Миллионы голых тел: храм Камасутры в Индии со всех сторон

© uritsk.livejournal.com

© uritsk.livejournal.com

Кхаджурахо — совсем небольшой городок в Центральной Индии с населением около 25 тысяч человек, расположенный в 620 километрах к юго-востоку от Дели. 

Как и Орчха (о котором я писал в прошлом посте), Кхаджурахо имеет богатую историю — в IX—XIII вв.еках, ещё в домогольский период, этот ныне провинциальный городок был столицей государства Чандела. Клан местных правителей был родственен раджпутам, но его расцвет был на несколько столетий ранее (примерно на 500−600 лет). 

В период своего расцвета правители Чандела обладали единоличной властью на значительных территориях Центральной Индии и успешно противостояли как другим индийским кланам, так и мусульманским нашествиям, а город Кхаджурахо был их столицей, крупным культурным и религиозным центром. 

Во времена расцвета династии Чандела, в Кхаджурахо было 85 храмов, до наших дней сохранилось 25. 

Они датируются IX—X вв.еками (более 1000 лет!) и удивительно сохранились до наших дней — от мусульманских набегов, войн и неизбежных разрушений их спасло местоположение: после заката династии Чандела в XIII веке храмы пришли в запустение и вскоре оказались окружены разросшимися непроходимыми джунглями. Так они и простояли в густом лесу 700 лет пока в 1838 году не были заново «открыты» экспедицией капитана Т. Берта, представителя Бенгальского инженерного корпуса. 

Храмы образуют три группы — Западную (самую значимую), а также Восточную и Южную. Храмы Кхаджурахо, помимо их древности, знамениты своими уникальными скульптурными композициями — на стенах изображены боги, гуру, животные, музыканты, эпизоды из жизни, и конечно знаменитые эротические сцены Камасутры. 

Эротических скульптур здесь — лишь около 2−3% от общего количества всех скульптурных изображений, но именно они являются визитной карточкой храмов Кхаджурахо и именно они привлекают сюда тысячи туристов со всего света.

1000-летние храмы Кхаджурахо включены в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО, это уникальный памятник истории и культуры. Мы посмотрим сначала Западную, а затем — Восточную группу храмов. Фотографии же скульптур я приведу ближе к концу поста, примерно с 40-й по 50-ю фотографии — чтобы те, кто читает этот пост в компании детей, успели к этому времени отправить их погулять или поиграть. А у оставшихся у экрана взрослых будет уникальная возможность воспользоваться 1000-летним опытом индусов и почерпнуть для себя что-нибудь новенькое. :)))

Итак, 1000-летние храмы Кхаджурахо. Западная группа, расположенная в огромном зелёном парке. Тут можно гулять часами. Особенно красиво храмы смотрятся в закатном освещении — когда солнце начинает клониться к горизонту, храмы в его лучах становятся как будто золотыми. Давайте полюбуемся!

© uritsk. livejournal.com

© uritsk. livejournal.com

© uritsk. livejournal.com

© uritsk. livejournal.com

© uritsk. livejournal.com

© uritsk. livejournal.com

© uritsk. livejournal.com

© uritsk. livejournal.com

© uritsk. livejournal.com

© uritsk. livejournal.com

Из всех храмов Западной группы экскурсоводы особо выделяют два — храм Лакшмана…

…И храм Кандарья Махадева. Несмотря на внушительные размеры, они очень легки, изящны и гармоничны — это лучшие образцы классической индийской архитектуры IX—X вв.еков. На стенах каждого из них около 1000 скульптурных композиций, включая знаменитые эротические сцены, столь популярные у туристов.

© uritsk. livejournal.com

Скульптурные композиции необычайно жизненны и гармоничны. И при этом не будем забывать, что этим храмам более 1000 (!!!) лет.

© uritsk. livejournal.com

© uritsk. livejournal.com

Вечереет. В вечерних лучах солнца храмы начинают отливать золотом…

© uritsk. livejournal.com

Внутри храма Лакшмана.

© uritsk. livejournal.com

И снова — великолепные храмы Кхаджурахо в закатном освещении.

© uritsk. livejournal.com

© uritsk. livejournal.com

© uritsk. livejournal.com

Храм Гармонии (Harmony Temple) — совсем новый: он XIX века, по сравнению с другими 1000-летними храмами Западной группы можно сказать «новодел».

© uritsk. livejournal.com

Священная корова.

© uritsk. livejournal.com

Теперь переместимся в другую часть городка и посмотрим храмы Восточной группы. По сравнению с Западной, эта группа совсем небольшая. Зато эти храмы находятся на территории действующего джайнистского монастыря. Джайнизм — это ещё одна религия Индии, менее распространённая, чем индуизм, но также очень древняя. Если храмы Западной группы — индуистские, то храмы Восточной группы — джайнистские.

© uritsk. livejournal.com

Действующий комплекс джайнистского монастыря.

© uritsk. livejournal.com

© uritsk. livejournal.com

© uritsk. livejournal.com

На территории монастыря находятся два древних 1000-летних храма — Паршванатха и Адинатха. Эти древние храмы очень необычно сочетаются с более новыми монастырскими постройками.

© uritsk. livejournal.com

© uritsk. livejournal.com

© uritsk. livejournal.com

Теперь перейдём к скульптурным группам и рассмотрим их поближе. До откровенных эротических сцен ещё примерно 10 фотографий, а пока напишу, что все скульптурные композиции храмов Кхаджурахо можно разделить на пять групп:

  1. скульптуры божества, которому посвящён храм (это более крупные скульптуры, выполненные по всем религиозным канонам);
  2. скульптуры спутников божеств;
  3. полубоги и полудухи;
  4. светские образы (включая сцены домашнего быта, танцы, музыку и те самые эротические сцены, к просмотру которых мы неумолимо приближаемся;
  5. скульптуры животных, характерных для Древней Индии.

Итак, давайте рассмотрим скульптурные композиции храмов Кхаджурахо чуть подробнее.

© uritsk. livejournal.com

Чувственная пара.

© uritsk. livejournal.com

Ганеша — «бог-слон».

© uritsk. livejournal.com

Бородатый гуру.

© uritsk. livejournal.com

Ещё один гуру, перед которым танцует девушка.

© uritsk. livejournal.com

Караван верблюдов.

© uritsk. livejournal.com

Наездники.

© uritsk. livejournal.com

© uritsk. livejournal.com

© uritsk. livejournal.com

Древнеиндийская девушка красит ресницы.

© uritsk. livejournal.com

Прежде, чем перейти к показу эротических скульптур, напомню, что по индуистской философии секс имеет три цели — продолжение рода, удовлетворение и просвещение, а древнеиндийский трактат Камасутра охватывает не только собственно 64 позы (называя их «искусствами»), но и философский подход к духовной любви, значению вообще любви в жизни человека, учит обращению с девушками, касается вопросов семейной жизни.

Сопровождавший меня индус на вопрос, каков смысл этих эротических скульптур на храмах, ответил, что основная цель — это просвещение простых людей для создания семей и продолжения рода. Ведь именно храмы в древности являлись основным и подчас единственным источником просвещения и информации.

Наконец — самое интересное! Детей нет у экранов? Взрослые морально готовы? Тогда — поехали! :))

В этой и последующих фотографиях мне даже неловко что-то комментировать, но кое-где что-нибудь всё-таки напишу. :))

© uritsk. livejournal.com

Скульптурная пара справа — ласка уже ПОСЛЕ. Символизирует секс не только как продолжение рода, но и как удовольствие.

© uritsk. livejournal.com

© uritsk. livejournal.com

Разные хитрые позы. Часто групповые.

© uritsk. livejournal.com

© uritsk. livejournal.com

© uritsk. livejournal.com

© uritsk. livejournal.com

© uritsk. livejournal.com

© uritsk. livejournal.com

Ну… ЭТО я просто не могу не прокомментировать — как рассказал гид, смысл следующий: «В дальних и опасных походах воины подчас годами могут не видеть своей любимой жены… Зато у каждого воина есть верный конь, который помогает не только в бою, но в походах и жену заменяет»… Что тут сказать — Восток дело тонкое… Но главное, что судя по выражению лица, конь тоже доволен. :))

© uritsk. livejournal.com

Ещё пара красивых скульптур…

© uritsk. livejournal.com

© uritsk. livejournal.com

Удивительно сохранившиеся 1000-летние храмы Кхаджурахо — лёгкие, красивые, изящные — оставили очень сильные впечатления. А эротические скульптурные группы на их стенах — безусловно самые необычные скульптуры, которые мне когда-либо доводилось видеть! 

Нам важно ваше мнение!

+0

Комментарии (4)