«Samsung заблокировал мне почки»: куда ведет тренд удаленного бана гаджетов

В Сети не утихают страсти вокруг решения южнокорейского производителя электроники Samsung блокировать свои «серые» умные телевизоры, привезенные из других стран неофициально. Пользователи начали наблюдать на своих Smart TV сообщение о том, что некоторые функции телевизора Samsung недоступны в их регионе.


На проблему указал пользователь портала vc.ru: по его словам, телевизор был куплен в пристойном интернет-магазине, «Яндекс.Маркет» сопроводил карточку товара пометкой «Официальная гарантия», однако производитель все равно принял решение забанить основное свойство товара, прописанного в его техническом паспорте.

Пользователь убежден, что Samsung «серьезно нарушила его права» — он готовит обращения в Роспотребнадзор и ФАС.

Тем временем все больше обитателей соцсетей объявляют бойкот продукции южнокорейского техногиганта.

Пользователи соцсетей подозревают, что практика удаленной блокировки некоторых функций девайсов производителями приведет к еще большим проблемам.

Ситуация действительно совсем не смешная. Даже в эпоху физических носителей региональные ограничения касались прежде всего контента (фильмов на DVD и Blu-Ray). Samsung напомнил всем, что в 2020 производитель может превратить в «кирпич» все, что имеет приставку Smart и подключено к интернету, — пишет телеграм-канал «Методичка».

Некоторые юзеры провели параллели с другими случаями удаленного ограничения функциональности девайсов и гаджетов. Два года назад Apple и Samsung были оштрафованы в Италии на €10 млн и €5 млн за доказанный факт «запланированного устаревания» смартфонов: это первый штраф для крупнейших производителей гаджетов за специальное замедление работы старых гаджетов с целью подтолкнуть пользователей к покупке новых моделей.

Таким образом, покупка «умной» техники сегодня вовсе не означает владение ею: гаджеты можно не только удаленно блокировать или лишать части функционала, но и осуществлять с их помощью сбор информации.

Ранее «Ридус» писал о скандале вокруг чешской компании Avast Software, которую поймали за руку при продаже данных сотни миллионов пользователей своего антивирусного обеспечения.

Скандал вокруг очередного «слива» пользовательских данных запустил новую волну обсуждения возможных механизмов дополнительной защиты юзеров. Судя по всему, крупные IT-компании не способны — и не намерены защищать данные пользователей. Поэтому обеспечение безопасности сетей связи, коммуникаций и пользовательских данных является прямой обязанностью государства, полагают эксперты.

Специалист в области искусственного интеллекта, разработки программного обеспечения, управляющий партнер компании «Ашманов и партнеры» Игорь Ашманов считает, что обеспечение безопасности сетей связи, коммуникаций и данных граждан должно являться прямой обязанностью государства. Эксперт предлагает закрепить нормы о защите персональных данных россиян в Основном законе.

С моей точки зрения, нам нужно в Конституции завести набор статей о цифровой сфере, в которых бы отражалось право человека на тайну идентичности, которые бы закрепили, что цифровые технологии не могут использоваться для ухудшения положения граждан, а человек имеет примат над цифровыми данными. С тех пор, как была написана предыдущая версия Конституции, возникла абсолютно новая реальность. Цифровая реальность давно и неразделимо переплелась с обычной, сформировав мультиреальность. Поэтому общие нормы, включая защиту персональных данных, необходимо закрепить в Основном законе, — убежден эксперт.

«Пользовательские данные должны трактоваться примерно так же, как цифровые недра. Большие данные пользователей Рунета — это собственность нации. Нужно законодательство, которое бы регламентировало, кто и как может эти данные использовать, что их нельзя использовать для ухудшения положения граждан — для слежки, для перепродажи, понижения социальных рейтингов и так далее», — убежден Ашманов.

Напомним, во многих странах действуют законы, направленные на защиту персональных данных юзеров Сети от незаконного использования. Наиболее известный из них — GDPR в Евросоюзе, который вступил в силу в 2018 году. В соответствии с этим регламентом защиты персональных данных, компании могут собирать только те персональные данные европейских пользователей, которые «абсолютно необходимы» для ведения бизнеса.

За утечку данных в рамках GDPR карают умопомрачительными суммами: в прошлом году компания British Airways была оштрафована на $230 млн за раскрытие данных 500 тысяч клиентов, сеть отелей Marriot оштрафовали по аналогичному случаю на $123 млн.

Затем и в Калифорнии был принят закон о неприкосновенности частной жизни потребителей (CCPA). Как и GDPR, он позволяет пользователям узнать, какие данные о них собирают компании. Кроме того, можно потребовать удаления или запретить продажу своих данных. За нарушение взымают до 7500 долларов за каждого пользователя.

Нам важно ваше мнение!

+0

Комментарии (0)