Как показывали оперативников в фильмах разных периодов истории

© Оксана Викторова/Коллаж/Ridus.ru

© Оксана Викторова/Коллаж/Ridus.ru

Функции оперативно-розыскной деятельности в России берут свое начало еще с XI века, когда древнерусские должностные лица из княжеских вотчин обязаны были осуществлять розыск преступников.

Впрочем как полноценная самостоятельная профессия оперативного работника в Российской Империи оформилась лишь в XIX веке.

Тогда же возникла потребность и в популяризации ремесла сыщиков. Если произведения Достоевского и Чехова едва ли назовешь прославляющими работу правоохранителей, то, например, очерки Аркадия Кошко — вполне.

Ну, а в кинематографе оперов показали еще на заре появлений индустрии в России. Впрочем сначала добавлю еще пару слов о развитии системы сыска в нашей стране.

Начиная с учреждения в 1866 году сыскной полиции, как самостоятельного органа по дознанию и раскрытию преступлений, сыскные отделения создаются по всей России. А 6 июля 1908 года Государственная Дума приняла закон «Об организации сыскных частей». По нему оперативно-розыскная деятельность стала самостоятельной функцией правоохранительных органов государства.

Институт современных оперативных уполномоченных берет свое начало с образования Бюро уголовного розыска при Министерстве юстиции в марте 1917 года. Революции и гражданская война в России оставили после себя огромный дефицит квалифицированных кадров оперативников и следователей. Молодая советская республика остро нуждалась в специалистах. Прикладывались большие усилия, дабы привлечь на свою сторону и удержать работников сыскных отделений царского режима.

Тогда же снова возникла острая необходимость в популяризации органов. Ну, а кино, со слов Ленина, для большевиков должно было стать важнейшим из искусств. С тех пор процесс не остановить.

И современный российский кинематограф, и советский, и императорский — с самого зарождения активно использовал сюжетные линии с участием оперуполномоченных, причем, как в детективных, так и в исторических или драматических фильмах и сериалах.

Приведу наиболее яркие картины в хронологическом порядке.

Первенцем стал еще немой фильм «Сонька золотая ручка», снятый режиссером Владимиром Касьяновым в 1914 — 1916 годах.

Картина «Сыщик Петербургской полиции» (1991, реж. В. Кобзев) и сериал «Сыщик Путилин» (2007, реж. С. Газаров) повествуют о знаменитом начальнике петербургской сыскной полиции Иване Дмитриевиче Путилине.

Экранизация мемуаров известного начальника московской сыскной полиции Аркадия Францевича Кошко «Короли российского сыска», (1996, реж. Владимир Алеников). В главной роли — Армен Джигарханян.

Бесспорно, одним из лучших советских телесериалов о становлении оперативно-розыскной деятельности в начальный период советской власти является сериал Григория Кохана «Рожденная революцией» (1974−1977).

Также следует выделить картину «Трактир на пятницкой» (1978, реж. А. Файнциммер).

В период после Великой отечественной войны работа оперативных сотрудников уголовного розыска ярко продемонстрирована в сериале Станислава Говорухина «Место встречи изменить нельзя» (1979).

Наиболее заметные персонажи оперативников или инспекторов милиции в 60−80 годах прошлого столетия созданы в таких картинах как:

«Следствие ведут знатоки» (1971−1989) — инспектор милиции Александр Томин (Леонид Каневский); «Вход в лабиринт» (1989, реж. В. Кремнев) — оперуполномоченный МУРа Олег Петрович Муромцев (Игорь Костолевский); «Инспектор Лосев» (1982, реж. О. Гойда) — инспектор уголовного розыска Виталий Лосев (Юрий Шлыков).

Одним из самых популярных фильмов, где главными персонажами являются сотрудники уголовного розыска является «Петровка, 38» (1980, реж. Б. Григорьев) и его продолжение — «Огарева, 6» (1980, реж. Б. Григорьев). В главных ролях: Василий Лановой, Георгий Юматов, Евгений Герасимов.

В советские годы, вплоть до наступившей перестройки и лихих 90-х, оперативных сотрудников показывали исключительно как самых смелых сотрудников милиции, беззаветно преданных идее борьбы с преступностью, готовых пойти на самопожертвование ради обезвреживания опасных элементов.

В период перестройки, и последовавшие 90-е, образ преданного службе опера все еще актуален, но начинают появляться и персонажи, готовые пойти на сделку с преступниками ради личного благосостояния.

В кинематографе начала XXI века и до настоящего времени потребность зрителя в картинах и сериалах о милиции (и полиции) не остывает, а наоборот усиливается. Образ продолжает быть героическим, хотя теперь ничего человеческое ему не чуждо.

Наверное, отсчет современных фильмов об оперативниках можно начать с сериалов: «На углу, у Патриарших» (1995 реж. В. Дербенев). Дальше последовали: «Улицы разбитых фонарей» (1998), «Каменская» (2000−2011), «Убойная сила» (2000), «Опера. Хроники убойного отдела» (2004), «Возвращение Мухтара» (2004−2019), «Ментовские войны» (2005), «Глухарь» (2008−2011), «Карпов» (2012−2014) и многие другие.

Нам важно ваше мнение!

+0

Комментарии (0)