+3
Сохранить Сохранено 7
×

Взорванные мосты: почему в Израиле практически нет железных дорог


Взорванные мосты: почему в Израиле практически нет железных дорог

© puerrtto.livejournal.com

Сегодня Израиль в плане транспорта напоминает остров, хотя географически находится в центре Ближнего Востока и имеет границы с 4 странами: Ливан, Сирия, Иордания и Египет. 

С первыми двумя границы наглухо закрыты со дня образования Израиля в 1948, что касается Египта и Иордании, то хотя на бумаге между государствами мирные договора, но по факту дружить не получилось. Торговля близка к нулю и разве что иностранные туристы периодически пересекают границу, создавая иллюзию, что не все так плохо.

А ведь до 1946 года (обратите внимание, что не с 1948 когда возник Израиль, а двумя годами раньше) территория современного Израиля была настоящим транспортным узлом Ближнего Востока. 

Железные дороги пересекали его во все стороны: линия из Стамбула в Каир проходила через Хайфу и Тель-Авив, ответвление Хиджазской железной дороги вело из Аммана и Дамаска в Хайфу, была линия из нынешней Беер-Шевы на Синай, что нынче на египетской стороне. Еще и Западный берег (нынешняя Палестина) был связан с Хайфой регулярными паровозами.

© puerrtto. livejournal.com

16 июня 1946 года еврейские повстанцы, ведшие войну с Великобританией за независимость Израиля предприняли операцию, получившую название «Ночь мостов». Тогда за одну ночь с 16 на 17 июня 1946 года взорвали десяток мостов на тогдашних границах Палестины: на севере два моста в окрестностях Метулы на границе с Ливаном, мост над Ярмуком и мост Аленби с Иорданией, был взорван мост на побережье в Рош Ханикре с Ливаном, два моста над рекой Газа на юге и другие. 

Оставшись без мостов, британские силы оказались надолго оторванными от своих баз в соседних арабских странах. Для еврейских же повстанцев «Ночь мостов» стала поворотным моментом в борьбе за независимость, которая стала особенно ожесточенной именно с этого момента.

© puerrtto. livejournal.com

© puerrtto. livejournal.com

Сегодня Израиль по-прежнему отрезан в плане железных дорог от соседних арабских государств. Эти взорванные в 1946 году железнодорожные мосты стоят по сей день на границах, напоминая о событиях почти 75 летней давности. Также, о тех временах напоминают колоритные старые рельсы, встречающиеся в самых разных уголках Израиля.

Несколько лет назад была принята государственная программа по сохранению железнодорожной истории страны и многие старые оттоманские и британские станции были восстановлены. Современная железная дорога Израиля достаточно хорошо развита, по ней курсируют современные поезда и в принципе она мало чем отличается от уровня железных дорог в Западной Европе. 

Некоторые линии проложены параллельно с исторической железной дорогой, построенной турками в начале XX века. Например, линия из Хайфы в Бейт-Шеан на границе с Иорданией. Вчера мы прокатились от Хайфы и до границы с Иорданией близ Бейт-Шеана, посетив по пути примерно пять исторических станций:

1. Хайфа Мизрах (Haifa Eastern), построенная турками в 1903 году и расположенная в старой части Хайфы и сегодня превращенная в музей железной дороги. Если я не ошибаюсь, то станция бездействует с 20 июня 1946, когда ее взорвали еврейские подпольщики. Дело в том, что на эту станцию прибывали британские военные составы с вооружением и солдатами, соответственно такое место было важной целью для местных партизан.

2. Станция Эльрой (Elroi) примерно в 15 километрах юго-западнее Хайфы. Построена турками примерно в те же годы, когда и первая станция в Хайфе. Сегодня бездействует.

© puerrtto. livejournal.com

© puerrtto. livejournal.com

© puerrtto. livejournal.com

© puerrtto. livejournal.com

3. Станция Кфар Йегошуа (Kfar Yehoshua) в 22 километрах от Хайфы, построенная в 1905 году турками и тоже бездействует. Это была в свое время достаточно важная станция, узловая. Здесь паровозы заливали воду, здесь перецепляли вагоны и все прочее.

© puerrtto. livejournal.com

© puerrtto. livejournal.com

4. Станция Афула (Afula) в 35 километрах от Хайфы и тоже сегодня недействующая.

5. Станция Бейт-Шеан (Beit Shean), 62 километра от Хайфы.

6. Станция Гешер ха’Яшана (Old Gesher) прямо перед пограничным мостом в Иорданию. Сам мост был взорван в 1946 году и на нем по сей день застыли несколько вагонов. Словно забытые во времени. Вначале поставлю старую фотографию, которую снял в дневное время суток пару лет назад. Затем фотографии вчерашние —

© puerrtto. livejournal.com

А вот вчера —

© puerrtto. livejournal.com

© puerrtto. livejournal.com

© puerrtto. livejournal.com

© puerrtto. livejournal.com

© puerrtto. livejournal.com

7. Станция Хама (Hama) рядом с курортом Хамат Гадер на стыке границы Израиля, Иордании и Сирии. Мощное ущелье, бурная речка и обрушившийся от взрывов в 1946 году железнодорожный мост.

© puerrtto. livejournal.com

© puerrtto. livejournal.com

А вот как выглядит мост в районе Хамат-Гадера, через который до 1946 курсировали поезда в Иорданию и Сирию —

© puerrtto. livejournal.com

Нам кстати очень повезло! Именно в день нашего приезда военные открыли ворота пограничного забора и пропустили какую-то группу туристов к мостам. Обычно туда не попасть, это пограничная зона с Иорданией между рекой Иордан и собственно забором. Но сегодня был наш день. Смогли почти вплотную подойти к мостам, оказавшись в десятке метров от иорданской стороны и увидеть эти мосты. Жаль, что в темноте. Но на фотке видны и мосты и вагоны.

А потом был дождь и мы вымокли до нитки!

Источник


  • Телеграм
  • Дзен
  • Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.

Нам важно ваше мнение!

+3

 

   

Комментарии (0)