+1
Сохранить Сохранено 7
×

По фактам: 50 лучших русских альбомов 2019 года часть 1


По фактам: 50 лучших русских альбомов 2019 года часть 1

© freepik.com

Настала пора подводить музыкальные итоги года — музыкальные кинокритики из канала «По Фактам» представили первую часть 50 лучших русских альбомов 2019 года. Именно эти релизы они переслушивали в течение годы чаще всего — и будут продолжать в будущем.

50. Антоха МС — «Про меня»

Антоха МС записал очередную порцию тех самых добрых песен о радости труда и скрытого в буднях счастья, исполненные на раз узнаваемым голосом.

Лирический герой его душеспасительных песен — обыватель, закупающийся продуктами в «Пятерочке» и довольствующийся в жизни малым. В нарочитом оптимизме альбома «Про меня» неявно присутствует какая-то болезненность, и Антоха — намеренно или нет — то и дело это проговаривает. «Если бабки на исходе, не впадай в грусть, братец, ты. Голодуха может быть полезной — похудеешь, хапанешь чуть-чуть тоски <…> По маленечку докатим все же до своей толковой седины», — поет Антоха МС в «Бабках», и неясно, чего здесь больше — иронии, утешительного смирения или отчаяния.

49. Vtgnike — «Steals»

Один из самых интересных российских электронных музыкантов 10-х годов Vtgnike, отсидевший срок за распространение наркотиков, выпустил на лейбле Николаса Жаара Other People уже второй альбом Steals — и здесь уже практически ничего не осталось от футворка, с которого он начинал.

Теперь музыкант делает отъехавшую деконструированную электронику, которая продолжает идеи Actress и Дина Бланта, при этом по-прежнему очень самобытную и детально проработанную.

48. Трипинадва — «Всегда»

Петербургскому инди-поп дуэту Трипинадва вообще-то уже около 10 лет — в свое время он уже успел распасться, вновь собраться и сменить несколько составов.

Однако лишь в уходящем году у Трипинадва наконец вышел дебютный альбом «Всегда» — наивный и мечтательный тви-поп с, на первый взгляд, совершенно детскими текстами, на самом деле отсылающими к наркотическим приключениям (можно даже пофантазировать, чем занимались участницы дуэта эти 10 лет и почему дебютник вышел лишь сейчас).

Сознательно или нет, дуэт реконструирует звучание модной рок-музыки 20-летней давности, конструируя ее несколько утопический вариант — послушайте хотя бы песню «Невесомость». Здесь и легкомысленный пост-бритпоп, и девичья группа Pep-see, и все молодые герои «Нашего радио» образца конца 90-х и начала 00-х в целом.

47. N1NT3ND0 — «Папа на рейве»

Первый альбом Васи Вакуленко под псевдонимом N1NT3ND0 вышел в совершенно другом контексте — в 2011 году в российском хип-хопе, кажется, мало кого интересовал южный звук как в андерграунде, так и в мейнстриме.

При записи дебютника Nintendo Баста наверняка рассматривал проект как шутку и дуракаваляние (хотя присущая артисту расчетливость дельца также наверняка присутствовала), а на поверку вышел, пожалуй, лучший альбом Васи Вакуленко, открывающий совершенно новую эпоху в русском рэпе.

Второй альбом Nintendo «Папа на рэйве» вышел спустя 8 лет, когда каждый второй школьник балуется трэп-звуком — и Вася снова обставил всех. И хотя на пластинке нет совершенно ничего революционного, он точно звучит свежее большей части фрешменов.

В отличие от дебютника, на второй пластинке Nintendo все куда серьезнее и в буквальном смысле траурнее — здесь практически нет шуток, нет и дворовой сентиментальности попсового Басты, зато есть вязкий и темный грув, сопротивляться которому практически невозможно, и мрачные монологи Васи и QП от лица прожженных бандитов.

46. SP4K — «Аутсайдер»

Продюсер SP4K (произносится как «супчик») уже успел поработать над альбомами таких рэперов и R&B-исполнителей, как Boulevard Depo, Thomas Mraz и OFFMi. Сам музыкант в числе своих любимых коллективов называет Radiohead, Sigur Ros и Animal Collective, однако песни на «Аутсайдере» имеют мало общего с этими артистами — это расслабленный и довольно легкомысленный хаус про девочку в платье Fred Perry и фестиваль «Боль» на душе.

45. Гардия — «Несекретные песни»


Дуэт Гардия движется примерно по той же траектории, что и группа Союз — на их мини-альбоме «Несекретные песни» можно обнаружить нежные ностальгические баллады с экзотическим привкусом и обаятельными мелодиями. Что-то подобное делала в 90-е полузабытая группа Квартал, однако, в отличие от последних, песни Гардии погружены в российскую действительность — здесь даже есть песня «В России грустно жить».

44. Zventa Sventana — «Мужа дома нету»

Если вы задумывались над тем, куда пропал Юрий Усачев из Гостей из Будущего (одной из самых модных русских поп-групп 90-х годов) — теперь он продюсирует отличный проект Zventa Sventana, за которым стоит певица Тина Кузнецова. Музыкантам удивительном образом удалось смешать модную поп- и фолк-музыку, избежав, казалось бы, неизбежной для таких проектов китчевости.

43. Boulevard Depo, «Stay Ugly»

Boulevard Depo в прошлом году уверенно застолбил место среди героев современной сцены, поднявшись из андеграунда. Последний EP «Stay Ugly» — это новая порция мрачного звука от рэпера. 

«Я кладу слова слоями, экспертиза не врубается», — монотонно зачитывает Артем на «No flag», как бы напоминая, что нынешнее время «ставит свою пробу», как говорили классики. Название альбома говорит само за себя — Артём остаётся верен себе, не стремясь понравиться массам. Парадоксальным образом, это совершенно не мешает народной популярности рэпера.

42. Тося Чайкина — «Юность»

Певица получила известность благодаря своему первому лоу-файному инди-проекту «Море облаков», а затем сотрудничала с кучей артистов в диапазоне от питерского классика Ассаи до уфимского трио ЛАУД. На ее мини-альбоме «Юность» есть и запоминающиеся мелодии, и очень красивый и пластичный вокал, и модный, разнообразный и богатый на детали саунд, и по-настоящему личные тексты, автору которых беспрекословно веришь. «Юность» — психотерапевтическая и мотивирующая запись для всех и каждого, независимо от возраста.

41. Ayva — «Высокий художественный уровень»

Минский музыкант Ayva выпустил EP «Высокий художественный уровень» с переливающейся игрушечной электроникой в духе исландских эльфов Mum, какими они были в свои лучшие годы. Из более современных имен напрашивается сравнение с Анной Мередит, если из ее музыки убрать прог-роковую составляющую. Пьесы у Ayva получаются невероятно трогательные, светлые и наивные — фраза «Хрупкое не бросать» вынесена на обложку альбома вовсе не просто так. В то же время в названии альбома музыкант явно иронизирует над печально известной практикой белорусских властей запрещать концерты неугодных им музыкантов — но безобидная музыка Ayva при этом действительно именно что высокого художественного уровня.

40. RSAC, ELLA — «Фелла»

Главное на совместном альбоме RSAC и Ella — это звук, какой-то мягкий, ненавязчивый и деликатный — и очень летний. Модные трэп- и хаус-биты здесь странным образом прекрасно сочетаются с гитарными переборами и простыми, почти фолковыми мелодиями, спетыми нежным девичьим голосом. Все это уместно украшено визгом покрышек, гудением конвеера и щелчками выключателя — причем все эти звуки появляются в песнях в самый нужный момент. Чем-то получившийся результат напоминает минималистичную и интимную музыку британцев The xx — наверное, так бы они и звучали, появись на российской почве.

39. Интурист — «Экономика»

Новый альбом очередного проекта многорукого Евгения Горбунова (NRKTK, ГШ (Glintshake), экспериментал-техно проект Interchain) плавно и болезненно подводит нас к мысли, что не все проходит безвозвратно, в России двадцатых годов 21 века можно чувствовать себя «серым голубем» Мамонова на асфальте. «Экономика» — это холодный саунд московской осени, проезжающие черные машины, одинокий мужчина с трубой в переходе, человеческие отношения, полностью переваренные и перебродившие в потерянном разуме героя.

38. Matrang — «DA»

На «DA» артист продолжает развивать идеи вышедшего полгода назад дебютника «ЭЙА». Это все та же стильная, эрудированная и подернутая ностальгическим туманом музыка, обязанная своим появлением русскому мистическому попу 90-х годов. Например, в треке «Камень» у Матранга появляются интонации молодого Макса Фадеева, в «Луной» — Кирилла Андреева («качка» из Иванушек), а в «Знаешь как» — и вовсе какого-нибудь страдающего барда Олега Митяева. При этом ностальгия Матранга совершенно не является навязчивой, а знание первоисточников совершенно не обязательно для того, чтобы по-настоящему влюбиться в эти полные меланхолии песни. Матранг — чего уж там, один из самых симпатичных представителей новой волны русской поп-музыки.

37. Арсений Креститель — «23»

Известный хамелеон и пионер пост-иронии, умевший в нее задолго до того, как это слово вышло в тираж и подростки стали опознавать по нему своих, Арсений Морозов выпустил в этом году второй альбом в формате проекта «Арсений Креститель». С одно стороны, это все тот же дымчатый и расслабленный инди-рок с (пост)ироничными текстами на актуальные темы. В частности, сразу запоминается манифест белого привилегированного мужчины «Животное» со словами «Я белый геторосексуальный ублюдок, и на моей стороне, наверное, только Аллах. Но Аллах такой суровый — он не любит инди-рок» и «Невозможно что-то делать, чтобы никого не раздражать — поэтому все чаще я начинаю молчать». В то же время новый альбом получился, кажется, куда эмоциональнее и прямолинейнее, чем прошлогодний «31». И да, «23» во многом ассоциируется с классическим русским роком — недаром здесь есть песня, посвященная давнему кумиру Арсения Борису Гребенщикову.

36. Dakooka — «Стрэнджлава»

По сравнению с экспериментальным альбомом певицы «Герой», на «Стрэнджлаве» звук стал куда более прямолинейным — и это пошло песням лишь на пользу. Теперь мелодии Екатерины Еременко гармонично уживается с искусным электронным продакшеном. В отличие от той же самой Луны, которая выпустила уже четвертый лонгплей с теми же самыми песнями, Dakooka явно развивается и не боится экспериментировать, и следить за ней сейчас уж точно куда интереснее.

35. Алена Швец — Проволока из одуванчиков

Подростковая любовная лирика Алены Швец, исполненная нежным девичьим голосом, действительно трогает за живое. В худших из ее песен преобладает непомерный пафос и юношеский максимализм, в лучших — неподдельная искренность и обаяние, что делает их доступными лицам старше 18 лет. 

У Алены весьма недюжинные сонграйтерские способности — например, открывающая «Проволоку из одуванчиков» песня «Дождь» органично смотрелась бы в каком-нибудь романтичном советском кинофильме, да и в целом при прослушивании альбома тут и там возникают ассоциации с советской авторской песней, так что ярлык «пост-бард» применяется к певице не просто так. 

Главный хит альбома «Проволока из одуванчиков» — бодрый и жизнерадостный трек «Олимпос», в котором парадоксальным образом сочетается приемы ранней Земфиры и Монеточки. Песня имеет все шансы стать ЛГБТ-гимном питерских девушек.

34. Famitsu — «Mind Software»

Слово «рэйв» в русском языке было несколько дискредитировано в последние годы благодаря трэш-творчеству GSPD и ему подобных. 

Петербургский электронщик Famitsu один из тех, кто возвращает слову «рэйв» смысл. На вышедшем на лейбле Hyperboloid альбоме «Mind Software» музыкант перепрыгивает от брейкбита в духе ранних Prodigy и дуболомного габбера к современным future garage и джуку. К середине альбом нешуточно разгоняется, словно попадая сквозь черную дыру в 90-е — особенно обратите внимание на треки «X-T-C» и «Time Jump», отлично передающих дух эйфорических рейвов того времени.

33. Спасибо — «Спасибо»

Если раньше Расел Рахман и компания писали песни о потерянности и поиске в хаосе некоего упорядоченного начала, то на новом релизе подводят своего рода жизненные итоги. Пока другие поют о собственной исключительности и вечной молодости, приправляя все это постиронией, Спасибо записали альбом о сознательном взрослении и отказе от инфантильности. 

Лирический герой здесь обретает дом, становится отцом, учится любить, следуя старой как мир формуле «All you need is love». Кому-то это может показаться слишком простым ответом на все вопросы, но в контексте царствующего полицейского насилия, коррупции, тотальной незащищенности и лжи душеспасительные гимны Спасибо становятся, пожалуй, по-настоящему необходимыми и весомыми.

32. Бакей — «Extra»

На своем новом EP «Extra» белорусский рэпер берет широтой интересов — на альбоме есть все жанры, кроме скучного. Бакей делает на «Extra» совершенно неагрессивный и обаятельный хип-хоп с цепляющими мелодиями и застревающими в голове фразами. 

С выходом «Extra» артиста так и подмывает отнести к числу других околохипхоповых добряков вроде Арчанги, Антохи МС или МС Сенечки. Однако в искренней добродушности Бакей нет чудаковатости, присущей многим из вышеперечисленных персонажей. «Extra» — нормкор-рэп для людей, уставших от бесконечных фрешменов-позеров с непременной биполярочкой и необъятным эго.

31. Various Artists — «Hair Del. 666»

Питерский Hair Del. с самым нестандартным и неочевидным каталогом из всех российских лейблов выпустил отчетный сборник за год «Hair Del. 666», приуроченный к шестому году своего существования. Компиляция с экзотической акварельной электроникой от Mårble, Пурпурного Дяди, Миши Султана и других в буквальном смысле не отпускает от начала до конца. Наверное, можно обозначить эту музыку как современный нью-эйдж, но упор при этом здесь явно делается на психоделию и живое звучание.

Источник


  • Телеграм
  • Дзен
  • Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.

Нам важно ваше мнение!

+1

 

   

Комментарии (3)

  • Ya_mimiting
    Ya_mimiting 22 декабря 2019

    Что за наркото-лбгтешная реклама?

    Ответить
    1 +
  • fenix-girl
    fenix-girl 22 декабря 2019

    И эта хрень на всю страницу! А ведь это только первая часть.....

    Ответить
    1 +
  • Владимир
    Владимир 22 декабря 2019

    Такие вы, пенсионеры, смешные и нелепые. Конечно - то, что непонятно и непривычно - то оно по любому, или наркомания, или педерастия. Рубитесь чтоль про Ленина, сжижиный газ или моссад - такие темы для вас привычны и понятны, вы сними родились, жили и помрете.

    Ответить
    0 +