Между банкротством и Сирией: кто спасет порт Севастополя

© Игорь Ставцев/Коллаж/Ridus

© Игорь Ставцев/Коллаж/Ridus

После смены губернатора в Севастополе один из крупнейших активов города, ГУП «Севастопольский морской порт» продолжает обрастать долгами и держится на плаву в основном за счет государственных субсидий.

Пока работники предприятия готовятся к сокращению, в партии власти говорят об антикризисных мерах и запуске торговли с Сирией. Обсуждается, что порт начнет торговать с восточным партнером не без помощи Ростеха, который будет поставлять в страну гражданскую и оборонную продукцию.

Правда, в самой госкорпорации об этом не знают.


Наполеоновские планы

Дмитрий Саблин.

Дмитрий Саблин.

© wikipedia.org / Femnorad

С 2014 года, после того как Севастополь перешел в юрисдикцию России и подпал под санкции, в местный порт перестали заходить иностранные суда, и на ремонт, и для торговли.

За пять лет Севморпорт погряз в долгах и находится на грани банкротства. Теперь и местные, и федеральные власти планируют эффективно использовать актив.

Об этом сообщил «Ридусу» глава регионального отделения «Единой России» Дмитрий Саблин: будучи депутатом Госдумы, он координирует парламентскую группу дружбы с Сирией.

Последние полгода обсуждается перезагрузка Севастопольского порта, в том числе через торговлю с Сирией. Вопрос имеет стратегическое значение, так как речь идет в том числе и о поставках «оборонки».

Задача господина Саблина — выстроить логистику и наладить связь между сирийским портом Тартуса и Севморпортом.

Вопрос, как он поясняет, непростой и решать его нужно в ручном режиме: обозначить объемы грузов, договориться с судовладельцами и так далее. Тартус, как и Севастополь, находится под санкциями, поэтому в перспективе возможна взаимовыгодная торговля.

«Самый лучший способ, чтобы в этом направлении начали работать наши госкорпорации, которые регулируются государством, в том числе и Ростех, „Рособоронэкспорт“ и другие наши организации», — отметил господин Саблин. По его мнению, это будет возможно, когда заработает железнодорожная ветка Крымского моста.

Парламентарий считает, что участие Ростеха в судьбе Севморпорта выгодно Севастополю, и к тому же это позволит разгрузить порты Новороссийска и Кавказа. Речь идет как о гражданской продукции, так и об оборонной, тем более что госкорпорация уже работает в Сирии.

«Это оборонное предприятие, и сирийцам важно, чтобы Ростех из Севастополя поставлял туда продукцию, а сюда привозилась сирийская», — отметил он.

Вопрос обсуждается и по партийной линии двух стран между «Единой Россией» и крупнейшей сирийской партией «Баас», пояснил депутат Госдумы.

Кроме того, по словам Дмитрия Саблина, для обсуждения дальнейшего сотрудничества предстоящей осенью планируется визит губернатора Тартуса и представителей сирийского бизнеса в город-герой, а позже и ответный визит в Сирию нового главы Севастополя Михаила Развожаева.

Между тем в Ростехе «Ридусу» сообщили, что корпорация в числе других промышленных компаний «заинтересована в развитии современной портовой инфраструктуры в России, но говорить о конкретных планах пока преждевременно». Во всяком случае, вхождения в капитал Севастопольского морского порта пока не планируется.

Под угрозой банкротства 

Севморпорт с дрона

© primechaniya.ru/

Как собираются наладить работу порта, пока не совсем понятно, тем более что такие попытки уже были. Летом 2018 года на территории Севморпорта стали работать две крупные российские компании — дочернее предприятие Ростеха АО «РТ-логистика» и СРЗ «Вымпел» (концерн «Калашников»), которое намеревалось строить в Севастополе «Кометы».

Кроме того, у предприятия есть еще ряд арендаторов, причалов порта и другого имущества. Однако все эти шаги не привели к постепенному выходу из финансового кризиса.

Напротив, через полгода в конце января экс-глава главного контрольного управления правительства Севастополя Сергей Елизаров на пресс-конференции рассказал о скандальных результатах аудита предприятия.

Он обвинил экс-главу города Дмитрия Овсянникова в том, что тот намеренно банкротил Севморпорт, а его активы власти хотели продать за смехотворную сумму 10 рублей.

По его словам, более 1200 объектов порта были оценены городским правительством в 1 копейку: столько стоят, например, плавучий док, ремонтная мастерская, нежилые здания, 20 причалов. Стоимость ряда других активов, по оценке правительства, составляла 1 рубль.

Имущество Севморпорта на сумму около 26 млн рублей было необоснованно списано правительством города.

Например, нефтяные танкеры «Восточный» и «Южный», стоимость которых составляет 10,3 млн рублей и 11,3 млн рублей. На причалах Севастопольского порта, по словам Елизарова, работают частные предприятия, которые уже более трех лет не платят городу арендную плату. В правительстве Севастополя обвинения экс-главы ГКУ назвали ложью. Также после скандала был назначен новый руководитель предприятия Валерий Скляров, а правительство пообещало разработать ряд антикризисных мер.

Валерий Скляров.

Валерий Скляров

© primechaniya.ru/

В конце марта господин Овсянников заявил, что в решении проблемы может помочь передача предприятия в федеральную собственность. Также он связал перспективы развития Севастопольского морского порта с перевалкой специальных грузов Ростеха и взаимодействием с Сирией.

Но строительство «Комет» так и не началось, а торговля с восточным партнером так и осталась на стадии обсуждения. С момента скандальной пресс-конференции экс-главы ГКУ и антикризисных мер, обещанных господином Овсянниковым, долги порта только продолжают расти.

Уже после смены губернатора, 23 августа, местные власти снова попытались заткнуть финансовые дыры предприятия и выделили на это 54 млн рублей. Хотя этой суммы не хватит на то, чтобы покрыть все издержки.

Сейчас у Севморпорта задолженность перед ресурсоснабжащими предприятиями, по налогам и судебным издержкам, составляет 79 млн рублей. А ведь есть еще и текущие расходы.

Без всяких надежд

© primechaniya.ru/

После местных парламентских выборов часть сотрудников предприятия уволят. Изначально очередной этап сокращения сотрудников Севморпорта должен был состояться 1 сентября. Работы лишатся 120 человек — в частности, те, кто работает на буксирах, а сами буксиры решено продать.

Как пояснил «Ридусу» сотрудник предприятия, пожелавший остаться анонимным, в начале июля работников Севморпорта письменно оповестили о грядущем сокращении.

Сообщать лично неприятное известие руководство порта не стало, ограничившись разосланным по почте уведомлением. А 28 августа уже капитаны буксиров подтвердили дату 1 сентября.

По закону, в таких случаях предприятие обязано предоставить работу с аналогичной зарплатой и компетенциями, но тем, кто раньше трудился на буксирах, порт предлагает только вакансии контролера и охранника с зарплатой 15 тысяч рублей. Раньше со всеми надбавками, переработкой и стажем выходило около 30—35 тысяч рублей. С начала этого года зарплату сотрудникам Севморпорта регулярно задерживали.

Но теперь речь идет о выживании. Найти работу на ограниченном рынке труда в Севастополе очень непросто.

Если сотрудник многодетный, он может себе позволить на 15 тысяч пойти?! — восклицает попавший под сокращение сотрудник. — Конечно нет! Людям жить не на что. Куда людям идти? Что делать? Никого это не волнует.

«Вот, было недавно заседание нашего севастопольского правительства, они обещали, что город выделит деньги. И мы надеялись на это, что ситуация изменится, но все остается по-прежнему, — рассказывает сотрудник предприятия. — Когда подняли этот вопрос и позвонили в правительство, обратились к директору порта Склярову, то перед выборами сокращение решили приостановить».

Старый не помог, а к новому главе региона они, потерявшие все надежды, не обращались.

Слово за губернатором

Директор Севморпорта Валерий Скляров подтвердил «Ридусу» грядущее сокращение.

По его словам, после выборов, 10 сентября, предприятие покинет около 85 сотрудников.

И. о. вице-губернатора Мария Литовко, курирующая работу предприятия в городском правительстве, в разговоре с «Ридусом» признала, что некоторые «кадровые изменения» действительно «состоятся в начале сентября». Зато в дальнейшем сокращений больше не планируется, уверяет она.

Сейчас на предприятии 721 человек, действительно, предполагается сокращение некоторых должностей, я бы хотела обратить внимание, — подчеркнула и. о. вице-губернатора, — именно должностей.

Но при этом каждому, по ее словам, чья должность сокращается, была предложена иная работа в рамках предприятия. «Не все согласились, кто-то уйдет на пенсию, тем не менее всем была предоставлена возможность перейти на аналогичную должность с точки зрения зарплаты и квалификации, — заметила госпожа Литовко. — Но кому-то, в связи с сокращением должности, больше захотелось либо уйти на пенсии, либо уволиться».

54 млн рублей, которые выделило правительство Севастополя для Севморпорта, пойдут на оплату задолженности по налогам, а также на необходимые выплаты по страхованию пассажиров, ремонт судов порта и обустройство пунктов пропуска, пояснила она.

© pikabu.ru

Также совместно представителями Минтранса страны сейчас прорабатывается план дальнейшей федерализации порта, по словам чиновницы, «что-то останется в собственности города, что-то уйдет в федеральную собственность».

Детали реформирования предприятия и. о. вице-губернатора пообещала сообщить позже, после завершения работы над антикризисной стратегией. В разработке последней, кроме местных чиновников, принимают участие и представители федеральных структур. Результаты станут известны до конца года, а может быть и раньше.

«Естественно, сумма долгов больше, чем внутренняя субсидия, поэтому сейчас вырабатывается план, также будет обращение за дополнительной субсидией при следующей корректировке бюджета», — пояснила госпожа Литовко.

«При этом сейчас вырабатывается план по повышению дохода самого предприятия, — сообщила она. — Но об этом будем говорить позднее, когда стратегия будет готова, сейчас она разрабатывается».

Сейчас идет финансовый аудит предприятия и инвентаризация, поэтому назвать точную сумму задолженности предприятия пока возможности нет, говорит чиновница.

Кроме того, все факты, изложенные экс-главой ГКУ Сергеем Елизаровым на пресс-конференции в январе, как она уверяет, недостоверны.

Была совместная проверка с ФСБ, прокуратурой, и все эти факты перепроверялись, — заявила „Ридусу“ чиновница. — Сами замечания были, но иного рода. Они были высказаны по итогам проверки и сейчас устраняются. Следующий наш этап — это совместная проверка с ГКУ, насколько эти замечания устранены.

На вопрос «Ридуса», есть ли у Севморпорта риски оказаться банкротом, Мария Литовко отметила, что «сейчас как раз прорабатывается антикризисный план, чтобы привести предприятие к оздоровлению». И это не только дотации местного правительства, но и увеличение дохода самого предприятия.

Михаил Развожаев

Михаил Развожаев

Михаил Развожаев. © Алексей Дружинин/пресс-служба президента РФ/ТАСС

Позже «Ридус» смог связаться и с врио губернатора Севастополя Михаилом Развожаевым, и он опроверг информацию о предстоящих увольнениях.

«По поводу сокращений, таких решений никто не принимал», — заверил господин Развожаев. По его словам, правительство, напротив, поддерживает предприятие на плаву, выделяя финансирование.

Поэтому ни о каких сокращениях пока речи быть не может, — заявил врио губернатора. — Вы знаете, что ранее был инициирован процесс передачи Севморпорта в федеральную собственность. Сейчас мы ведем переговоры с Минтрансом на предмет, как это дальше будет происходить, потому что есть ряд проектов и идей, которые я пока не готов озвучивать, но, может быть, если это будет успешно реализовываться, то, может, все-таки целесообразней было бы оставить порт в собственности Севастополя.

Нам важно ваше мнение!

+0

Комментарии (0)