30 лет в сиреневых носках: как «Красная плесень» отметила юбилей в Москве

© vk.com / Мария Зацарная

© vk.com / Мария Зацарная

«Красная плесень» — группа, как ни крути, неординарная. Родившись на переломе эпох, на закате Красной империи, «выстрелить» она смогла в 1993 году, когда аудиокассеты со стёбными песнями и похабными интерлюдиями заполонили ларьки по всему бывшему Союзу. 

«Народный» статус коллектива, однако, не приблизил его ни к попсе, ни к року, ни к панку, на который упирали некоторые тексты Яцыны Павла и украшавшие обложки альбомов рисунки Романа Бехи.


«Настоящие» рокеры не воспринимали «Красную плесень», равно как и «Сектор газа», но и на панк-сцене этим группам места не нашлось. Слишком многим их творчество казалось несерьезным, несмотря наличие глубоких песен. Впрочем, если Юра Хой называл себя колхозным панком, то Павел Яцына вполне в духе философии «Плесени» заявлял, что он индеец.

Как бы ни хотелось кому-то утверждать обратное, и «Сектор газа», и «Красную плесень» большинство поклонников воспринимали и воспринимают как группы одного человека — Хоя и Яцыны. Поэтому акция «мухожук» в исполнении лидера «Красной плесени» 31 декабря 2017 года воодушевления у поклонников не вызвала, в отличие от «дорогих россиян» в 1999 году. Тогда Яцына пообещал отыграть еще два запланированных концерта. И всё. Бразды правления он передал пародисту группы Сергею Левченко.

© vk.com

«Официально объявляю новым концертным вокалистом и лидером группы — непревзойденного пародиста Сергея Левченко. Он спел 25 процентов песен из репертуара „Красной Плесени“ из всех выживших на данный момент пародистов (царство небесное Дмитрию Воронцову). Сергей Левченко с моего благословения, становится новым лицом группы „Красная Плесень“», — сообщил Яцына поклонникам.

© vk.com

Это решение фактически раскололо фанатское сообщество, и многие поспешили поставить крест на «Плесени». Впрочем, преданные поклонники не оставили музыкантов, и с переменным успехом группа продолжила колесить с концертами по стране.

© vk.com / Мария Зацарная

Но на 30-летие коллектива Яцына вернулся! Группа выехала в большой тур по России и 17 октября припарковала свой дирижабль в московском «Главклубе», где, казалось, еще совсем недавно с размахом отметила 25-й день рождения.

На этот раз в столицу «Красная плесень» привезла постановку второй части панк-триллера «Спящая красавица» и «полноценный концерт» (именно так был сформулирован анонс). 

Такой выбор программы многих озадачил, поскольку и в 1997 году вторая часть сказки была принята скорее холодно, поскольку серьезно уступала первой практически по всем фронтам. Да и последующим интерпретациям классических произведений тоже. 

Бонусом же было заявлено участие Родиона Лубенского — панк-аккордеониста и лидера группы «Голос Омерики» — что только подогрело интерес к юбилею.

© vk.com / Мария Зацарная

Как бы то ни было, в назначенный час у «Главклуба» на Орджоникидзе выстроилась приличных размеров очередь: как водится, с горячительными напитками и песнями, на этот раз даже под удачно приволоченную кем-то гитару. Впрочем, пели опять чужой репертуар — все больше «Гражданскую оборону» да «Сектор газа».

Несмотря на очень демократичную цену в 300 рублей (концерт, как и пять лет назад, выкупил «Главклуб», он же и установил стоимость билетов) народу в зале было значительно меньше, чем на 25-летие — около тысячи человек. 

Вероятно, сказалось то, что концерт проходил в четверг. Забавно, что в репортаже пятилетней давности, ссылка на который выше, именно демократичной ценой я оправдывал небывалый наплыв публики (ну, серьезно, на других московских концертах «Красной плесени» последних лет народу было, как в этот раз).

© vk.com / Мария Зацарная

Первое отделение особого восторга у публики не вызвало. Яцына и вовсе вышел на сцену на вступление и «Арию Ивана». Что интересно, привычные круглые темные очки он сменил на прямоугольные — родные поломались, не иначе. Но, как и ожидалось, зал «взорвался» под «Арию нирванирующего Ивана». Ее с огоньком исполнил Родион Лубенский. 

В остальном публика, очевидно, ждала «полноценного концерта», разве что дружно подпев притаившемуся в багажном отсеке среди контрабандного товара, дешевых китайских презервативов и одноразовых балалаек с Тайваня Очень Чужому… и дождалась.

Открыла второе отделение песня с непечатным названием о неудачном первом коитусе, которую безуспешно «несколько раз отправляли на „Оскар“». И это был отличный выбор, потому что зал наконец-то по-настоящему ожил, впервые, после кавера на Smells Like Teem Spirit. Только почему-то присутствовавшие на концерте девчонки не подпевали. Кстати, в этот раз Яцына не стеснялся петь оригинальные слова, без всяких суррогатов типа «гля», «трындец» и «любить».

© vk.com / Мария Зацарная

Тут же последовала хитяра всех хитов «Слева молот», а вместе с ней и умеренно плотный слэм — все-таки народ в основной массе был возрастным. Впрочем, и безусых юнцов было сравнительно много, что стало приятным сюрпризом. Воодушевила публику и старенькая вещь про синие сандалии на сиреневых носках. Попутно «Плесень» напомнила старую как мир мудрость — не подпускать детей к унитазу. Была и грустная история про Толика, которого бабки у подъезда называли проституткой. А еще мы узнали, что у некоторых татуировки появляются, потому что в детстве они колют все подряд.

Концерт шел по нарастающей: одна за другой следовали пени про отряды голубые (вместе с залом, разумеется), поздравление отважным пилотам с 23 февраля, про Красную армию и (о чудо!) даже про Деда Мороза, который, поднявшись с пола, осквернил занавеску, и последовавшую за этим бойкую расправу. Речи Ленина декламировали хором, а под «Гитлер Югент рок-н-ролл» слэм по традиции был особенно диким. На первых же аккордах «Федора Говнюкова» во всю грудь заявила о себе дружным визгом и женская аудитория.

© vk.com / Мария Зацарная

И тут внезапно спеть «Металлиста Балалайкина» вышел Лубенский, за время отсутствия успевший изрядно «похорошеть». Вообще, анонс его участия в концерте вызывал неподдельный интерес. Все-таки два поколения отечественных панк-сатириков на одной сцене! Не удивительно, что именно на этой песне кто-то сумел преодолеть ограждения, вскарабкаться на сцену и в обнимку с Лубенским от души поорать в микрофон. 

Тогда же с фронтмена «Голоса Омерики» сбили кепку, но вскоре благополучно вернули на его лысый череп. Увы и ах, то ли так задумало было, то ли Родиону сил не хватило (что сомнительно, поскольку на видеозаписях после концерта он свеж и полон сил, будто из той самой рекламы жевательного драже), но тем его присутствие на сцене и ограничилось до самого окончания второго отделения. И очень жаль, потому что предвкушения подсказывали, что о дуэте Яцыны и Лубенского можно будет пункерствующим внукам рассказывать. После «Гимна панков» Яцына объявил белый танец — дамы приглашают кавалеров.

© vk.com / Мария Зацарная

Но песня «ЦПХ» опять же не вызвала энтузиазма у прекрасной частички залитого пивом зала.

Собственно, Лубенский в этот вечер еще раз оригинально выступил, рухнув на сцену, по окончании концерта, когда Яцына объявлял участников вечера. А дальше «Красную плесень» звали на бис, требуя исполнить грустную историю вампира Кашелкина, но не вышло. Зато нам поведали о прискорбной участи туристов, повторили вступление «Спящей красавицы» и добавили с огоньком что-то про спецназ ВДВ.

© фото автора

По итогам можно констатировать, что «Красная плесень» пусть и утратила былую популярность, но остается актуальной и по-прежнему умеет дарить публике незабываемые позитивные эмоции. На очереди у «Плесени» еще тур по городам Урала и Сибири, потом Питер, Дмитров и финальный аккорд во Владимире 3 ноября. Приятно осознавать, что в 2019 году команда молодости нашей актуальна не только для ностальгирующих «за тридцать», но и для молодежи.

Нам важно ваше мнение!

+0

Комментарии (0)