+6
Сохранить Сохранено 7
×

«Кровавые мальчики»: почему День Победы будет вызывать все больше споров


«Кровавые мальчики»: почему День Победы будет вызывать все больше споров

© Игорь Ставцев/Коллаж/Ridus

Приближается юбилейная дата: 75 лет Победы в Великой Отечественной войне. День Победы — пожалуй, единственный «внятный» политический праздник, оставшийся у нас и от ушедшей системы советских праздников, и от недостроенной системы российских.

Не случайно недавно прозвучало даже предложение внести упоминание о победе СССР в Великой Отечественной в качестве поправки Конституцию. С каждым годом празднование 9 мая становится все пышнее, вовлекает все больше людей, вокруг него нарастают многочисленные развлекательные и коммерческие практики: от тематических наклеек на автомобили до «полевых кухонь» в местах народных гуляний, от ролевых игр до детских колясок в виде танков.

Однако чем больше в обществе праздничного настроения, тем шире и атомосфера ненависти.

Праздник со слезами на глазах

Процессы, происходящие в рамках празднования Победы, и их отражение в массовом сознании еще ждут своих социольных исследований. Здесь встречаются несколько потоков. С каждым годом среди нас все меньше людей, которые действительно помнят войну, эти события уходят все дальше в прошлое — и все больше мифологизируются, превращаются из реальности в символ. В самом празднике все меньше серьезности и торжественности, все больше игры и карнавала — это естественный процесс.

С другой стороны, тема Победы активно пропагандируется, даже навязывается «сверху», и некоторыми это ощущается как перебор.

Кроме того, остается не проясненной до конца связь нынешней России с СССР, государством, победившим в войне, наше отношение к тому государству и вопрос, насколько мы можем и готовы считать себя наследниками Союза.

Красочное празднование вызывает недовольство и у политических противников власти — они атакуют его как важную идеологическую опору ненавистного «режима», и у немалого числа аполитичных граждан.

Одни недовольны «гламуризацией», превращением высокой и трагической темы в развлечение; другие — излишне агрессивной, на их взгляд, «пропагандой войны». Так что каждый День Победы сопровождается шумными холиварами.

Война и дети

Но в этом году поставлен рекорд: первый девятомайский холивар состоялся в середине февраля. Его остроте способствовало то, что затронута оказалась особенно болезненная для современного общества тема: война и дети.

Алексей Бигильдин, пиар-менеджер рок-групп «Louna» и «Slot», опубликовал в соцсетях две фотографии с возмущенным комментарием.

На фотографиях мы видим два листа — страницы из художественного календаря — с изображением мальчиков 6−7 лет в советской военной форме, разыгрывающих сцены сражений. Собственно, «окровавленный ребенок» изображен только один; но выглядит впечатляюще. На одном листе можно увидеть логотип изготовителя: это компания «Мастерхост», крупный и известный с 1990-х годов российский хостинг-провайдер и регистратор доменных имен.

Я вообще не ожидал какого-либо серьезного резонанса и не ставил перед собой такой цели, просто написал о том, что меня возмутило. Думал, обсудим это в узком кругу моих друзей в фейсбуке, — описал «Ридусу» суть ситуации сам Алексей Бигильдин.

Однако резонанс оказался неожиданно велик: сотни репостов, десяток публикаций в СМИ, бурное обсуждение. Масла в огонь подлил Алексей Навальный, перепечатавший фотографии у себя в твиттере с комментарием: «Наверное, теоретически, можно было бы объяснить такое, но с детьми 10 — 14 лет… Но для чего нужно вешать окровавленных детей там, где находятся малыши от трёх до шести лет?»

Огонь в Сети

В пламенных дискуссиях, как водится, оппозиционно настроенные пользователи соцсетей не скупились на преувеличения и резкие выражения: «дурдом», «сатанистский культ», «нация кровопийц» (последний эпитет донесся с Украины, где расистские оскорбления в чести).

Один мальчик, изображающий легкораненого, превратился в «детей с пробитыми головами».

Высказывалось предположение, что мальчики на плакатах «стреляют в западных детей».

Горячие головы требовали составить петицию против «Мастерхоста» — предполагаемых создателей календаря, привлечь их к ответственности за «развращение» детей-актеров, наказать сотрудников детсада, наказать вообще всех.

Как реагировали «охранители»? Первым делом твердо заявили, что оппозиция распространяет фейк — такого календаря не существует.

На эту мысль наводило то, что несколькими днями раньше Навальный уже «вбрасывал» видео, иллюстрирующее тему нелепых и неуместных способов празднования Победы — танец девушек в военной форме на батутах. Быстро было обнаружено сомнительное происхождение этого видео (годовой давности, с ютуб-канала с одним подписчиком) и то, что оппозиционер едва ли мог наткнуться на него случайно. Однако, в отличие от «кровавых мальчиков», это видео «не взлетело» — быть может, именно потому, что, не в пример им, было явным фейком или «приколом», дурно сделанным, не завораживающим и не пугающим, а всего лишь нелепым. 

Казалось бы, подкрепляло версию «фейка» и то, что Алексей Бигильдин, источник информации, отказывался назвать номер детского сада, где увидел плакаты, или публично подтвердить свое сообщение какими-либо доказательствами — даже в ответ на просьбу представителя Департамента образования Москвы.

Однако эта версия сильно пошатнулась, когда существование календаря подтвердили его изготовители — компания «Мастерхост». И не только подтвердили, но и выложили на всеобщее обозрение недостающие страницы.

Новый поворот

Сам «Мастерхост», очевидно, ничего дурного в своем произведении не увидел. Представитель компании дал прессе развернутый комментарий: мол, это подарочный календарь, не поступавший в продажу, изготовленный тиражом всего 500 экземпляров. Сначала утверждалось — по заказу некоего «спонсора-патриота, горевшего этой идеей», затем, в телерепортажах, представители компании уточнили, что идея принадлежала их директору и учредителю Станиславу Шалумову.

Проект дескать посвящен «сынам полка», в основе снимков — реальные фотографии военного времени (на которых, естественно, были изображены взрослые бойцы), «в ролях» — трое детей сотрудников компании, снимавшихся с согласия родителей.

Но как календарь попал в детский сад — компания не знает, «точно не через нас». С их точки зрения, этот календарь не предназначен для детей дошкольного возраста.

«Признание» «Мастерхоста» и демонстрация всех двенадцати фотографий, с художественной точки зрения действительно очень качественных, резко изменили настрой «охранительской» части СМИ и соцсетей. 11 февраля все хором писали, что календарь — подделка; а 12 числа — уже наперебой расхваливали замысел и исполнение и спрашивали, где можно такой купить. Словом, хайп вокруг календаря изменил «полярность» и начал выглядеть скорее как реклама.

А был ли мальчик?

Алексей Бигильдин, с которого началась история, говорит, что удивлен ее широким резонансом. «Ридус» пообщался с ним после подробного разбора вопроса, в котором автор этих строк пришла к выводу, что история о «кровавых мальчиках в детсаду» — фейк. Однако Бигильдин обещал привести веские доказательства ее правдивости.

«Практически сразу мне начали приходить один за одним уведомления о репостах, комментариях — и понеслось, — говорит собеседник „Ридуса“. — Бесконечные звонки от телеканалов с требованием выдать номер детского сада для проведения расследования, запросы от пишущих СМИ, порталов. Было даже несколько звонков от каких-то непонятных личностей с туманными угрозами».

Телесюжеты меня приятно удивили — они вышли вполне адекватными, но не понравилось, что все пытались узнать номер детского сада. То есть, никто не хотел обсуждать сам календарь, его содержание, моральную составляющую — хотели только приехать в детсад и начать там кошмарить персонал. Поэтому номер и местоположение детсада я не обнародовал. Календарь в саду сразу сняли, вопрос к ним у меня исчерпан. Не хочу, чтобы у людей, которые работают с моим ребенком и к которым у меня нет претензий, были неприятности, — подчеркнул Алексей Бильгидин.

На анонимности детсада Алексей настаивал и в беседе с «Ридусом» (наше издание выполняет свое обещание), однако продемонстрировал родительский чат, в котором 11 февраля обсуждалась эта ситуация (имеется в распоряжении «Ридуса»). Календарь на стене видели и другие родители, приводившие детей в садик — Бигильдин был не первым.

Алексей Бигильдин
Алексей Бигильдин

Одни, как и он, выражали недоумение и даже возмущение, другие не видели в этом ничего особенного: мол, «что тут такого, мы в детстве тоже играли в войнушку». Обсуждение началось с утра и продолжилось вечером, после того, как злополучный календарь попал в новости.

То, что эту новость быстро узнал и использовал Алексей Навальный, также объясняется естественными причинами. На вопрос о своих политических взглядах и активности Бигильдин отвечает: «Я морально поддерживаю отдельные инициативы и расследования ФБК, участвовал в нескольких мероприятиях оппозиции, поверхностно знаком с некоторыми активистами». Среди его френдов немало оппозиционных активистов. Неудивительно, если кто-то из них и увидел в его блоге пост с календарями и сбросил своему руководству.

 — Какую же «моральную составляющую» вы хотели обсудить? Что именно не понравилось вам в этом календаре? — задает вопрос корреспондент «Ридуса», на что Алексей отвечает эмоционально:

— Это тупая пропаганда, которая заходит все дальше и дальше. Не просто пошлость — уже безумие! Ладно, можно с каким-то минимальным пониманием отнестись к детям в военной форме на 9 мая. Но настолько реально визуализированные сцены войны в исполнении детей, в таком вот реалистичном гриме, могут понравиться только человеку с извращенным восприятием реальности. Лично я не понимаю, почему патриотизм обязательно должен ассоциироваться с войной, агрессией — и зачем надо фотографировать именно детей?

— Вы против любых разговоров о войне с детьми?

— Мне кажется, все должно быть в меру. Да, нужно помнить и чтить свою историю. Но давать информацию надо соответственно возрасту, и говорить прежде всего о том, что Вторая Мировая война стала великим бедствием для всего мира, а не о том, что «можем повторить». Какой отличной инициативой был «Бессмертный полк», все было прекрасно, но во что это превратилось? В тотальную показуху. Есть общая тенденция: свою легитимность нынешняя власть черпает только из Победы. Из года в год все сводится к обсуждению и тиражированию ВОВ. Мы совершенно не обсуждаем настоящее время, перспективы роста страны, наше будущее — только прошлое, только Победу, к которой нынешние властные и околовластные деятели никакого отношения не имеют.

Пожалуй, в этих словах четко изложена позиция оппозиционной части общества — то, что, по мере приближения нового 9 мая мы будем слышать не раз и по разным поводам, связанным с празднованием Победы.

Идеология Победы: куда допускать детей?

Но календарь с детьми-актерами, изображающими взрослых солдат, смутил не только оппозиционеров и не только по политическим причинам. В бурном обсуждении в соцсетях мнения разделились: от восторженных: «Хотел бы я в шесть лет сняться в таком календаре!») до резко негативных.

«Я вырос на „Книге будущих командиров“ и детских играх в войну, — говорит „Ридусу“ публицист Егор Холмогоров. — Правда, такой красивой формы у нас не было. Мой сын охотно носит пилотку и делает ружье из моей тросточки, и если бы ему выдали такую форму и автомат, был бы вообще счастлив. Он знает о танках второй мировой такие подробности, которых мне и не снилось. И это абсолютно нормально».

Каждый нормальный мальчик должен смотреть на танки, и быть готовым к тому, что Родину придется защищать в окопах в крови и грязи. И ни в факте, ни в пиаре такого календаря ничего дурного я не вижу, а либеральные истероиды пусть заткнутся, — резюмировал Егор Холмогоров.

При этом Александра Хайрулина, журналистка из Горловки — города, где тема войны и детей на войне в последние годы весьма актуальна и ощущается чрезвычайно остро, оценивает скандальный календарь совсем иначе.

«Кощунство над памятью о Великой Отечественной войне — вот что это такое. Инсценировка известных фото, дети, переодетые во взрослых — сплошная ложь. А учитывая, что у нас есть вполне реально воевавшие реальные дети, так вообще этот календарь — верх цинизма… Реальные факты, реальный подвиг превращают в инсценировку, постановку, фантазию, таким образом не сохраняя память о войне, а наоборот, переводя её в область даже не фантастического, сказочного, а фейков, лжи, проще говоря», — считает жительница Горловки.

Возможно, календарь так «зацепил» и сторонников, и противников тем, что действительно раздвигает привычные границы дискурса о войне. Кто на нем изображен? «Сыны полка», памяти которых посвятили его создатели? Нет: настоящие сыны полка по-другому выглядели и выполняли на войне другие функции. Мальчишки, играющие в войну? Но эта «игра» непривычно реалистична, даже натуралистична.

Реальность и фантазия в изображении войны смешиваются на новом уровне, которого не знало, например, советское искусство. Дополнительно «острый» и тревожный оттенок придает этим фотографиям то, что на них изображены дети — те самые дети, которых в наше время принято все более тщательно изолировать от взрослого мира, «оберегать» от любых тяжелых или неприятных впечатлений.

Даже Федеральный «Закон о защите детей от вредной информации» требует ограждать детей до 12 лет от реалистических описаний и изображений насилия. И как, спрашивается, совместить это с воспитанием патриотизма через память о войне?

«Ридус» поговорил об этом со специалистом — детским психологом Ольгой Шиховой, одним из координаторов БФ «Волонтеры в помощь детям-сиротам».

 — Верно ли, что «военная пропаганда», игры в войну, наряжание детей в военную форму опасны для детей — что это, как часто утверждают в дискуссиях, может развить агрессию или внушить какие-то ложные установки?

— Мне как детскому психологу неизвестно ни о каких исследованиях, показывающих, что само по себе переодевание детей в военную форму вызывает агрессию. Это не более обосновано, чем утверждение, что переодевание в костюмы потусторонних существ на Хеллоуин ведет к сатанизму (хотя встречается и такое мнение).

Игры в войну также известны большей части ныне выросших детей, и сами по себе они не приводят к возрастанию агрессии в коллективе или группе сверстников. Агрессию и насилие может вызвать пропаганда ненависти к определенным группам людей, особенно тем, кто действительно живет с нами в одном обществе — но в военных играх обычно враг достаточно условный и абстрактный. При условии, что речь идет не о внушении ненависти к кому-либо, а о воспитании гордости за предков, это не может принести вреда.

— Война превращается в «веселую игру» или в карнавал: это нормально, когда речь идёт о детях?

— Война превращается в игру даже у тех детей, которые живут в ситуации военного конфликта (дети на Донбассе играют в «войну с укропами», слышала об этом). Дети вообще играют в то, что видят, переживают или узнают откуда-то. В войну играли и наши родители, и мы сами. И да, это нормально, дети в игре проживают значимые для них сюжеты. Важно не содержание сюжета, а то, переходит ли игровая агрессия в реальную, или дети отделяют сюжет игры от внеигровых отношений.

— Как лучше всего говорить с детьми о войне?

— Скорее всего, в дошкольном возрасте достаточно общей информации о том, что 75 лет назад была война, наши прадеды — герои, мы победили, но очень много людей погибло, многие города были разрушены и все это было большим горем. Подробности лучше оставить для среднего и старшего школьного возраста. Но многие интересуются раньше, например, подробностями войсковых операций или вооружения. Не вижу в этом ничего плохого.

— При каких условиях военные игры или «воспитание мальчика воином» могут нанести ребенку вред?

— Вред наносится в первую очередь или жестокими методами воспитания «настоящего воина» (требование быть безэмоциональным, воспитание стыдом за «слабость», высмеивание, тем более — физическое воздействие), или созданием образа врага, который в ответе за все наши несчастья и проблемы. «Кровавый» контент, визуальные образы или тексты с описанием жестокости и страданий могут произвести тяжелое и гнетущее впечатление на детей, особенно дошкольников и младших школьников, в некоторых случаях вызвать страх, тревогу. Символика сама по себе вреда не наносит.

Войны прошлого и настоящего

Спор вокруг календаря вспыхнул и затих; однако, чем ближе к празднованию юбилея Победы, тем больше будет поводов для споров — и тем чаще придется возвращаться к этой теме. Но это нормально.

Привычный советский стиль разговора о войне и Победе ушел в прошлое; новый стиль общество ищет ощупью, путем проб и ошибок определяя правильные пропорции правды и мифа, реализма и символики, светлой радости о победе и скорби о погибших.

Нащупывая границы между смелостью и безвкусицей, торжеством и пошлостью, гордостью и агрессией, почитанием подвига предков — и его использованием в сиюминутных целях. Это важно. Но, может быть, еще важнее за пышными торжествами не забывать о том, что и сейчас на наших границах идет война, и на этой войне льется кровь живых непридуманных детей.

По данным ООН, за пять лет войны на Донбассе от обстрелов и бомбежек погибли 147 детей, и 363 были ранены. Сейчас, когда вы читаете эти строки, обстрелы продолжаются. И жаркие споры о том, допустимо ли надевать на ребенка пилотку или фотографировать его на фоне танка, бледнеют и обретают свой истинный масштаб на фоне этой трагедии. Едва ли возможен честный разговор о прошедшей войне без обращения к войне нынешней. Но это уже совсем другая история.


  • Телеграм
  • Дзен
  • Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.

Нам важно ваше мнение!

+6

 

   

Комментарии (0)