Севастополь ждет очередная модернизация: как это будет

Со сменой власти департамент капитального строительства Севастополя снова ждет модернизация.

На смену «опережающему проектированию» экс-губернатора приходит другое ноу-хау. С начала 2020 года и проектированием, и строительством объектов федеральной целевой программы (ФЦП) развития Крыма и Севастополя до 2024 года займется новый ГУП «Севастопольстройпроект».

Предприятие уже зарегистрировано в налоговой, об этом «Ридусу» сообщил глава региона Михаил Развожаев. Но поможет ли это устранить отставание в реализации федеральной целевой программы?


Низкое освоение средств ФЦП в Севастополе уже становится нормой. До 2024 года федеральный центр намерен вложить в развитие инфраструктуры города 100 миллиардов рублей.

За прошедшие пять лет уже выделено десятки миллиардов, но местные чиновники постоянно выбиваются из графика. Объекты не строятся, а неизрасходованные деньги переносят на следующий год, как правило, заключая допсоглашения с подрядчиками, или выдают крупные авансы в декабре.

За срыв сроков федеральный центр наказывает региональный бюджет рублем. В мае этого года замминистра Минэкономразвития Сергей Назаров сообщал «Ридусу», что по итогам 2018 года Севастополь оштрафовали на 161 миллион рублей.

Санкции, дорогая логистика и не до конца понятные правила игры отпугивают потенциальных подрядчиков от региона. Иногда в конкурсе участвует только одно предприятие, а бывает, что и вовсе никто не заявился. Из-за ограниченного выбора на объекты часто заходят сомнительные подрядчики, и периодически это приводит к расторжению контракта и поиску новой компании.

А тем временем в Севастополе остаются разрытые дороги, дворы, парки. К тому же «кривое» проектирование совсем не облегчает задачу, потому что после начала работ приходится менять техническое задание.

«Опережающее проектирование» Овсянникова

© Сергей Мальгавко/ТАСС

При первом губернаторе Севастополя Сергее Меняйло освоение ФЦП откровенно буксовало. Технократу Дмитрию Овсянникову удалось сдвинуть вопрос с мертвой точки. В городе стали строиться детские сады, школы, какая-никакая инфраструктура, но при этом масса объектов на долгое время «зависала» на этапе проектирования.

Например, больница скорой медицинской помощи проектировалась несколько лет. Причем, когда документация наконец прошла экспертизу, подрядчика на контракт в 4,9 миллиарда рублей так и не нашли.

Похожая история и со строительством инфекционной больницы и онкоцентра. Овсянникову удалось договориться с Ростехом взять строительство медобъектов на себя, но Развожаев предпочел перепроектировать их в единый медицинский кластер. Теперь их строительство в очередной раз откладывается на неопределенный срок.

По другим объектам срывались сроки выполнения работ из-за недобросовестных подрядчиков, которые регулярно менялись. Один из ярких примеров — миллиардная реконструкция парка Победы, в котором трижды сменился подрядчик.

В итоге срок окончания работ сорван почти на два года, а объект официально до сих пор не введен в эксплуатацию. Кроме того, правительство уже несколько месяцев не может найти подрядчика на реконструкцию очистных сооружений «Южные» за 7 миллиардов рублей.

В конце 2017 года городское правительство перевело компании двухмиллиардный аванс на счет в ОФК Банке, который через две недели лопнул. Реконструкция так и не началась, и правительство расторгло контракт.

Предыдущий подрядчик, фирма «Биотехпрогресс», недавно обанкротился. В итоге федеральный центр выделил недостающие два миллиарда, но желающих строить очистные сооружения в Севастополе по-прежнему нет.

Нельзя сказать, что власти не пытались изменить ситуацию. В августе 2017 года экс-губернатор Овсянников для ускорения процесса ввел систему «опережающего проектирования». То есть департамент капстроительства заранее заказывал проектирование десятков социальных объектов. На это потратили около миллиарда рублей. К концу 2018 года стало понятно, что опережающее проектирование себя не оправдало. Значительное количество проектов все равно «зависало», а некоторые не проходили госэкспертизу.

Один из примеров — спортивный комплекс с ледовым дворцом, отелем, футбольным полем и парком в микрорайоне Седьмой километр. В 2017 году его начали проектировать за 54 миллиона рублей, но весной этого года местные власти контракт расторгли. Дальнейшая судьба спорткомплекса неизвестна. Конечно, ряд проектов успешно реализован, но дефицит адекватных подрядчиков опережающее проектирование так и не решило. Освоение ФЦП по-прежнему буксовало.

Новый губернатор и новая модернизация

Теперь врио губернатора Михаил Развожаев предлагает новый подход.

Михаил Развожаев

© kremlin.ru

В августе на встрече с президентом Владимиром Путиным он предложил городу самостоятельно строить служебное жилье для бюджетников за 12 миллиардов рублей. Глава государства инициативу одобрил. А в конце сентября было создано ГУП «Севастопольстройпроект». Теперь власти говорят, что предприятие займется не только жилищным строительством, но и станет единым государственным проектировщиком и генподрядчиком всех работ по ФЦП.

Сейчас идет работа с правительством РФ. Скоро должно быть принято это решение и выпущено распоряжение о присвоении нашему ГУПу [„Севастопольстройпроект“] статуса единственного исполнителя услуг по ФЦП. До конца года, я думаю, мы это распоряжение выпустим, а со следующего года, как планировали, начнем такую работу вести. Все, что начинается строительством или проектированием в 2020 году, будет в сфере ответственности ГУПа, — рассказал «Ридусу» господин Развожаев.

В разговоре с «Ридусом» врио пояснил, что на данный момент в Севастополе три службы заказчика работ при департаментах капстроительства, городского хозяйства и транспорта. Их планируют объединить в одну структуру, подведомственную Капстрою.

«Если получится такая схема, что у нас будет единая служба заказчика, посмотрим на компетенции специалистов, на возможности привлечения туда дополнительных, по каким-то направлениям более квалифицированных [кадров], потому что от службы заказчика многое зависит, — пояснил Михаил Развожаев. —  И вот будет система: единая служба заказчика, единый генеральный подрядчик, в принципе, система контроля за реализацией ФЦП. По плану, который я сейчас реализовываю на практике, она должна стать более эффективной, потому что уберется вся многоаспектность: 100 подрядчиков, три службы заказчика — попробуй все это дело проконтролируй».

«Севастопольстройпроект» не внакладе

© Алексей Павлишак/ТАСС

Жилищное строительство, пожалуй, одно из направлений бизнеса в Севастополе, которое после введения санкций процветает и позволяет местным девелоперам неплохо зарабатывать. Особенно учитывая, что цены за квадратный метр в Севастополе на порядок превышают себестоимость, не говоря о покупательной способности населения (спойлер — ее в санкционном Севастополе практически нет).

Как правило, квартиры в новостройках приобретают жители других регионов. Но развитие отрасли вызывает в городе конфликт интересов. Строительство гостиниц, частных апартаментов, многоэтажек впритык к прибрежной линии или на заповедных территориях, точечная застройка в скверах или впритык к другим жилым домам, мягко говоря, восторга у местного населения не вызывает, а порой и провоцирует социальное напряжение.

Врио губернатора поручил разработать документ, который до принятия генплана вводит мораторий на новое строительство многоэтажек.

Тем не менее ГУП строить будет. Но ограничится ли он только служебным жильем, или «Севастопольстройпроект» может стать конкурентом местных девелоперов, демпингуя и параллельно занимаясь коммерческой застройкой, ясности пока нет. 

На вопрос корреспондента «Ридуса», планирует ли «Севастопольстройпроект» зарабатывать на жилищном строительстве, врио губернатора четкого ответа не дал.

«Точечная застройка — это история, которая должна уйти в прошлое, потому что это главный предмет социальных конфликтов в городе, — отметил глава региона. —  Поэтому нужно переходить к комплексной застройке. В принципе, мы достаточно ограничены по возможностям в Севастополе из-за исторических особенностей, природных и так далее, но несколько перспективных участков есть. И важно создать на них именно комплексную застройку: подвести коммуникации, архитектуру, все распланировать. И когда этот участок будет полностью запроектирован, вот тогда можно привлекать и частных строителей, но только на уже утвержденных правилах, когда все будет проработано от парковки до последнего момента. И, в принципе, на государственные деньги, которые будут выделены по моему обращению, возможно, ГУП будет строить там служебное жилье для бюджетников, может быть, это будет передано по понятным правилам застройки, соответственно, тем застройщикам, которые выйдут [на конкурс]. Но с предоставлением служебного жилья в собственность города. Саму комплексную застройку будет проектировать, конечно же, ГУП».

Пока сложно сказать, спасет ли эта схема реализацию ФЦП в регионе и не станет ли «Севастопольстройпроект» просто дополнительной прокладкой между реальными подрядчиками. Удастся ли в короткие сроки создать крупное предприятие, нанять персонал, чтобы запустить проектирование и строительство разноплановых крупных объектов? Или для этого снова начнут искать подрядчиков? Тогда есть риск, что модернизация наткнется на те же самые грабли.

Нам важно ваше мнение!

+0

Комментарии (0)