Сергей Болотов

журналист «Ридуса»

Все статьи автора
автор

Голос Церкви: не стало самого яркого священника РПЦ

2153078

В Москве от внезапной остановки сердца после богослужения в своем храме святого Феодора Студита у Никитских ворот скончался протоиерей Всеволод Чаплин — самый известный и яркий проповедник России последнего десятилетия.

Чаплин в бытность главой отдела по взаимоотношениям Церкви и общества был единственным кроме патриарха Кирилла представителем РПЦ, упоминания которого в СМИ стабильно шли на сотни, а иной раз — и на тысячи еженедельно. Когда патриарх ненадолго пропадал из инфополя на время отпуска, или, реже, болезни, Чаплин господствовал в нем практически единолично.


Все другие священнослужители, включая митрополитов Илариона (Алфеева) и Тихона (Шевкунова, в то время — архимандрита), протоиерея Димитрия Смирнова и протодиакона Андрея Кураева, не имели и половины того медийного веса, которым обладал отец Всеволод.

Всеволод Чаплин вырос в безрелигиозной семье советских ученых и пришел к Богу еще до начала перестройки в СССР, в подростковом возрасте. Он живо интересовался религиозными исканиями московской интеллигенции, осознанно выбрал православие и сразу после школы пошел учиться в семинарию и работать в Издательский отдел Московского Патриархата. В то время это не сулило никаких карьерных перспектив, скорее наоборот, перечеркивало весь возможный блат, на который мог рассчитывать профессорский сын.

Всеволод Чаплин, 1985 год

Всеволод Чаплин, 1985 год

Выучившись богословию, Чаплин перешел работать под начало молодого митрополита Кирилла (Гундяева) в Отдел внешних церковных сношений, и этот выбор определил всю его дальнейшую жизнь. В ОВЦС молодого, умного, невероятно трудоспособного и результативного молодого человека определили в сектор общественных связей, и также, негласно, одним из спичрайтеров патриарха Алексия II.

Работа подразумевала много встреч и переговоров (в том числе с обитателями Кремля и Старой площади), зарубежные командировки, обширную переписку с общественными организациями и государственными структурами, самое активное участие в разработке всех важных проектов, причем не только церковных. Рукой Чаплина написана значительная часть церковной социальной доктрины — Основ социальной концепции РПЦ — и бесчисленного множества других церковных документов.

Спустя двадцать лет эта работа превратила Чаплина в самого осведомленного GR-менеджера Церкви после своего шефа, в хранителя секретов, свидетеля закулисных интриг, кладезь компромата, словом, всех тех тайных знаний, которыми принято наделять «серых кардиналов».

Чаплин приложил руку к уголовному делу Pussy Riot, к Закону о защите чувств верующих, к организации процерковных и провластных движений, к программе строительства 200 храмов в Москве и многому другому. Трудно назвать хоть одно направление церковной жизни, где бы он не поучаствовал, если не в качестве куратора, то хотя бы в качестве «говорящей головы», всегда готовой дать ответ журналистам на любой вопрос. Чтобы звучать убедительнее в эфире, он поставил себе низкий голос и почти победил заикание.

Со временем от отца Всеволода стали уставать, как снаружи церковной ограды, так внутри нее. Выпады в сторону противников традиционных ценностей, звучащие как нравоучения, откровенно раздражали изрядную часть российского общества. Ее мнение Чаплина совсем не заботило, но часто он не заботился и о том, чтобы согласовывать свои публичные заявления с пресс-секретарем патриарха священником Александром Волковым и главой информационного отдела Владимиром Легойдой. Хотя слухи о конкуренции в команде патриарха Кирилла были сильно преувеличены, это вносило лишние трудности в и без того сложный процесс выстраивания диалога между Церковью и обществом.

© Антон Новодережкин/ТАСС

© Антон Новодережкин/ТАСС

Заметно устал и сам Чаплин. Зная не понаслышке всю изнанку межхристианского диалога, церковного взаимодействия с государством, внутрицерковных процессов, он становился все более резким. В какой-то момент его отношения с некоторыми высокопоставленными чиновниками испортились, и он в одночасье был лишен патриархом работы, которая наполняла всю его жизнь. Для отца Всеволода это стало ударом и было расценено как предательство.

Последние четыре года, потеряв доступ к большинству государственных СМИ, но получив возможность говорить все, что он считает нужным, Всеволод Чаплин предпочитал обращаться к консервативной части общества с призывами радикального свойства. Решительно и даже с оружием в руках отстаивать ценности Русского мира (как он его себе представлял), дать бой безбожию и стяжательству внутри России, воевать с Украиной, а если понадобится — то и со всем миром.

Протоиерей Всеволод Чаплин был целибатом — белым неженатым священником. Его отец, известный советский радиофизик Анатолий Чаплин, скончался в далеком 1993 году и всей семьей Всеволода стала его мама, о которой он заботился всю оставшуюся жизнь, и младший брат. В быту он был скромным человеком, особенно по меркам преуспевающих московских священников, жил с родными в отцовской квартире в Гольяново. Одно из своих интервью отец Всеволод дал «Ридусу» в вагоне электрички.

Коллеги знали «отца Севу» как интересного собеседника с отличным чувством юмора. В свободные часы протоиерей писал рассказы в жанре фантастики под псевдонимом Арон Шемайер. Едва ли не единственной его слабостью было вкусно поесть и хорошо выпить. Вместе с сильным стрессом последних лет она и свела его в могилу в расцвете сил. Многие люди в высоких кабинетах теперь смогут вздохнуть спокойно.

Нам важно ваше мнение!

+0

Комментарии (15)

  • Small 899497671e
    coyoteOdin27 января, 12:47

    Приятная новость! Туда ему и дорога!

  • Small 952043674b
    Денис Денис27 января, 13:27

    Царствие Небесное отцу Всеволоду! Вечная память!

  • Small ab07b78d01
    Абрам27 января, 15:10

    Таки как тут не процитировать:Поп Чаплин, конечно же, не умер, а был задушен злобой. Это естественно, ведь он был настоящим, эталонным христианином, и злоба была его главным качеством. Всеволод Анатольевич постоянно баловал публику своими откровениями. Он мечтал увидеть мир, который снова будет покорен церкви. Он желал наблюдать муки атеистов и отступников, люто ненавидел шутников, еретиков, геев, науку и всякую живую мысль. Он с наслаждением пророчествовал о смертях и муках вольнодумцев, хоронил страны и континенты, списавшие в утиль религиозные фантазии. Чаплин, несомненно, был образцовым церковником-мракобесом, правильным и безупречным. Уже сегодня зарождается культик его почитания. Вероятно, со временем его канонизируют.........

  • Small 9174d56522
    Я01 февраля, 00:28

    Окочурился?

  • Small f0656dff46
    Георгий Петров13 февраля, 08:21

    Будем ЖИВЫ – не помрём …

    Экономические показатели не могут быть оценкой идеологии, исповедуемой русским народом.
    1.1. Русский - это прежде всего феномен личной КУЛЬТУРЫ (наднациональной по сути), а не общественного бытия.
    1.2. Любовь к России - основана на осознании Её исторического Пути как дороги к Богу.
    1.3. Русское самосознание противостоит миросознанию глобальному, которое заточено на потребление материальных благ, на шкурное бытие, не мыслящее об Истине и Боге.
    1.4. Само представление о смерти как о НЕбытии в русском самосознании отсутствует. "Будем живы - не помрём, а помрём - воскреснем" - вот прописная истина наших предков.
    1.5. Отрицание "жизни" как способе бытия плоти реализуется верой в ИНОЕ бытие, которое через веру в Истину, пост и молитву приводит к способности "питаться" Словом Божьим и жизни вечной.
    1.6. "ЖИЗНЬ" явлена нам Вочеловечинием Слова Божьего (Истины), Крестом и Воскресением.
    1.7. "Спасись САМ и тысячи вокруг тебя спасутся" - вот формула личного бытия ради семьи и общины - братьев и сестёр во Христе.
    1.8. Само по себе "спасение" от смерти (обретение жизни вечной) лишь первый шаг на русском (по духу) Пути, где мерилом общественного сознания становится Заповедь Новая: Любите ближних так, как Я люблю их.
    Но нам, очевидно, надо просто договориться о самих понятиях: Истина; Бог; Жизнь; человек.
    2.1. Истина всего одна: Бог есть Любовь.
    2.2. Единственность Истины определяет саму вечность бытия.
    2.3. Способ существования Истины - Жизнь.
    2.4. Цель Жизни - продлиться в вечность.
    2.5. Смысл Жизни - Воплощение Истины.
    2.6. Воплощает Истину в Жизнь Бог - Иисус Христос.
    2.7. Личность - самосознание и воля, сумма взаимоотношений с Истиной.
    2.8 Человек - объект Божественной Любви, образ мыслей и подобие Божественных отношений.
    2.9. Отражение Истины в своём сознании - жизнь человека.
    "Святая Русь, веди нас к Богу" - суть Идея общинного сознания.
    "Кесарево - Богу" - Идея сознания Государственного.