+0
Сохранить Сохранено 7
×

Россияне стали есть больше, но хуже и дороже


Россияне стали есть больше, но хуже и дороже

© Оксана Викторова/Коллаж/Ridus.ru

В 2018 году россияне покупали больше еды, чем в 2017-м, но при этом тратили меньше денег. В физическом объеме потребление продуктов питания выросло на 2,1%, а реальные расходы на питание сократились на 3,6% (в том числе дома — на 3,7%, в кафе и ресторанах — на 2,4%), подсчитали эксперты «Центра развития» ВШЭ.

По сравнению с 2013 годом снижение расходов на питание составило 7,7%, а потребление еды в килограммах и литрах упало на 11%. Граждане стали намного меньше есть в 2015 и 2016 годах — на 9% и 5,2% соответственно. Прирост показателя на 3,2% за последующие два года не смог компенсировать этот провал.

Удельный вес расходов на питание в потребительских расходах населения достиг в 2018 году 36%. Это ниже, чем в 2015—2016 годах (38,7%), но выше, чем в 2013-м (34,3%). Вместе с тем энергетическая ценность всех потребленных продуктов питания в среднем на душу населения выросла на 1,1% по сравнению с последним докризисным годом.

Рост потребления и энергетической ценности питания на фоне снижения реальных расходов в «Центре развития» объясняют оптимизацией потребительского поведения россиян. Во-первых, они переключаются на более доступные товары и все чаще охотятся за скидками, в том числе и на продукты питания: в 2018 году товары со скидками покупали 50,6%, тогда как в 2016-м — 41%. Растет и доля онлайн-покупателей в интернет-магазинах, где также можно отовариваться дешевле, чем в обычных торговых точках.

Во-вторых, меняется структура потребления. Так, за пять лет снизилось потребление фруктов (в значительной степени за счет соков) на 2,9 кг в год. Зато выросло потребление овощей — на 7,6 кг. Увеличение наблюдалось по огурцам и помидорам, корнеплодам, луку и чесноку, арбузам и дыням, а также бахчевым и прочим овощам. Вот только потребление картофеля сократилось с 60,6 кг на человека в год до 58,7 кг.

Люди стали есть меньше дорогостоящей рыбы и морепродуктов (на 0,6 кг в год), но больше мяса животных и птицы (на 4,6 кг). Потребление молочных продуктов сократилось в среднем на 4,8 кг (они выросли в цене после введения обязательной маркировки, которая призвана защитить потребителей от молочного фальсификата), сахара — на 300 граммов. Употребление алкоголя и табака, кстати, тоже заметно упало.

© visualhunt.com

Переходим на макароны

Анализируя данные официальной статистики о потреблении продуктов питания в российских семьях и о покупательной способности доходов населения, действительно можно сделать вывод, что за последние три года средний чек при походе в гипермаркеты и супермаркеты упал до минимума, отмечает исполнительный директор Goldman Group Дмитрий Гелемурзин. При этом уменьшилась именно сумма, которую россияне тратят на продукты.

Это происходит из-за того, что рост реальных доходов населения не поспевает за реальным изменением цен и в такой ситуации людям приходится оптимизировать потребление, отслеживая акции и скидки в розничных магазинах, — соглашается он с выводами экспертов «Центра развития».

Однако, по данным аналитика, потребление мяса сильно сократилось, причем по всему спектру мясных продуктов — от птицы и свинины до сосисок. За год с июля 2018 по июль 2019 года россияне купили на 4,3% меньше мясных продуктов по сравнению с предыдущим аналогичным периодом. А чтобы сохранить энергоемкость потребляемых продуктов, покупатели заменяют их более дешевыми аналогами — крупами, макаронами, считает Гелемурзин.

© visualhunt.com

Тотальная экономия

Несмотря на низкую инфляцию, роста покупательской активности в стране не наблюдается, а сами россияне не видят существенного снижения цен на товары и продукты питания, развивает тему первый вице-президент «Опоры России» Павел Сигал.

Вместе с тем реальный рост доходов населения падает, значит, гражданам приходится экономить на всем: начиная от гаджетов и бытовой химии, заканчивая продуктами питания. И если покупатели видят выгодную акцию, во время которой можно приобрести продукты по сниженным ценам, то пользуются и делают запас, — рассуждает он.

Сэкономить на услугах ЖКХ, связи, стоимости проезда россияне не могут, цены в данных сегментах только растут, напоминает эксперт. Возможность поддержки прежнего уровня потребления за счет кредитных ресурсов тоже почти исчерпана. Общая закредитованность населения в последние несколько лет заметно выросла. В целом россияне должны финансовым организациям около 11 заработных плат. Больше всего нагрузку испытывают те, кто взяли заем в микрофинснсовых организациях и выплачивают средства под высокий процент.

© visualhunt.com

Передышка до зимы

Летом ситуация с потреблением продовольствия несколько стабилизируется. В августе-сентябре происходит традиционное снижение цен на овощи и фрукты. И потребители стараются приобрести их больше, чтобы запастись витаминами и заготовками на зимний период, сокращая траты на другие статьи. Кроме того, многие выращивают плодоовощную продукцию на собственных приусадебных участках, что помогает тратить меньше денег в магазинах.

Когда же закончится сезон летних и осенних овощей и фруктов — средняя стоимость одного похода в магазин снова может подрасти, — прогнозирует Гелемурзин.

Вероятность, что в ближайшее время произойдет восстановление физических объемов потребления еды, имеется, но к зиме люди вновь начнут экономить, считает Сигал. По его словам, крупные ретейлеры уже сейчас отыгрывают ситуацию на рынке и вводят для покупателей карты рассрочки, по которым можно приобретать продукты питания и расплачиваться в течение нескольких месяцев.


  • Телеграм
  • Дзен
  • Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.

Нам важно ваше мнение!

+0

 

   

Комментарии (0)