Операция «Мушкетер»: когда и за что Франция и Британия атаковали Египет

© topwar.ru / warspot.ru

© topwar.ru / warspot.ru

Источник

31 октября 1956 года многочисленные британские и французские самолёты атаковали египетские аэродромы и командные пункты египетских войск. 

Началась спланированная буквально «на коленке» операция «Мушкетёр» — по сути, последняя большая война эпохи великих колониальных империй. Основной целью операции был захват Порт-Саида и установление контроля союзников над всей зоной Суэцкого канала.


Тройственная интервенция

События, приведшие к Суэцкому кризису 1956 года, были обусловлены множеством факторов: арабо-израильским конфликтом, свержением короля Фарука в июле 1952 года и приходом к власти в Египте националистически настроенных офицеров во главе с Гамалем Абделем Насером, а также стремлением Великобритании любой ценой сохранить военный контроль над Египтом. 

Непосредственным поводом для войны стала национализация Суэцкого канала, о которой египетские власти объявили 26 июля 1956 года. Было заявлено, что доходы от него пойдут на финансирование строительства Асуанской плотины (кредит на которую Англия и США отказались выдавать), а всем акционерам выплатят компенсацию в размере текущей стоимости акций.

Британское правительство решило воспользоваться поводом и вернуть себе контроль над зоной канала, откуда только что ему пришлось вывести свои войска. Британцам удалось заручиться поддержкой Израиля, находившегося с Египтом в состоянии шаткого перемирия, а также Франции, которая в тот момент была ближайшим союзником Израиля. Кроме того, Франция вела войну в Алжире, где Египет поддерживал повстанцев Фронта национального освобождения.

22−24 октября во французском городе Севр прошли секретные переговоры, в которых участвовали премьер-министр Израиля Давид Бен-Гурион, руководство израильской и французской армий, а также министры иностранных дел Франции и Великобритании. Было решено, что 29 октября Израиль атакует египетские войска на Синайском полуострове и отбросит их к Суэцкому каналу. После этого Великобритания и Франция потребуют отвести войска обеих сторон от канала и предъявят Египту ультиматум — согласиться на оккупацию зоны канала для обеспечения международного судоходства. В случае отказа выполнять эти требования англо-французские войска должны были атаковать Египет, вывести из строя его ВВС, а затем высадить десант в Порт-Саиде и занять всю зону канала.

Соединённые Штаты о планах интервенции информированы не были: союзники опасались, что администрация президента Эйзенхауэра выступит против интервенции.

Силы и средства

Сосредоточение англо-французских морских и воздушных сил в восточной части Средиземного моря велось ещё с августа 1956 года. К концу октября объединённая морская группировка насчитывала более 130 кораблей и судов, включая линкор (французский «Жан Бар»), 7 авианосцев, 7 крейсеров, 28 эсминцев, 27 эскортных миноносцев и фрегатов, 6 подлодок, 40 десантных и множество эскортных и вспомогательных судов. Для переброски войск и снабжения прошлось мобилизовать около полусотни крупных гражданских судов (в основном, британских). Часть этих сил (включая один крейсер) разворачивалась в Красном море для обеспечения высадки в Суэце, которую позже отменили.

Все морские силы союзников были собраны во временное Оперативное соединение 345, которое, в свою очередь, делилось на тактические целевые группы: авианосную — TF 345.4, десантную — TF 345.5, морской пехоты — TF 345.7 и обслуживания — TF 345.2.

Для операции были выделены мощные воздушные силы — в общей сложности 461 самолёт наземного базирования, в том числе 228 истребителей, 70 бомбардировщиков, 81 разведчик и 82 транспортных машины. Кроме того, на авианосцах находилось около 195 палубных самолётов и 34 вертолёта. Таким образом, ударная группировка имела порядка 700 самолётов, из них около трети французских. Британская авиация базировалась на аэродромах Мальты и Кипра, часть французских сухопутных машин заранее была переброшена на аэродромы Израиля (авиабазы Рамат-Давид и Лод).

Корабли франко-британского флота в Тулоне перед вторжением. Сверху вниз: французский крейсер «Де Грасс» (не участвовал в операции), французский авианосец «Арроманш», французский крейсер «Жорж Лейг», британский авианосец «Игл», британский танкер «Тидерандж» и французский авианосец «Лафайет»

Корабли франко-британского флота в Тулоне перед вторжением. Сверху вниз: французский крейсер «Де Грасс» (не участвовал в операции), французский авианосец «Арроманш», французский крейсер «Жорж Лейг», британский авианосец «Игл», британский танкер «Тидерандж» и французский авианосец «Лафайет»

© forummarine. forumactif.com

Для высадки было собрано около 45 000 британских и порядка 20 000 французских солдат, а также три танковых полка — два британских и один французский. При этом французские десантники имели опыт войн в Индокитае и Алжире и, в целом, были подготовлены лучше британских.

Первоначально операция получила кодовое обозначение «Гамилькар», но затем была переименована в «Мушкетёр», а её сухопутная часть именовалась «Телескоп». Общим главнокомандующим был назначен британский генерал Чарльз Фредерик Кейтли, командующий британскими сухопутными силами на Среднем Востоке, его заместителем стал французский вице-адмирал Пьер Баржо. Десантными силами командовал генерал-лейтенант Хью Стокуэлл, его заместителем стал генерал-майор Пьер Бофр.

План высадки

Изначально предполагалось использовать для захвата зоны канала британскую 16-ю отдельную парашютную бригаду с Кипра, высадив её с воздуха сразу в нескольких местах вдоль канала. Но внезапно выяснилось, что бригада занята борьбой с греческими повстанцами, и основной её состав не обучен прыжкам с парашютом. Воздушный десант пришлось заменить морским: сначала взять Порт-Саид, расположенный у северной оконечности канала, затем высадить на захваченный плацдарм главные силы и, двигаясь по суше, захватить всю зону вдоль канала. Теперь с воздуха предполагалось высадить лишь часть десантников, имевшую наилучшую подготовку. Впрочем, британское руководство рассчитывало, что бомбардировки подорвут дух египетских военных и даже могут привести к свержению Насера без наземной операции.

Вскоре выяснилось, что у союзников не хватает высадочных средств — пехотно- и танкодесантных судов, способных доставлять войска и технику на большое расстояние и выгружать на необорудованное побережье. Вдобавок высадка на пляжах вокруг Порт-Саида затруднялась малыми глубинами у берега. Основная часть англо-французских войск и почти вся их техника доставлялась на крупных транспортах, поэтому для успешной высадки требовалось как можно быстрее захватить внутреннюю гавань Порт-Саида. Наконец, высадку с моря надо было осуществить до середины ноября, когда начинается сезон штормов.

Согласно окончательному плану, операция начиналась с захвата аэродрома Эль-Гамиль в 6 км к западу от Порт-Саида. Здесь высаживался батальон британских парашютистов, который занимал аэродром, после чего на него с помощью транспортных самолётов перебрасывалась войска с тяжёлым вооружением. Одновременно французы высаживали на южной окраине Порт-Фуада парашютный десант численностью до полка. Затем оба десанта с двух сторон занимали гавань Порт-Саида, обеспечивая разгрузку здесь основных сил. При необходимости предусматривалась также высадка дополнительных морских десантов на побережье.

Воздушная мощь

Израильское наступление, получившее кодовое название «Кадеш», началось 29 октября в 15 часов. Уже к 30 октября обнаружился успех израильских подвижных сил на центральном направлении, ведшем через Синайскую пустыню к Исмаилии и Суэцу. Вечером того же дня Великобритания и Франция обратились к воюющим сторонам с ультиматумом, требовавшим отвести войска от канала.

Отвод египетских войск с Синайского полуострова и общий ход боевых действий 2-7 ноября 1956 года

Отвод египетских войск с Синайского полуострова и общий ход боевых действий 2−7 ноября 1956 года

© Derek Varble. The Suez Crisis 1956

Срок ультиматума истекал на следующее утро, но первые воздушные удары по египетским аэродромам англо-французская коалиция нанесла лишь вечером 31 октября, а в ночь на 1 ноября флот вторжения вышел в сторону Египта с Мальты и из Алжира.

За пять дней англо-французская авиация сделала около 2000 вылетов. Часть египетских самолётов была уничтожена на аэродромах, однако большинство новых машин уцелело — для них не хватало обученных экипажей, поэтому их сразу же перегнали на юг страны либо в Саудовскую Аравию.

Понимая, что следующим шагом коалиции станет высадка с моря, египетское командование приказало войскам отходить с Синая к Суэцкому каналу для его обороны. Это было ошибкой: в результате фронт на Синае рухнул. Гораздо более удачным было другое решение египетского руководства: блокировать Суэцкий канал затоплением в нём нескольких десятков судов (в основном, из состава технического флота). Таким образом, декларативная забота союзников о свободе международного судоходства в канале обернулась полным его прекращением.

Палубный штурмовик «Уайверн» из 813-й морской эскадрильи, Стреттон, день военно-морской авиации, 1955 год. Во время операции «Мушкетёр» эти самолёты базировались на авианосце «Игл» и совершили 79 вылетов; от огня с земли было потеряно две машины

Палубный штурмовик «Уайверн» из 813-й морской эскадрильи, Стреттон, день военно-морской авиации, 1955 год. Во время операции «Мушкетёр» эти самолёты базировались на авианосце «Игл» и совершили 79 вылетов; от огня с земли было потеряно две машины

© abpic. co.uk

5 ноября: высадка с воздуха

Сначала высадку с моря и с воздуха предполагалось проводить одновременно, но в итоге для ускорения операции воздушный десант решили выбрасывать 5 ноября, за сутки до подхода транспортного соединения.

В 8:15 по Гринвичу около двух сотен британских десантников из 3-го парашютного батальона приземлились на аэродроме Эль-Гамиль (ныне — международный аэропорт Порт-Саида). Потеряв от египетского огня 12 человек, парашютисты заняли территорию лётного поля, куда вскоре на вертолётах была переброшена оставшаяся часть батальона — ещё около 300 человек во главе с командиром 16-й бригады бригадным генералом Батлером. После окончательного захвата аэродрома транспортными самолётами сюда было выгружено шесть противотанковых орудий с автомобилями «Виллис». Оборонявший аэродром египетский батальон понёс существенные потери от атак с воздуха, но организованно отступил к Порт-Саиду.

Боевые действия в Порт-Саиде 5-6 ноября 1956 года

Боевые действия в Порт-Саиде 5−6 ноября 1956 года

© 40cdo-rm.ru

На 15 минут позже 600 французских десантников из 2-го колониального парашютного полка под руководством подполковника Пьера Шато-Жобера высадились в Расве — южном районе Порт-Фуада, на острове между старым и новым рукавами канала, а также частично на западном берегу старого рукава. Высадка здесь позволяла накапливать силы, не опасаясь появления превосходящих сил противника. Чтобы избежать рассеивания по большой площади, французы выбрасывались с низко летящих самолётов, с высоты в 200−300 м. Чуть позднее здесь высадился сам командир 10-й парашютной дивизии генерал Жак Массю.

В целом, французские десантники, имевшие опыт боёв во Вьетнаме и Алжире, показали себя гораздо лучше подготовленными, нежели британцы. Оборотной стороной опыта антипартизанской войны стала привычка без раздумий стрелять по гражданскому населению. Позднее французские десантники обвинялись в расстрелах пленных египетских солдат — это делалось, чтобы не отягощать себя их охраной.

Впрочем, добиться решающего превосходства союзникам было несложно: гарнизон Порт-Саида, которым командовал бригадный генерал Салахаддин Могуй, насчитывал около 2000 человек — 600 кадровых солдат, три батальона резервистов, четыре самоходки СУ-100 и некоторое количество артиллерии. Из них в Порт-Фуаде находилось не более 500 человек.

Британские парашютисты на захваченной самоходке СУ-100

Британские парашютисты на захваченной самоходке СУ-100

© topwar.ru

Основная тяжесть боёв в городе легла на британцев: к 13 часам они вышли к западной окраине Порт-Саида и атаковали расположенные здесь казармы береговой охраны, где засел отступивший с аэродрома египетский батальон. Вопреки ожиданиям, египтяне сражались отчаянно; в уличных боях хорошо показали себя самоходки СУ-100 — основным средством против них стали палубные истребители F-4U «Корсар» с французских авианосцев, вооружённые неуправляемыми ракетами.

Штурм казарм оказался сложной задачей: воздействие неуправляемых ракет со штурмовиков «Си Хоук» на каменные строения было минимально, и разрушить их удалось лишь прямыми попаданиями 500- и 1000-фунтовых бомб со штурмовиков Уэстленд «Уайверн» 830-й эскадрильи с авианосца «Игл». Из-за отсутствия у десантников артиллерии воздушная поддержка играла огромную роль. Благодаря наличию авианосцев над полем боя постоянно присутствовало не менее 12 английских «Си Хоуков» и 6 французских «Корсаров».

К вечеру французы заняли почти весь Порт-Фуад, а также захватили на другой стороне Суэцкого канала оба моста через деривационный канал к озеру Мензала. Взорвав восточный мост, парашютисты укрепились у западного моста и блокировали шоссе, ведшее в город с юга. Поскольку мост на шоссе, ведшем в Порт-Саид с запада вдоль берега моря, был разбомблён ещё 3 ноября, теперь город оказался изолированным от остального Египта.

Кроме того, французы захватили водопроводную станцию и выключили подачу в Порт-Саид воды — это было грубым нарушением всех конвенций о ведении войны, причём не имевшим даже формальных оправданий. Одновременно атакой истребителей-бомбардировщиков F-84 °F «Тандерстрик» были подожжены топливные резервуары в нефтяной гавани, и над Порт-Саидом растянулось облако жирного чёрного дыма.

Горящие нефтебаки на южной окраине Порт-Саида, 5 ноября 1956 года

Горящие нефтебаки на южной окраине Порт-Саида, 5 ноября 1956 года

© Imperial War Museums

Во второй половине дня союзники направили к египетскому командующему парламентёров с предложением о сдаче. Чтобы выиграть время, генерал Могуй согласился на переговоры при условии заключения временного перемирия. Впрочем, союзники тоже были заинтересованы в перемирии для эвакуации раненых и перегруппировки своих сил: к этому времени продвижение 3-го батальона было остановлено на окраине города.

В переговорах участвовали все командиры союзников — генералы Батлер и Массю, полковник Жато-Жобер. Они предложили египтянам сдачу в плен с отправкой на Кипр. Генерал Могуй отказался, в ответ потребовав восстановления водоснабжения города, на что британское командование, в конце концов, согласилось. Могуй использовал кратковременную передышку, чтобы наладить управление своими силами. В 22:30 бои возобновились.

Первоначальный план взять город одним только воздушным десантом не удался: египтяне не были деморализованы и оказали организованное сопротивление, поэтому генерал Бофр потребовал от командования скорейшей высадки морского десанта. Его непосредственный начальник адмирал Стокуэлл возражал, но в итоге высадку решили ускорить.

6 ноября: высадка с моря

На рассвете 6 ноября союзный флот приблизился к Порт-Саиду. Авианосная группа осталась в 30−35 милях от берега; линкор, крейсера и эсминцы приблизились на 6−8 миль и открыли артиллерийский огонь по египетским береговым батареям и городу. Стрельба вызвала значительные разрушения в жилых кварталах, хотя с целью минимизации жертв британским кораблям разрешалось вести огонь только 114,5-мм орудиями. Впрочем, французы таких ограничений не вводили, и линкор «Жан Бар» выпустил по городу несколько 381-мм снарядов. Как минимум огонь французских кораблей оказался бесполезен из-за отсутствия корректировки. Клод Мориссо, артиллерийский офицер с эсминца «Буве», вспоминал:

«Много лет спустя я узнал, что присутствие кораблей огневой поддержки, в том числе линкора „Жан Бар“ и нашего, было бесполезным, поскольку офицер-парашютист, начальник команды наблюдателей, отвечавший за корректировку нашего огня, не смог установить радиосвязь ни с одним из кораблей огневой поддержки».

Ещё до прекращения огня к берегу двинулись тральщики, за которыми следовали десантные суда и баржи с подразделениями 3-й британской бригады морской пехоты. 40-й и 42-й батальоны бригады высаживались на пляжах у западной окраины Порт-Саида с помощью 9-тонных пехотно-десантных барж LCA и 15-тонных плавающих бронетранспортёров LVT. Использовать здесь более крупные десантные суда (в том числе для выгрузки танков) не позволяли малые глубины: лишь у Западного мола удалось выгрузить с малых танкодесантных судов несколько танков «Центурион» роты «C» 6-го королевского танкового полка, которые оказали серьёзную поддержку 40-му батальону.

Британский танк «Центурион» выгружается из десантного корабля «Панчер» (L-3036)

Британский танк «Центурион» выгружается из десантного корабля «Панчер» (L-3036)

© forummarine. forumactif.com

Выгрузка танка «Центурион» из десантного судна (возможно, того же самого). На заднем плане видна статуя Фердинанда Лессепса у основания Западного мола

Выгрузка танка «Центурион» из десантного судна (возможно, того же самого). На заднем плане видна статуя Фердинанда Лессепса у основания Западного мола

© Derek Varble. The Suez Crisis 1956

После прекращения артподготовки египетские позиции проштурмовали палубные самолёты, а затем с вертолётов высадился 45-й батальон морской пехоты под командованием подполковника Тейлора. Несмотря на позднейшие громкие слова о «вертикальном охвате», батальон высаживался на час позже остальных сил и считался резервом бригады. Для высадки был выбран стадион в западной части города, но он оказался под обстрелом египетских войск, поэтому уже при высадке вертолётный десант понёс сравнительно серьёзные потери (1 убитый и 16 раненых). В итоге вертолётную высадку пришлось перенести на уже захваченный десантниками пляж. К тому же, противолодочные вертолёты «Уирлуинд» и спасательные «Сикамор» могли брать на борт лишь по 3−4 десантника, а специальных транспортных вертолётов у англичан не было. Переброска 45-го батальона шла медленно: за полтора часа 22 вертолёта, сделав по нескольку рейсов, доставили на берег 415 человек (по 19 человек на машину) и 7 т снаряжения. Вдобавок десант 45-го батальона попал под удар собственного же вертолёта «Уирлуинд», потеряв ещё десяток человек ранеными. Куда более полезными вертолёты показали себя при доставке боеприпасов и эвакуации раненых.

Несмотря на все трудности, к 10 часам морские пехотинцы продвинулись вдоль пляжа на восток и заняли северную часть Порт-Саида. Отсюда они начали наступление на юг — на порт и центральную часть города. 42-й батальон при поддержке одного танка наступал на железнодорожный вокзал, 40-й — вдоль набережной канала.

Коммандос 45-го батальона морской пехоты на палубе авианосца «Тесеус» во время операции «Мушкетёр». На переднем плане противолодочный вертолёт Уэстленд «Уирлуинд»

Коммандос 45-го батальона морской пехоты на палубе авианосца «Тесеус» во время операции «Мушкетёр». На переднем плане противолодочный вертолёт Уэстленд «Уирлуинд"

© Imperial War Museums

Вопреки планам операции продвижение шло медленно: египтяне ожесточённо оборонялись в роскошном здании казино «Палас-Отель», Таможенном управлении и Доме Флота у Военной гавани (к востоку от железнодорожного вокзала). Взять здание таможни удалось только после прибытия танков «Центурион», а вот Дом Флота, возведённый ещё в 1880-х годах, выдержал даже огонь танковых орудий прямой наводкой. Здесь оборонялось около сотни египетских солдат во главе с генералом Могуем. Взять его удалось лишь во второй половине дня, египетский командир попал в плен.

Тем временем в Порт-Фуаде было сброшено ещё 522 французских десантника из 1-го парашютного полка Иностранного легиона — уже к полудню они окончательно зачистили город и порт. К исходу дня в гавани Порт-Фуада удалось высадить одну роту лёгких танков AMX-13 и три роты коммандос. Французские десантники доложили, что за день уничтожили около сотни египетских солдат — исходя из общей цифры потерь египтян в этой кампании, можно предположить, что большинство убитых было мирными жителями.

Разрушения в Порт-Саиде

Разрушения в Порт-Саиде

© Derek Varble. The Suez Crisis 1956

Тем временем утром 6 ноября французские парашютисты, находившиеся у деривационного канала, были атакованы с юга египетской пехотой при поддержке танков и самоходок. Атаку удалось отразить только с помощью палубных штурмовиков «Корсар». При этом у авианосца «Лафайет» начались проблемы с катапультой, из-за чего с него удалось сделать лишь 40 самолёто-вылетов.

6 ноября: проблемы с выгрузкой

Высадка основных британских сил должна была происходить в городской гавани. В первом эшелоне выгружался 2-й парашютный батальон 16-й бригады, а также танки «Центурион» 6-го королевского танкового полка. Но тут выяснилось, что египтяне успели сделать главное: ещё 3−4 ноября они затопили на фарватере Суэцкого канала 48 судов, загруженных бетоном; быстро поднять их не представлялось возможным. Несколько судов было затоплено прямо на входе в канал, преградив путь во внутреннюю гавань.

Французские танкодесантное судно L 9070 у пляжа к западу от Каира

Французские танкодесантное судно L 9070 у пляжа к западу от Каира

© Военно-исторический журнал, 1961, № 10

В руках союзников оказалась лишь мелководная Рыбная гавань, расположенная у основания Западного мола. К её причалам могли подойти лишь десантные суда специальной постройки, которых союзникам остро не хватало. Французы начали выгрузку своих войск в гавани Порт-Фуада, но повлиять на ход основных действий эти силы не могли, так как Порт-Фуад был изолированным островом.

Сначала в Рыбной гавани высадилась британская танковая рота «А», через час здесь смог выгрузиться штаб танкового полка и рота «B». Высаженные танки с парашютистами 2-го батальона сразу же начали продвижение вдоль канала и уже к полудню достигли французских позиций у мостов через деривационный канал. К этому времени британские морские пехотинцы пробились к центру города, после чего 40-й и 45-й батальоны при поддержке танков занялись ликвидацией опорных пунктов египтян, а 42-й батальон двинулся по улице Мухаммеда Али мимо вокзала на юг (на соединение с французами).

Внешняя гавань Порт-Саида, 7 ноября 1956 года. На переднем плане французский крейсер «Жорж Лейг», на заднем плане слева видны десантные транспорты в Рыбной гавани

Внешняя гавань Порт-Саида, 7 ноября 1956 года. На переднем плане французский крейсер «Жорж Лейг», на заднем плане слева видны десантные транспорты в Рыбной гавани

© forummarine. forumactif.com

Из-за малых глубин в Рыбной гавани высадить всю 16-ю парашютную бригаду сразу не удалось, поэтому наращивание сил в городе шло медленно. Подкрепления и снабжение морским пехотинцам доставлялись, в основном, вертолётами и малыми десантными судами. Уже утром 6 ноября в город на десантной барже прибыли командующие высадкой генералы Стокуэлл и Бофр. Не зная ситуации в городе, генералы решили причалить к набережной возле здания Компании Суэцкого канала — самого известного строения в городе. Внезапно выяснилось, что этот район всё ещё контролируется противником: баржа была обстреляна с берега и вернулась к выходу из канала, где оба генерала, наконец, высадились в Рыбной гавани. Вдобавок связь со штабным кораблём «Тайн» оказалась плохой (чего сразу следовало ожидать) — таким образом, вся операция на целый день осталась без руководства.

На берегу управление войсками тоже было затруднено: десантники терялись в лабиринте городских улиц; им казалось, что египетские снайперы ведут огонь со всех сторон. Из-за этого на египтян позднее сыпались обвинения в том, что их солдаты переодевались в гражданскую одежду и стреляли десантникам в спину.

Вход в гавань Порт-Саида, начало ноября 1956 года. Вид на север со стороны Порт-Фуада, на заднем плане — Рыбная гавань и Западный мол. Хорошо видно, что из-за затопленных на фарватере судов крупные транспорты не могут войти в гавань и подойти к причалам. На переднем плане — британское спасательное судно «Си Сальватор» ведёт судоподъёмные работы, у входа в Рыбную гавань стоит британская база подлодок «Форт» в окружении малых кораблей, дальше у мола видны плавмастерская «Ранпура» и штабное судно «Тайн»

Вход в гавань Порт-Саида, начало ноября 1956 года. Вид на север со стороны Порт-Фуада, на заднем плане — Рыбная гавань и Западный мол. Хорошо видно, что из-за затопленных на фарватере судов крупные транспорты не могут войти в гавань и подойти к причалам. На переднем плане — британское спасательное судно «Си Сальватор» ведёт судоподъёмные работы, у входа в Рыбную гавань стоит британская база подлодок «Форт» в окружении малых кораблей, дальше у мола видны плавмастерская «Ранпура» и штабное судно «Тайн»

© forummarine. forumactif.com

Вместо запланированного развития успеха и быстрого наступления вдоль канала на юг англо-французский десант увяз в городских боях. При этом 3-й парашютный батальон всё ещё вёл бой в районе казарм береговой охраны на западной окраине Порт-Саида: до самого конца боёв он так и не смог соединиться с основной частью десанта.

Наращивание сил шло крайне медленно: 1-й парашютный батальон удалось выгрузить в Рыбной гавани с десантных судов LST лишь поздно вечером. К этому времени Стокуэлл приказал командиру 6-го танкового полка полковнику Гиббону вместе со 2-м парашютным батальоном наступать по шоссе вдоль канала на юг — на Аль-Кантару и далее на Исмаилию.

Выгрузка французских морских пехотинцев из фрегата «Мальгаш» в мелководной гавани Порт-Фуада. Французам остро не хватало высадочных средств, поэтому для перевозки войск с транспортов на берег приходилось использовать небольшие боевые корабли

Выгрузка французских морских пехотинцев из фрегата «Мальгаш» в мелководной гавани Порт-Фуада. Французам остро не хватало высадочных средств, поэтому для перевозки войск с транспортов на берег приходилось использовать небольшие боевые корабли

© forummarine. forumactif.com

Для наступления были готовы лишь две роты «Центурионов» и часть 2-го парашютного батальона, получившая обозначение «2-я батальонная группа». Из-за отсутствия автотранспорта парашютисты двигались пешком, поэтому до наступления темноты «мобильная» группа достигла лишь станции Аль-Тина на 20-м километре канала. Здесь подполковник Гиббон хотел остановиться до утра, не желая двигаться в темноте без сильного пехотного охранения, однако Стокуэлл приказал двигаться вперёд, и группа продолжила наступление. В 2 часа ночи на 7 ноября группа достигла станции Аль-Капа на 35-м километре канала, в 6 км от Аль-Кантары, но здесь внезапно получила приказ о полном прекращении боевых действий. Случилось то, чего мало кто ожидал — СССР и США совместно выступили в ООН с требованием прекратить интервенцию.

Позиции британских войск у станции Аль-Капа

Позиции британских войск у станции Аль-Капа

© Derek Varble. The Suez Crisis 1956

К этому моменту египтяне продолжали удерживать опорные пункты в центре Порт-Саида и на его юго-западной окраине, но главное — англо-французское командование так и не смогло организовать высадку основных сил в гавани. Всего за два дня операции на берег было высажено восемь батальонов (не более 4000 человек). Остальные силы (приводятся цифры в 25 000 человек, 76 танков, 100 бронетранспортёров и около 50 орудий) были выгружены уже после прекращения огня, когда стало ясно, что операция не удалась, и союзным войскам придётся эвакуироваться.

Итоги кампании

Официально объявленные потери союзников оказались невелики: британские десантники потеряли 16 человек убитыми и 96 ранеными, французские — 10 убитыми и 33 ранеными. Зенитным огнём египтян были сбито шесть самолётов — два «Си Хоука», два «Уайверна» и два «Корсара», причём пилот одного из них погиб. Ещё один «Си Хоук» разбился при неудачной посадке на палубу, его пилот также погиб. Кроме того, в процессе высадки были потеряны два вертолёта.

Перегрузка французских танков с транспорта на паром «Эмпайр Седрик»

Перегрузка французских танков с транспорта на паром «Эмпайр Седрик»

© forummarine. forumactif.com

Союзники заявили, что египтяне потеряли в Порт-Саиде и его окрестностях 650 человек убитыми и 900 ранеными — то есть три четверти солдат, имевшихся в городе. Но даже если поверить в 900 раненых, то безвозвратные потери египтян должны были составить не более 200 человек. Кроме того, по позднейшим оценкам, в городе погибло около тысячи мирных жителей.

Все эти жертвы не имели никакого смысла: к 22 декабря британцы и французы окончательно покинули Порт-Саид, заменённые миротворческими формированиями ООН из Дании и Колумбии. Весной 1957 года международные спасатели разблокировали Суэцкий канал, подняв затопленные в нём суда, после чего движение по важнейшему морскому пути возобновилось.

Французский лайнер «Ла Марсельез», переоборудованный в госпитальное судно, во внешней гавани Порт-Саида

Французский лайнер «Ла Марсельез», переоборудованный в госпитальное судно, во внешней гавани Порт-Саида

© forummarine. forumactif.com

Источники и литература

  1. В.Д. Доценко. Флоты в локальных конфликтах второй половины XX века. М.: ACT; СПб.: Terra Fantastica, 2001
  2. А.С. Протопопов. Советский Союз и Суэцкий кризис 1956 года. М.: Наука, Главная редакция восточной литературы, 1969
  3. В.П. Румянцев. США, Великобритания, СССР и Суэцкий кризис 1956 г. Томск: ТГУ, 2018
  4. М.А. Жирохов. История ВВС Израиля. Крылья возмездия. Минск: Харвест, 2001
  5. А. Розин. СССР и Суэцкий кризис — морской компонент http://alerozin.narod.ru/Suez5…
  6. М. Жирохов, А. Котлобовский. В небе Синая, год 1956-й // Авиация и Время, 1998, № 3
  7. Ю. Якушев, И. Рябинов, «Агрессия против Египта в 1956 году» // Военно-исторический журнал, 1961, № 10
  8. Derek Varble. The Suez Crisis 1956. London: Osprey, 2003
  9. Avi Shlaim, «The Protocol of Sèvres, 1956: Anatomy of a War Plot» // International Affairs, 73:3 (1997)
  10. Anthony Adamthwaite, «Suez revisited» // International Affairs, 64:3 (1988)
  11. Michael H. Coles, «Suez, 1956. A Successful Naval Operation Compromised by Inept Political Leadership» // Naval War College Review, Autumn 2006, Vol. 59, No. 4
  12. Claude Morisseau, «Officier canonnier sur le Bouvet» http://anac-suez-et-chypre.ove…
  13. «Secrets and lies at the heart of Britain’s Middle Eastern folly» // The Guardian, 11 Jule 2006
  14. «The Dean Memorandum» www.nationalarchives.gov.uk/re…

Нам важно ваше мнение!

+0

Комментарии (1)