+1
Сохранить Сохранено 7
×

Танковый авантюрист и заложник обстоятельств: история Фердинанда Порше


Танковый авантюрист и заложник обстоятельств: история Фердинанда Порше

Источник

Фердинанд Порше известен, прежде всего, как выдающийся автомобильный конструктор, но это была далеко не единственная область приложения его способностей. Во время обеих мировых войн он активно участвовал в разработке проектов военной техники.

Многими любителями истории Порше-танкостроитель воспринимается как витающий в облаках чудаковатый профессор, который продвигал технически совершенные и слишком сложные конструкции, не задумываясь о реалиях войны. Мол, пользуясь хорошими отношениями с Гитлером, он неоднократно создавал альтернативные проекты танков, которые раз за разом отвергались из-за своих технических особенностей.

В интернете Фердинанда Порше даже предлагали наградить Сталинской премией за растрату впустую ресурсов Третьего рейха. В действительности многие до сих пор не понимают, какую роль Фердинанд Порше играл в создании танков, и как его фирма вообще попала в танкостроение. Эта тема обросла предвзятостью и мифами до такой степени, что бесполезно опровергать какие-либо утверждения, и проще описать всё заново.

Фердинанд Порше и Альберт Шпеер в сопровождении свиты на бронекабриолете — прототипе Pz.Kpfw.II Ausf.L, 1942 год

Фердинанд Порше и Альберт Шпеер в сопровождении свиты на бронекабриолете — прототипе Pz. Kpfw. II Ausf. L, 1942 год

Многие ранние исследования истории немецких танков основывались на послевоенных допросах инженеров и управленцев, которые рассказывали о своих взглядах на события. Память их нередко подводила, да и сами взгляды были предвзятыми и отражали конкретные интересы. Доходило до откровенного перекладывания ответственности. 

Например, Генрих Книпкамп из Отдела № 6 Управления вооружений, занимавшегося бронетехникой, на допросе заявил, что сверхтяжёлый танк «Маус» был личной авантюрой Гитлера и Порше. При этом сам Книпкамп в годы войны занимался проталкиванием конкурирующего E-100, ещё более сомнительного с точки зрения конструкции. 

Когда после войны исследователи начали писать историю немецких танков, они некритично использовали подобные материалы и придумали целый ряд мифов, которые были многократно пересказаны в более поздних публикациях. В этих мифах были представлены мнения конкурентов Порше, которые невысоко отзывались о его деятельности. Иначе и быть не могло: архив фирмы Порше серьёзно пострадал в 1943 году, а после войны её глава оказался за решёткой, и ему было не до саморекламы.

Однако на мифах полувековой давности далеко не уедешь. Если электрическая трансмиссия «Тигра» конструкции Порше была такой ненадёжной, почему на самоходках «Фердинанд» она показала себя хорошо? 

Если фирма «Порше» в то время была конструкторским бюро без собственных производственных мощностей, как Порше мог самовольно производить корпуса и башни? 

Если Порше всячески продвигал электрические трансмиссии, почему на дизельных VK 45.02 (P) планировалась только гидромеханическая трансмиссия? Список вопросов можно составлять и дальше, но ответ на них один и тот же: историю надо писать заново.

Во главе Танковой комиссии

В Германии 30-х годов разработка танков велась очень централизованно. Отдел № 6 Управления вооружений обращался к фирмам с детальным заданием на новый танк, в котором оговаривалось, какие двигатели, трансмиссии и ходовые части на нём необходимо использовать. Не случайно многие немецкие танки даже разных фирм так похожи между собой. 

Однако у этого подхода есть слабое место: если идеи Управления вооружений оказывались неудачными, они губили сразу несколько танков. Так и случилось накануне Второй мировой войны. С 1937 года под руководством Генриха Книпкампа из Отдела № 6 велись работы по новым танкам. 

Для достижения высоких скоростей Книпкамп продвигал сложные трансмиссии и ходовые части по типу своих полугусеничных машин. На испытаниях прототипы постоянно ломались, из-за постоянных переделок затягивалось их доведение до ума. 

Началась война. План производства Pz. Kpfw. III был сорван, а тяжёлых танков в войсках не было вообще, хотя работы по ним шли три года. Это подействовало отрезвляюще. По инициативе Адольфа Гитлера и рейхсминистра Фрица Тодта была создана Танковая комиссия (Panzerkomission). Она должна была заниматься не только разработкой новых танков, но и оценкой проектов бронетехники. В комиссию входили представители фирм, занятых в разработке и производстве военной техники. Фактически немцы создали прямого конкурента Отделу № 6 Управления вооружений.

Порше на испытаниях шасси танка VK 36.01, за штурвалом Шпеер

Порше на испытаниях шасси танка VK 36.01, за штурвалом Шпеер

3 сентября 1939 года главой Танковой комиссии назначили Фердинанда Порше, его заместителем стал директор концерна «Штейр» Оскар Хакер. В этом нет ничего удивительного: у Порше были хорошие отношения с Тодтом и Гитлером, в разговорах с фюрером он позволял себе называть вещи своими именами.

Во главе комиссии он критиковал сложные трансмиссии и ходовые части немецких танков. Например, Порше был в числе тех, кто отстоял упрощение трансмиссии «Пантеры». Надо ли говорить, что отношения с Управлением вооружений у него были, мягко говоря, непростые? В ответ Порше предлагал простые в установке и ремонте блокированные подвески, двигатели воздушного охлаждения, а также автоматические бесступенчатые трансмиссии. 

Поначалу это были электрические трансмиссии, очень тяжёлые и требующие тонны меди. Порше часто критикуют за их использование — он, якобы, слепо пытался ставить их куда только можно. На самом деле уже в начале 1942 года фирма «Фойт» по заданию «Порше» работала над гидромеханической трансмиссией; после её успешных испытаний Порше продвигал на танках именно гидромеханику. Управление вооружений скептически отнеслось к этой затее, но время рассудило иначе: сейчас гидромеханика на танках — де-факто стандарт. Что интересно, американцы в эти годы шли аналогичным путём.

Рождение «Тигра»

В декабре 1939 года фирма «Порше» получила первое задание на разработку тяжёлого танка Typ 100, более известного как VK 30.01 (P). К этому моменту фирма «Хеншель» вела работы по VK 30.01 (H) почти четыре года, но в серию запускать было нечего. 

В то время фирма «Порше» была конструкторским бюро без своих производственных мощностей, поэтому вокруг неё сколотили конгломерат: «Крупп» поставлял броню и разрабатывал башни, «Сименс» и «Фойт» отвечали за трансмиссии, «Штейр» и «Зиммеринг» за двигатели, а «Шкода» вела работы по ходовой части. Сборка танков производилась на заводе «Нибелунгенверке», входящем в концерн «Штейр».

Второй построенный «Тигр» фирмы «Порше»

Второй построенный «Тигр» фирмы «Порше»

К марту 1941 года «Порше» и «Крупп» подготовили проект 45-тонного тяжёлого танка Typ 100 Leopard с 88-мм орудием. На нём использовались двигатели воздушного охлаждения, электрическая трансмиссия и блокированная подвеска.

В мае после очередного роста требований к броне резервы шасси подошли к концу, поэтому в июле фирма «Порше» начала работы по новому тяжёлому танку Typ 101 под имеющуюся башню. По аналогии с «Леопардом», более тяжёлый Typ 101 назвали «Тигром». В наследство от 45-тонного Typ 100 ему достался индекс VK 45.01 (P), хотя речь шла о танке весом более 50 тонн.

Тем временем на основе VK 36.01 под ту же башню фирма «Хеншель» проектировала конкурирующий VK 45.01 (H). Гитлер требовал новые танки как можно раньше, поэтому оба «Тигра» были запущены в серийное производство без предварительных испытаний, прямо с чертёжной доски. 

«Порше» заказали серию из 100 «Тигров»: 50 Typ 101 с электрической трансмиссией «Сименс», и 50 Typ 102 с гидромеханической трансмиссией «Фойт». Прототип Typ 102 прошёл более 2200 километров без поломок трансмиссии, однако его производство отменили по неясным обстоятельствам, а готовые трансмиссии «Фойт» отправились на слом.

На осмотре новой самоходки Шпеер не отказал себе в удовольствии сесть за рычаги

На осмотре новой самоходки Шпеер не отказал себе в удовольствии сесть за рычаги

Из-за крайней спешки у «Тигра» Порше было много детских болезней. Его двигатели быстро выходили из строя из-за перегрева, а запас хода едва превышал 100 километров. 

Фирма спроектировала новую систему охлаждения и увеличила запас топлива, однако готовые корпуса требовалось переделать. Более того, заготовки для Typ 102 пришлось перекраивать под электрическую трансмиссию. Из-за этого план выпуска танков был сорван. Аналогичная ситуация была и с «Тигром» от «Хеншеля»: инженеры устраняли множество недоработок, а производство отставало от графика.

Затея с производством тяжёлых танков на скорую руку провалилась, и теперь немцы решили оставить в серии только один вариант. В ноябре 1942 года состоялись сравнительные испытания, на которых участвовали по два «Тигра» от «Порше» и «Хеншеля», а также «Пантеры» MAN и «Даймлер-Бенц». Сын Фердинанда Порше отметил, что испытания в целом прошли хорошо, это подтверждает и рассказ представителя фирмы MAN.

И всё же производство «Тигра» Порше отменили в пользу конкурента, а задел решили переделать в самоходные орудия «Фердинанд». Никакого глубокого смысла в этой затее не было — дешевле и быстрее было достроить доведённые до ума танки и отправить их в бой, по вооружению и броне они в любом случае превосходили любой советский танк. 

Правда, в этом случае возникал неудобный вопрос: зачем нужен «Тигр» от «Хеншеля»?

Опытный «Тигр» P2 в варианте с кормовой башней, электрической трансмиссией и бензиновыми двигателями

Опытный «Тигр» P2 в варианте с кормовой башней, электрической трансмиссией и бензиновыми двигателями

Параллельно команда Порше вела работы по развитию своего «Тигра» — тяжёлому танку Typ 180, более известному как VK 45.02 (P) или «Тигр» P2. У него был новый корпус с наклонной бронёй, новая башня под 88-мм орудие с длиной ствола 71 калибр и улучшенные двигатели. VK 45.02 (P) проектировался в нескольких вариантах с передним и задним расположением башни, а также с гидромеханической трансмиссией и дизельными двигателями. Работы по нему остановили одновременно с работами по «Тигру».

Обычно провал «Тигра» Порше связывают с его якобы ненадёжной и дорогой электрической трансмиссией. Однако нет никаких документальных подтверждений её ненадёжности — скорее, наоборот. Экономия меди тоже не играла роли: вместо 50 электрических трансмиссий немцы произвели почти сто. 

Многое решалось в кабинетных баталиях: не зря перед сравнительными испытаниями остановили только производство «Тигра» Порше, хотя у танка «Хеншеля» было немало проблем. Руководитель завода «Хеншель» в Касселе Герд Штилер фон Хайдекампф после войны прямо сказал: у их «Тигра» выявилось столько проблем, что вскоре Управление вооружений приказало разработать новый тяжёлый танк уже на основе «Пантеры». Так что версия о технически более удачном «Тигре» Хеншеля тоже выглядит весьма сомнительно.

Эпопея с «Маусом»

Работы по тяжёлым танкам имели несомненный практический смысл, чего не скажешь о проектировании сверхтяжёлого 188-тонного танка «Маус». Однако Фердинанд Порше принимал любой заказ и старался выполнить его, не заботясь о возможностях производства и о боевом применении. Он считал, что этими вопросами должен заниматься заказчик.

Первый вариант Typ 205 весом 120 тонн

Первый вариант Typ 205 весом 120 тонн

В 1940 году немцы познакомились с проектами французских сверхтяжёлых танков, а весной 1941 года немецкая разведка узнала о том, что в СССР якобы приняты на вооружение танки весом более 100 тонн. Уже в ноябре 1941 года были составлены требования на танк весом 70 тонн с лобовой бронёй толщиной 140 мм. В ответ фирма «Крупп» разработала несколько проектов Pz. Kpfw. VII Loewe; в зависимости от бронирования их масса гуляла от 70 до 90 тонн. Для вооружения гиганта предлагалось несколько орудий: 105-мм пушка L/70, 128-мм пушка L/50 и 150-мм орудие L/40 (L — длина ствола в калибрах).

В начале марта 1942 года «Крупп» получил указание «раскормить» проект до 100 тонн. Проблема в том, что на «Лёве» планировалось использовать двигатель и трансмиссию от «Тигра», что с ростом массы не внушало доверия. Возможно, именно из-за этого в конце марта к работам по 100-тонному танку привлекли фирму «Порше». Перед ней стояла, мягко говоря, непростая задача: разработать шасси под огромную 23-тонную башню со 150-мм орудием.

Вскоре был представлен проект 120-тонного Typ 205 с электрической трансмиссией, подвеской по типу «Тигра» от «Порше» и 16-цилиндровыми дизелем — с ним ожидалась максимальная скорость 20 км/ч. Чтобы не мудрить с транспортными гусеницами, инженеры предложили «утопить» ходовую часть в корпус.

Typ 205 по состоянию на октябрь 1942 года. Башня ещё не переехала назад, но уже похожа на свою окончательную версию

Typ 205 по состоянию на октябрь 1942 года. Башня ещё не переехала назад, но уже похожа на свою окончательную версию

В изначальном виде Typ 205 прожил недолго. Уже в июне 1942 года фирма «Крупп» представила новую башню с вооружением из главного и вспомогательного орудий. Даже в облегчённом варианте её вес достиг 47 тонн. Под неё фирма «Порше» спроектировала новый 150-тонный танк, который уже назывался «Маус». По аналогии с VK 45.02 (P), он был представлен с передним и задним расположением башни. Силовая установка тоже была в двух вариантах: Typ 205A с дизелем «Даймлер-Бенц» MB.507 водяного охлаждения, и Typ 205B с дизелем Typ 205/2 воздушного охлаждения.

В итоге был выбран вариант с башней в корме, но и он неоднократно менялся. Из-за более мощного бронирования масса выросла до 170 тонн, поэтому пришлось разрабатывать новую подвеску. Наконец, в башне прописалось 128-мм орудие L/55, а вес достиг 188 тонн.

В начале 1943 года началась подготовка к серийному производству, а первый прототип ожидался к концу года. Однако в марте и июле заводы «Крупп» подверглись серьёзным бомбардировкам, которые поставили крест на программе Typ 205.

Первый пробег «Мауса» через завалы после бомбардировок

Первый пробег «Мауса» через завалы после бомбардировок

Немцы всё же смогли построить два прототипа, причём один из них получил башню. Испытания показали, что «Маус» хорошо управлялся и даже мог буксировать другой сверхтяжёлый танк. Итого, коллектив Порше выполнил практически безнадёжную задачу, а заказчик получил то, что хотел, но никакого смысла в этом не было вообще.

В поисках новой концепции

27 мая 1943 года состоялось совместное заседание Танковой комиссии и Комиссии по вооружению (Waffenkomission). В ходе него немцы пришли к выводу о необходимости разработать новый тип танка. 

Дело в том, что, по имеющимся сведениям, противники разработали ручное противотанковое оружие с бронепробиваемостью 110 мм, а также лёгкие бомбы, способные поразить любой немецкий танк в крышу — вероятно, речь идёт об американских «Базуках» и советских ПТАБах. Существующие танки могли оказаться слишком уязвимыми, поэтому требовалось радикально усиливать защиту.

Typ 245-010 с двухместной башней

Typ 245−010 с двухместной башней

В июле фирма «Порше» совместно с «Рейнметалл» начала работы по семейству лёгких многоцелевых танков Typ 245. Было предложено много инноваций: литая броня, компактная подвеска по типу «Мауса», поперечное расположение двигателя, гидромеханическая трансмиссия «Фойт» в корме и сокращение экипажа до 2−3 человек.

Первый вариант, Typ 245−010, был спроектирован с двухместной башней, в которой устанавливалась автоматическая 55-мм пушка MK 112 фирмы «Рейнметалл»; с ней танк мог вести огонь как по наземным, так и по воздушным целям. При массе в 18 тонн он был отлично защищён: 60-мм броня под углом 55° во лбу и 40-мм броня по углом 28° по бортам. Двигатель Typ 101 мощностью 345 л. с. обеспечивал максимальную скорость 65 км/ч. 

Итого получился компактный и скоростной танк с хорошим бронированием, пригодный для массового производства и применения в условиях вражеского превосходства в воздухе.

На Typ 245-011 корпус уменьшили до предела. Крайне ограниченные углы наведения пушки компенсировали продвинутой трансмиссией и пулемётной башенкой

На Typ 245−011 корпус уменьшили до предела. Крайне ограниченные углы наведения пушки компенсировали продвинутой трансмиссией и пулемётной башенкой

Второй вариант, Typ 245−011, был ещё легче и меньше. На нём сократили экипаж до двух человек, отказались от башни и установили 55-мм автоматическое орудие в корпусе. За счёт этого высота танка по крыше корпуса снизилась до полутора метров (!), а масса достигала всего 15 тонн при том же бронировании. Компактный двигатель воздушного охлаждения мощностью 250 л. с. разгонял танк до 58 км/ч. Для защиты от пехоты предусмотрели башенку с пулемётом MG 42. Этот вариант предназначался для разведки.

Параллельно и по схожим идеям фирма «Порше» вела работы по семейству Schwerer kleiner Panzerkampfwagen mit 10.5 cm, что означает не менее чем «тяжёлый малый танк со 105-мм гаубицей». Несмотря на название, речь шла о 27-тонной (то есть, средней по массе) боевой машине с 80-мм лобовой бронёй, 105-мм гаубицей в корпусе и 30-мм автоматической пушкой MK 108 в башне. В апреле 1944 года был представлен вариант замены гаубицы на 105-мм гладкоствольное орудие PAW 1000 (10H64) для стрельбы кумулятивными снарядами с хвостовыми стабилизаторами.

В отличие от Typ 250, на Typ 255 стояла механическая трансмиссия. В остальном они были идентичны друг другу

В отличие от Typ 250, на Typ 255 стояла механическая трансмиссия. В остальном они были идентичны друг другу

Позже на основе «малых тяжёлых танков» был спроектирован многоцелевой танк Typ 250. Высота по крыше корпуса была уменьшена до полутора метров, за счёт этого при той же массе в 27 тонн удалось радикально увеличить толщину лобовой брони до 120 мм.

Для улучшения подвижности Порше предложил 12-цилиндровый двигатель с непосредственным впрыском топлива мощностью 500 л. с. Вооружение состояло из 105-мм гаубицы в корпусе и 30-мм автопушки в башне. Следует отметить: хотя основное вооружение у Typ 245−011 и Typ 250 размещалось в корпусе, они считались танками, а не самоходными орудиями.

Проекты Typ 245 и Typ 250 имели несомненную боевую ценность и показывали интересный подход, однако так и остались на бумаге. Из-за плохих отношений со Шпеером в декабре 1943 года Порше был снят с должности главы Танковой комиссии. Серьёзной производственной базы он не имел, да и Книпкампу не нужны были конкуренты для его E-10 и E-25.

«Ягдтигр» на стероидах

В январе 1944 года Порше предложил Гитлеру упростить ходовую часть «Ягдтигра». За основу брались тележки подвески «Тигра» фирмы «Порше»; их число увеличивалось с шести до восьми, а вместо сдвоенных катков использовались одинарные с перекрытием. В результате время обработки корпуса для установки подвески сокращалось более чем вдвое, её монтаж значительно упрощался, а шасси облегчалось на 1250 кг. Использование подвески по типу «Тигра» сулило немалую выгоду — за счёт одного только станочного оборудования можно было сэкономить 404 тысячи рейхсмарок.

Схемы подвесок «Ягдтигра»: слева «Хеншель», справа «Порше»

Схемы подвесок «Ягдтигра»: слева «Хеншель», справа «Порше»

Производство «Ягдтигров» развернулось на заводе «Нибелунгенверке». В феврале 1944 года были построены два первых образца с ходовыми частями «Порше» и «Хеншель» соответственно. В мае прошли сравнительные испытания, на которых у прототипа с ходовой частью «Порше» выявились сильные вибрации. Сначала подозревали гусеницы новой конструкции, но испытания «Ягдтигра» с гусеницами от «Фердинанда» показали, что проблема осталась. 

В действительности вибрации были вызваны недостаточным натяжением гусениц. Казалось бы, достаточно исправить механизм натяжения или добавить поддерживающие катки, но вместо этого после сборки десяти «Ягдтигров» с подвеской «Порше» перешли на ходовую часть от «Хеншеля». Иногда упоминают сломавшуюся на испытаниях тележку, но это был банальный производственный брак.

Другой эксперимент был связан с установкой на «Ягдтигр» дизельного двигателя. Предыстория его такова: летом 1942 года по инициативе Гитлера началась программа по разработке линейки дизелей воздушного охлаждения для всех типов военных машин. Она предусматривала цилиндры трёх стандартных типов с объёмом 0,8, 1,25 и 2,3 литра, на основе которых создавались унифицированные двигатели разной мощности.

«Ягдтигр» с ходовой частью «Порше»

«Ягдтигр» с ходовой частью «Порше»

В рамках этой программы фирма «Порше» совместно с «Зиммеринг» вела работы по Х-образному 16-цилиндровому дизелю Sla.16. Он выдержал 300-часовые стендовые испытания и выдал 770 л. с. 

После этого Sla.16 установили в «Ягдтигр» на «Нибелунгенверке» и отработали систему охлаждения. Новый дизель был мощнее и экономичнее, чем «Майбах» HL 230, поэтому его серийное производство хотели развернуть на «Штейр», но по разным причинам не состоялось.

В конце войны Порше поручили исследовать установку газотурбинного двигателя (ГТД) на танки. В ходе оценки потенциально подходящих авиационных двигателей стало ясно, что потребуется разработать новые трансмиссии, а расход топлива по сравнению с поршневыми моторами возрастёт вдвое. С другой стороны, ГТД при небольшой массе выдавали очень высокую мощность и работали даже на низкокачественном топливе.

Один из вариантов размещения газотурбинного двигателя в моторном отделении «Тигра»

Один из вариантов размещения газотурбинного двигателя в моторном отделении «Тигра»

С июня 1944 года над танковым ГТД под кураторством СС работал Альфред Мюллер. Уже к ноябрю он подготовил эскизный проект GT-101. Его установку в моторное отделение прорабатывал Отто Цадник из «Порше», этот проект получил индекс Typ 305. GT-101 давал 1150 л. с. на выходном валу, под эту мощность фирма ZF начала разработку новой гидромеханической трансмиссии. Для испытаний ГТД хотели установить в один из «Ягдтигров» на «Нибелунгенверке», но поражение перечеркнуло эти планы.

Вместо заключения

Оценка вклада Фердинанда Порше в военную технику Третьего рейха очень неоднозначна. С одной стороны, фирма «Порше» разработала знаменитый Typ 82 «Кюбельваген», а также амфибию Typ 166 «Швиммваген» на его базе. 

Кроме того, коллектив Порше совместно с фирмой «Штейр» спроектировал удачный грузовик «Штейр» 1500, на его основе был создан гусеничный тягач «Раупеншлеппер Ост». Так что, награждать Порше Сталинской премией было бы опрометчиво.

С июня 1944 года над танковым ГТД под кураторством СС работал Альфред Мюллер. Уже к ноябрю он подготовил эскизный проект GT-101. Его установку в моторное отделение прорабатывал Отто Цадник из «Порше», этот проект получил индекс Typ 305. GT-101 давал 1150 л.с. на выходном валу, под эту мощность фирма ZF начала разработку новой гидромеханической трансмиссии. Для испытаний ГТД хотели установить в один из «Ягдтигров» на «Нибелунгенверке», но поражение перечеркнуло эти планы. Вместо заключения Оценка вклада Фердинанда Порше в военную технику Третьего рейха очень неоднозначна. С одной стороны, фирма «Порше» разработала знаменитый Typ 82 «Кюбельваген», а также амфибию Typ 166 «Швиммваген» на его базе. Кроме того, коллектив Порше совместно с фирмой «Штейр» спроектировал удачный грузовик «Штейр» 1500, на его основе был создан гусеничный тягач «Раупеншлеппер Ост». Так что, награждать Порше Сталинской премией было бы опрометчиво.

Директор «Штейр» Оскар Хакер (в шляпе) и Фердинанд Порше на испытаниях RSO

С другой стороны, сборка «Тигра» Порше и «Ягдтигра» на «Нибелунгенверке» шли с немалыми трудностями, а многие проекты бронетехники так и остались на бумаге. Причин тому несколько. 

Во-первых, это своеобразный подход Фердинанда Порше, который брался за любое задание, ввязываясь в откровенные авантюры заказчика вроде серийного производства «Тигра» без предварительных испытаний или работ по сверхтяжёлым танкам. 

Во-вторых, после неудачи с «Тиграми» у Порше не было производственной базы, поэтому перспективные танки Typ 245 и Typ 250 были обречены. История показала, что именно наличие производственной базы за спиной позволяло вытворять такие трюки, как сборка прототипа дважды отменённого E-100.

Наконец, следует учесть плохие отношения между фирмой Порше и Управлением вооружений. Первый конфликт случился ещё до войны, когда Книпкамп использовал наработки инженеров Порше по торсионным подвескам без отчислений по патентам, хотя фирма «Порше» KG была частной и жила на деньги от разработок. В итоге Управление вооружений победило: в декабре 1943 года главой Танковой комиссии стал Герд Штилер фон Хайдекампф из «Хеншель».

Примерно так Порше смотрел на деятельность Отдела №6 Управления вооружений

Примерно так Порше смотрел на деятельность Отдела № 6 Управления вооружений

Хотя Порше оставался членом Танковой комиссии до конца войны, его влияние заметно снизилось. Свою роль сыграло и то, что Порше не сработался с Альбертом Шпеером, занявшим место погибшего Тодта. Например, на одной из первых встреч со Шпеером Порше сказал, что, по его мнению, электрические трансмиссии на танках будут слишком сложны в производстве, однако Шпеер настоял именно на электрической трансмиссии. 

Конфликт Фердинанда Порше с Управлением вооружений не был чем-то особенным, никакой теории заговора тут нет. 

Все споры с Отделом № 6, бесконечные дрязги и распыление усилий были для немцев в то время обычным делом. Отдел № 6 всячески продвигал разработки фирм, согласных с его подходом, и топил их конкурентов. Проекты «Порше» отвергались точно так же, как танковые двигатели «Даймлер-Бенц», трансмиссии «Фойт», разведывательные танки «Шкода» и BMM, и так далее. Но если мы отказываемся от сказок о гениальном конструкторе, которому заговорщики вставляли палки в колёса, нам неизбежно придётся согласиться с тем, что немецкое танкостроение при нацистах погрязло в чудовищном бардаке. Впрочем, эта тема заслуживает отдельной статьи.

Источники и литература

Thomas L. Jentz, Hilary L. Doyle. Paper Panzers: Panzerkampfwagen, Sturmgeschuetz, and Jagdpanzer (Panzer Tracts Nr.20−1) — Panzer Tracts, 2001

Thomas L. Jentz, Hilary L. Doyle. Paper Panzers: Aufklaerungs-, Beobachtungs-, and Flakpanzer (Panzer Tracts Nr.20−2) — Panzer Tracts, 2002

Thomas L. Jentz, Hilary L. Doyle. Panzerkampfwagen VI P (Sd.Kfz.181): The history of the Porsche Typ 100 and 101 also known as the Leopard and Tiger (P) — Darlington Productions, 1999

Thomas L. Jentz, Hilary L. Doyle. Schwere Panzerkampfwagen Maus and E-100 (Panzer Tracts Nr.6−3) — Panzer Tracts, 2008 Thomas L. Jentz, Hilary L. Doyle. Germany’s Tiger Tanks. D. W. to Tiger I: Design, Production & Modifications — Schiffer Publishing, 2000

Thomas L. Jentz, Hilary L. Doyle. Germany’s Tiger Tanks. VK45.02 to Tiger II: Design, Production & Modifications — Schiffer Publishing, 1997

Walter J. Spielberger, Hilary L. Doyle, Thomas L. Jentz. Heavy Jagdpanzer: Development, Production, Operations — Schiffer Publishing, 2007

Walter J. Spielberger. Gepard: The History of German Anti-Aircraft Tanks — Bernard & Graefe, 1982

Karl Ludvigsen. Professor Porsche’s Wars — Wharncliffe, 2015

Энтони Л. Кей. История разработки и создания реактивных двигателей и газовых турбин в Германии (1930−1945) — НПО Сатурн, 2006

Юрий Пашолок. Мышиная возня (https://warspot.ru)


  • Телеграм
  • Дзен
  • Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.

Нам важно ваше мнение!

+1

 

   

Комментарии (0)