным и земельным сборам, страховым взносам, снижение НДС до 10% и т. д. Бизнес ожидает от государства и различных субсидий, например на выплату зарплат и на затраты по коммунальным платежам в период простоя.

Необходимы также меры административной поддержки. Так, в гостиничной сфере можно автоматически продлить сертификацию звездности гостиниц без проверки соответствия, поскольку выдержать стандарты в сложившейся ситуации крайне трудно. Для этого следует приостановить действие Постановления Правительства РФ от 16 февраля 2019 г. N 158 «Об утверждении Положения о классификации гостиниц».

В сфере культуры остро стоит вопрос возврата денег зрителям. Представители креативной индустрии просят официально дать им возможность не возвращать, а депонировать средства в случае переноса мероприятий, и государственные субсидии на такие выплаты в случае полной отмены запланированных событий.

В целом предприниматели надеются, что власти России возьмут пример с развитых стран, которые борются с кризисом масштабными финансовыми вливаниями по всем фронтам экономики — здесь и прямые выплаты денег населению и бизнесу, и налоговые каникулы, и обеспечение дешевых кредитов. Деньги на это в стране есть, уверены участники конференции, резервов достаточно.

Нам важно ваше мнение!

+0

Комментарии (0)