Крым и Севастополь сделали первый шаг к объединению: что будет дальше

© Игорь Ставцев/Коллаж/Ridus

© Игорь Ставцев/Коллаж/Ridus

Парламенты Севастополя и Крыма наконец подписали соглашение о сотрудничестве. К этому шагу Госсовет Республики Крым и заксобрание Севастополя шли пять лет. Конкурирующие регионы и их руководители подписывали подобные документы с различными субъектами России, но только не с соседями.

В Севастополе возможное подписание соглашения часто становилось разменной картой в политическом противостоянии местных элит. Да, и со стороны Крыма тоже наблюдалось подобное. Почему теперь отношения между субъектам изменились, разбирался собкор «Ридуса».


24 декабря в Севастополь прибыл глава Совета Республики Крым Владимир Константинов с первым вице-спикером Ефимом Фиксом, заместителем Аллой Пономаренко и членами президиума Госсовета. Их встретили глава севастопольского парламента Владимир Немцев, все три вице-спикера: Татьяна Лобач, Илья Журавлев, Василий Пархоменко, а также руководители партийных фракций Елена Глотова и Евгений Дубовик. Атмосфера была дружелюбной. Ничто не напоминало прежние политические противоречия.

Мир — дружба — жвачка

Севастопольские парламентарии провели крымской делегации экскурсию по части объектов, недавно сданных в эксплуатацию. В Гагаринском районе гости из соседней республики посетили детский сад «Акварель». Также они осмотрели благоустройство уникального общественного пространства «Динопарк».

Два года назад активисты спасли зеленую зону от жилищной застройки компании «Консоль», которую связывают со спикером Госсовета господином Константиновым. Не исключено, что это была маленькая демонстрация превосходства, ведь в Симферополе, да и на Южном побережье Крыма достаточно острая проблема застройки зеленых зон, а в Севастополе градозащитная повестка достаточно развита. И порой горожане хотя бы иногда добиваются успеха, отвоевывая немногочисленные зеленые пространства у девелоперов.

© crimea.gov.ru

Перед самой церемонией подписания соглашения парламентарии двух субъектов возложили цветы к Вечному огню у Мемориала героическим защитникам Севастополя 1941—1942 годов. Это — традиция, которую в городе-герое никогда не нарушают. Здесь при любом мало-мальски важном событии, порой по несколько раз в неделю, возлагают цветы. А один из первых шагов к сотрудничеству между конкурирующими субъектами, как ни крути, событие совсем не тривиальное.

Затем парламентарии прибыли в заксобрание.

— Подписание соглашения между нашими законодательными органами — это действительно долгожданное событие. Мы представляем разные административные единицы, но живем на одной Крымской земле. У нас во многом единая инфраструктура, экономика, природные ресурсы и, конечно, общие интересы по развитию полуострова. Как представители парламентов мы знаем, что вопросы законотворчества всегда решаются намного быстрее при активном взаимодействии депутатов, — обратился к крымским коллегам глава законодательного собрания Севастополя Владимир Немцев. Спикер Госсовета господин Константинов ответил взаимной вежливостью.

Когда время словесных реверансов перед прессой себя исчерпало, главы законодательной власти соседних субъектов подписали документ о межпарламентском сотрудничестве.

Церемония завершилась обменом подарками. Спикер Госсовета презентовал свою книгу об известных событиях 2014 года «Пройти свой путь», а севастопольские парламентарии в подарок крымчанам преподнесли пейзаж с видами севастопольской набережной.

В разговоре с прессой глава Госсовета Крыма отметил, что парламенты будут обмениваться опытом работы в законодательной сфере и разрабатывать совместные инициативы. Также в планах обсуждать предложения на комиссии в Совете законодателей РФ при Федеральном Собрании по вопросам интеграции Севастополя и Республики Крым и в правовую систему России, а затем лоббироваться на федеральном уровне.

— Наше взаимодействие должно быть эффективным, а не формальным. Севастополь и Крым накопили хороший опыт в законодательном процессе. Работа должна вестись через профильные комитеты по направлениям. Мы будем разрабатывать совместные идеи и законодательные инициативы в различных сферах субъектов: в сельском хозяйстве, промышленности, экономике, туризме и курортной отрасли. В следующем году мы празднуем 75-летие Дня Победы, поэтому можно провести совместные патриотические мероприятия, — отметил Владимир Константинов.

© crimea.gov.ru

Глава севастопольского парламента Владимир Немцев в свою очередь отметил, что это повод начать совместную работу над различным проблемами. Например, урегулировать вопрос бесплатного проезда севастопольских льготников в крымском транспорте.

— Мы уже обсудили единый курс, которого будем придерживаться в нашей общей работе по решению важных социальных и экономических вопросов, которые стоят перед Севастополем и Крымом. Кроме законотворческой деятельности, мы также планируем участие в совместных проектах как в Севастополе, так и по Крыму. Это и форумы, и фестивали, и программы различной направленности: бизнес, экономика, культура, патриотическая тематика и, конечно, туризм. Уверен, что отныне сотрудничество наших регионов будет развиваться еще более динамично и приносить ощутимые результаты как в законодательной, так и в иных сферах, — отметил господин Немцев.

Что скрывает дружба

На первый взгляд подписание подобного соглашения ничем не примечательное событие. И если не знать предысторию, это похоже даже не на политическую идиллию, а банальное протокольное мероприятие.

Напомним, «Ридус» уже писал о непростых отношениях соседних субъектов.

С одной стороны, руководство Республики Крым и его жители втайне всегда считали особый статус Севастополя некой блажью высокого начальства: как Союза, как уже российской Москвы, так и в свое время и Киева. Не исключено, что такое отношение складывалось десятилетиям из-за территориального превосходства. Тем более что население республики практически не милитаризировано, в отличие от Севастополя, который всегда в первую очередь считался военно-морской базой, а не курортным регионом, как остальной полуостров, и громко гордился своей историей.

После присоединения Севастополя и Крыма к России спустя некоторое время между политическими элитами двух субъектов началось противостояние. Одним из первых толчков стал конфликт «народного мэра» Алексея Чалого, который до марта 2016 года занимал пост главы севастопольского парламента.

Уже к середине 2014 года между «народным мэром» и экс-губернатором Сергеем Меняйло разгорелся конфликт, который продолжался вплоть до отставки главы региона в 2016 году.

Зато у господина Меняйло были прекрасные отношения с полпредом Крымского федерального округа Олегом Белавенцевым. Глава РК Сергей Аксенов в свою очередь называл полпреда своим «политическим крестным отцом». На полуострове образовалось некое трио «Меняйло — Белавенцев — Аксенов». Им в противовес выступал «народный мэр» и его многочисленные сторонники. Причем господин Чалый, у которого крупный бизнес, мог позволить быть себе независимым. Он интересовался исключительно севастопольской проблематикой, а вот руководство Крыма, напротив, из этого симбиоза получало различные политические и имущественные бонусы.

Например, еще при Меняйло завязался гордиев узел, который власти двух регионов не могут разрубить до сих пор — административные границы Крыма и Севастополя официально до сих пор не определены. Первый губернатор согласился передать в пользу соседнего субъекта значительное количество территорий. Кроме того, передавались и весьма дорогостоящие объекты. В частности, Сергей Меняйло передал республике детский лагерь имени Комарова, расположенный около Фороса, рыночной стоимостью более 200 млн долларов, а также около 30 га севастопольских территорий в крымских горах.

© crimea.gov.ru

В 2016 году президент России отправил первого губернатора Севастополя в отставку. Крымский Федеральный округ ликвидировали, а полпреда отправили следом за губернатором.

На смену господину Меняйло в Севастополь пришел «молодой технократ» Дмитрий Овсянников. Первое время у нового главы региона сложились неплохие рабочие отношения отношения с Алексеем Чалым. Он даже некоторым образом помогал «народному мэру» реализовать масштабный проект «Энерджинет» стоимостью 8 млрд рублей по замене устаревших электросетей Севастополя на более современную версию. Кроме того, и Дмитрий Овсянников, и Алексей Чалый выступали за строительство гражданского сектора аэропорта Бельбек, где ранее располагался только военный аэродром. Причем он должен был строиться независимо от Симферопольского аэропорта, которым занималось правительство соседнего региона.

Но «дружба» с Чалым не располагала к добрым, рабочим отношениям с крымскими властями и многочисленным сторонникам господина Меняйло в местном отделении «Единой России». С этими группами влияния у нового главы Севастополя сразу не задались отношения. В августе 2016 года, менее чем через месяц после назначения нового главы региона, политсоветы «Единой России» Крыма и Севастополя провели в городе-герое совместное заседание, на котором анонсировали подписание межпарламентского соглашения о сотрудничестве между субъектами. На совещании присутствовали глава Крыма Сергей Аксенов и спикер Госсовета республики Владимир Константинов. Все бы ничего, но ни врио губернатора, ни главу заксобрания Севастополя на него не пригласили. Это стало поводом к очередному охлаждению отношений между субъектами.

Спустя какое-то время у господина Чалого возник конфликт и со вторым губернатором Севастополя. Тогда уже его сторонники несколько раз инициировали подписание межпарламентского соглашения с Республикой Крым. К тому же рабочих отношений у Дмитрия Овсянникова и Сергея Аксенова не сложились из-за конкуренции за распределения потоков федеральных средств, которые щедро выделяла для полуострова центральная российская власть.

В 2019 году политическая ситуация снова изменилась. Накануне парламентских выборов в Севастополе снова заменили губернатора. Новым главой региона стал выходец из ОНФ Михаил Развожаев, которому федеральный центр поставил задачу навести порядок в политической среде города-героя, а также наладить отношения с соседним субъектом.

В итоге господин Развожаев предварительно договорился с Сергеем Аксеновым о сотрудничестве и официальном установлении административных границ между двумя субъектами.

«Народный мэр» тем временем реализует свой проект «Энерджинет» на территории соседнего региона и пока активно не участвует в политической жизни Севастополя. Судя по всему, все эти договоренности и стали причиной подписания соглашения. Само по себе оно, конечно, скорее формальность. Но формальность, которая демонстрирует федеральному центру стабильную политическую ситуацию в двух значимых регионах. И самое главное — отсутствие политических противоречий.

Нам важно ваше мнение!

+0

Комментарии (0)