Тайна рисунков Наска раскрыта

© Оксана Викторова/Коллаж/Ridus.ru

© Оксана Викторова/Коллаж/Ridus.ru

Гигантские геоглифы (рисунки на поверхности земли) на плато Наска были созданы еще до нашей эры. А вот обнаружили их и начали исследовать только в 1920—30-х годах. И сразу же они подкинули ученым массу загадок.

Человек или природа

© DPA/TASS

Циклопические сооружения древности интересуют людей с давних пор. К ним ходят в паломничества, пытаются понять, кто и как их мог построить, их рисуют, о них пишут, их включают в списки «семи чудес света». Ничего этого с рисунками Наска — несмотря на их невероятные размеры — не произошло. Долгое время они оставались невидимыми.


Только в 1930-е годы, с развитием дальней авиации, отважные летчики стали летать над этим труднодоступным западным районом Перу. С воздуха они увидели на каменистой поверхности плато идеально прямые линии, спирали, круги. Те складывались в отчетливые фигуры. Пилоты описывали «паука», «птицу», «человека» — позднее его стали называть «астронавтом».

Поражал поистине нечеловеческий масштаб этих рисунков. «Колибри» длиной 50 метров, «кондор» — 120 метров, «ящерица» — почти 188 метров, «пеликан» — 285 метров. С земли эти гигантские фигуры кажутся просто путаницей траншей. Их контуры — это небольшие канавы с аккуратно вынутым грунтом. Видно геоглифы исключительно с воздуха, примерно с километровой высоты. Так для чего — или для кого — были они созданы?

Сейчас искусственное происхождение геоглифов стало аксиомой. ЮНЕСКО признала их культурным наследием человечества. Однако долгое время историки и археологи думали, что это просто любопытный природный феномен. Правильные линии на плато могли остаться, например, после схода мощного селя.

Искусственное происхождение гигантских рисунков смогла доказать только Мария Райхе — переводчица из Германии, которая в 1932 году приехала в Перу и оказалась буквально заворожена таинственным плато Наска. Райхе познакомилась с американским историком Полом Косоком — первым в мире человеком, который смог сфотографировать геоглифы с самолета. Взяв его фотографии и крупномасштабные карты местности, Райхе буквально поселилась в пустыне.

Годами она замеряла рисунки и наносила их на карты. Местные жители сначала считали ее немецкой шпионкой и бросались в нее камнями, но потом пожалели и стали подкармливать. Райхе провела на плато практически всю свою жизнь, опубликовала несколько книг, добилась включения геоглифов в список достопримечательностей ЮНЕСКО, заставила компанию Panamerican построить обзорную башню, с которой туристы могли бы осматривать геоглифы, получила ордена Германии и Перу и скончалась в 95 лет, отказавшись вернуться в родной Дрезден даже перед смертью.

Маниакальное упорство немецкой исследовательницы привело к тому, что геоглифами Наска заинтересовались и серьезные ученые, и шарлатаны, и широкие народные массы.

И вновь пришельцы

© wikipedia.org

Надо сказать, что геоглифы Наска, пожалуй, единственный артефакт древности, который действительно хочется признать детищем инопланетян. Радиоуглеродный анализ показал, что возраст гигантских рисунков — около двух тысяч лет.

В это время здесь проживали представители так называемй цивилизации наска. От них осталось немного изящной керамики и следы культурных растений. Они занимались подсечным земледелием, вырубали леса и разводили на их месте поля и огороды. В конце концов почву, не укрепленную корнями деревьев, смыли сели и ливни, и наска буквально вымерли от голода.

В отличие от инков, живших здесь гораздо позже, от наска не осталось никаких каменных строений, никаких храмов или дворцов, ничего, что свидетельствовало бы об их владении сложными строительными технологиями.

Позднее были обнаружены геоглифы еще более древние. Их создание приписывается цивилизации паракас. Это была еще более примитивная сельскохозяйственная община, чем наска.

Откуда у этих людей могли взяться навыки и умения для создания такой грандиозной системы рисунков, видимой только с высоты птичьего полета? Был ли в них какой-то ритуальный смысл? Но о религии наска и паракас мы знаем очень мало — скорее всего, это был обычный культ плодородия. Все известное об этих народах никак не стыковалось с гигантскими рисунками.

Поэтому общественность вздохнула с облегчением, когда на арену вышел швейцарский беллетрист Эрих фон Дэникен со своей книгой «Колесницы богов». В ней он как дважды два доказал, что геоглифы Наска были космодромом для инопланетных кораблей. Рисунок человека в чем-то, напоминавшем круглый шлем, был изображением инопланетянина в скафандре. Воспоминания местных жителей о контактах с инопланетянами породили мифы о богах «виракоча», которые передали людям достижения своей цивилизации.

«Колесницы богов» стали бестселлером. Ученые всего мира дружно признали их чушью. Однако в 2014 году была проведена экспертиза останков с кладбища цивилизации паракас. Сами эти останки были тоже интересными. Паракас сдавливали черепа новорожденным младенцам до тех пор, пока те не принимали вытянутую, заостреннную форму, типа яйца. Причем больше половины черепов носили следы трепанации — хирургической операции по просверливанию черепа. То ли это инопланетяне залезали в мозги к людям, то ли у местных жителей была такая странная мода.

Так вот, анализ этих черепов выявил «митохондриальные ДНК с мутациями, ранее не обнаруженные ни в человеке, ни в приматах». Это дало повод фанатам инопланетных теорий говорить о том, что три тысячи лет назад на кладбище паракас были похоронены не хомо сапиенс, а представители некоей внеземной расы — и возможно, это был экипаж космического корабля, неудачно приземлившегося на плато Наска.

Зачем все это было

© wikipedia.org

Мария Райхе верила, что рисунки Наска использовались местными жрецами как гигантский календарь, позволявший проводить сложные астрономические расчеты. Эта теория так и не получила пока подтверждения.

Выдвигалась версия, что рисунки Наска — это остатки ирригационных каналов. Однако это одно из самых засушливых мест на планете (здесь выпадает всего 10 мм осадков в год), и воды для этих каналов здесь просто не было. Тем более что глубина траншей слишком мала — всего 30—40 см.

Ученые разработали множество способов исследования загадочных рисунков. Радиоуглеродными методами датировали споры грибков и цианобактерии, сохранившиеся под камнями в траншеях Наска. Методом оптически стимулированной люминесценции выясняли, сколько лет пролежали камни под слоем других камней без солнечного света.

А недавно ученые из Германиии обследовали геоглиф рядом с городом Пальпа с помощью мобильного цезиевого магнитометра. Он показал, что внутри рисунка плотность почвы значительно больше, чем за его пределами.

Так получила первое подтверждение версия американского археоастронома Энтони Авени. Еще в 1990 году он предположил, что геоглифы были своеобразными площадками для ритуальных процессий. Возможно, местные жрецы и представители знати совершали здесь ритуальные прогулки, вознося молитвы к небесам. На это указывает и большое количество древней керамики, найденной внутри геоглифа. И это первое реалистичное объяснение того, для чего на самом деле поколения людей создавали эти завораживающие гигантские рисунки.

Нам важно ваше мнение!

+0

Комментарии (1)