Как и где в России производят локомотивы

© gelio.livejournal.com

© gelio.livejournal.com

Большую часть пассажирских и грузовых локомотивов, курсирующих по российским железным дорогам, делают на Новочеркасском электровозостроительном заводе. Это предприятие входит в число крупнейших технологических компаний России и обеспечивает работой огромное количество жителей Новочеркасска. Именно на НЭВЗе производят локомотив 4ЭС5К семейства «Ермак» — самый мощный в мире грузовой электровоз.


Новочеркасский электровозостроительный завод (НЭВЗ) производит грузовые и пассажирские локомотивы. Предприятие основано в 1932 году, и изначально здесь строили паровозы. В предвоенные годы и во время Великой Отечественной войны (в эвакуации) на нем выпускали пушки, ремонтировали танки и даже строили самолеты.

Сейчас предприятие входит в состав холдинга АО «Трансмашхолдинг» и занимает 60% российского рынка магистральных электровозов, а на электрифицированных железных дорогах СНГ и ближнего зарубежья 80% перевозок осуществляется машинами, произведенными на НЭВЗ.

© gelio.livejournal.com

За последние 5 лет на заводе выпустили более 2200 электровозов различных типов. Чтобы справляться с такими объемами, с 2017 года на предприятии, как и во всем холдинге, проходит большая технологическая трансформация.

Здесь создают цифровые копии заводов, строят единую IT-инфраструктуру, внедряют новые системы мониторинга и оцифровывают продукцию, к примеру на НЭВЗ делают конструкторскую документацию и модели локомотивов в 3D.

© gelio.livejournal.com

НЭВЗ — один из крупнейших работодателей Ростовской области, на предприятии трудится около 9 тысяч человек. Для сравнения: всего в Новочеркасске проживает 168 тысяч человек.

© gelio.livejournal.com

Производственный комплекс НЭВЗ охватывает весь процесс изготовления локомотивов. В состав заводского хозяйства входят цеха основного и вспомогательного производства, метрологический, вычислительный и учебный центры. Для испытания электровозов у предприятия есть обкатное кольцо 7,4 км.

© gelio.livejournal.com

У завода есть собственное литейное производство. Оно нужно для того, чтобы делать заготовки и литые детали для электровозов. Температура расплавленного металла может достигать примерно 1500 градусов.

© gelio.livejournal.com

Штамповочный цех. Здесь часть задач выполняют роботы, которые загружают заготовки и снимают с ленты готовые детали.

© gelio.livejournal.com

Этап заготовительного производства, на котором работает комплекс лазерной резки.

© gelio.livejournal.com

Газорезчик следит за тем, как проходит раскрой металла.

© gelio.livejournal.com

Цех, в котором делают тележки и колесные пары для будущих электровозов. На токарном станке обрабатывают большое зубчатое колесо.

© gelio.livejournal.com

© gelio.livejournal.com

В электромашинном цехе производят коллекторы, якоря (так называют вращающуюся часть электродвигателя) и другие детали двигателей. Эти компенсационные катушки готовы к установке в остов.

© gelio.livejournal.com

Компенсационные катушки нужны для того, чтобы магнитная индукция распределялась по двигателю равномерно. Здесь проходит один из этапов их монтажа — укладка изоляции.

© gelio.livejournal.com

Готовые якоря, которые можно монтировать в электродвигатель.

© gelio.livejournal.com

Обмоточно-изоляционный цех, где производят якорные и полюсные катушки. Из якорных катушек состоит обмотка якоря тягового электродвигателя — в ней электрическая энергия преобразуется в механическую. Из полюсных катушек состоит обмотка возбуждения, с помощью которой создается магнитное поле.

© gelio.livejournal.com

Цех, в котором делают якорные и полюсные катушки, делится на несколько участков: на одном готовят электроизоляционные материалы, а на других происходит формовка, пропитка, сушка катушек и их испытание.

© gelio.livejournal.com

В аппаратном цехе собирают, регулируют и испытывают электроаппаратуру, например реле, быстродействующие выключатели и контроллеры машиниста.

© gelio.livejournal.com

Сварочно-кузовное производство. Сварщики работают над тележкой будущего грузового электровоза 2ЭС4К «Дончак».

© gelio.livejournal.com

Крышу электровоза 2ЭС4К соединяют с боковой стенкой. В 2006 году, чтобы придумать имя этой машине, руководство завода объявило конкурс, в котором могли участвовать все жители города. В итоге победило название «Дончак», потому что Новочеркасск считается столицей донского казачества.

© gelio.livejournal.com

Работники экспериментально-аппаратного цеха монтируют пульт машиниста. Каждая новая модель электрического аппарата попадает в серийное производство только после того, как пройдет стадию опытного образца.

© gelio.livejournal.com

В заднюю стенку кабины электровоза монтируют электронику.

© gelio.livejournal.com

На каждый электровоз устанавливают индивидуальный порядковый номер.

© gelio.livejournal.com

Электровозы окрашивают в фирменные цвета. Это делается в несколько этапов. На последнем вручную закрашивают самые мелкие контрастные детали и метки. Обычно для них используют светоотражающую краску, которую хорошо видно в темноте: это важно для безопасности на железной дороге.

© gelio.livejournal.com

Завершающий этап — сборка, испытание и сдача готового электровоза. Сборочное производство происходит на нескольких эталонных линиях, на каждой из которых монтируют определенный вид оборудования.

© gelio.livejournal.com

Монтаж и вязка сложных электросхем.

© gelio.livejournal.com

Монтаж силовых шин.

© gelio.livejournal.com

Сборка серийных грузовых электровозов переменного тока 2ЭС5К и 3ЭС5К. Первая цифра в названии модификации обозначает количество секций.

© gelio.livejournal.com

Установка блока тягового трансформатора. Он нужен для того, чтобы снизить напряжение контактной сети до рабочего уровня питания.

© gelio.livejournal.com

Монтаж самого мощного в мире грузового электровоза переменного тока. Локомотив 4ЭС5К семейства «Ермак» способен водить тяжеловесные поезда массой до 7100 тонн и развивать конструкционную скорость до 110 км/ч.

© gelio.livejournal.com

В цехе параллельно собирают несколько электровозов разных типов. Сборка одного локомотива занимает в среднем 30 дней.

© gelio.livejournal.com

Двухсекционный электровоз 2ЭС5К «Ермак». С 2004 года он заменил советские электровозы семейства ВЛ80. 2ЭС5К оборудован более современными системами диагностики, ручного и автоматического управления, а его ходовая часть оказывает меньше вредного воздействия на путь.

© gelio.livejournal.com

Шильдик грузового трехсекционного электровоза 3ЭС4К «Дончак». От двухсекционной модели он отличается наличием промежуточной секции. Она увеличивает его мощность в 1,5 раза и позволяет водить грузовые составы массой до 6000 тонн. Электровозы серии «Дончак» работают на магистралях Октябрьской и Северо-Кавказской железной дороги.

© gelio.livejournal.com

Локомотивы, которые готовы к отправке заказчику.

© gelio.livejournal.com

© gelio.livejournal.com

© gelio.livejournal.com

Работники железнодорожного цеха. Они забирают вагоны с грузами и распределяют по участкам выгрузки, принимают участие в сборке узлов и агрегатов, а также подают на обкатное кольцо новые машины.

© gelio.livejournal.com

© gelio.livejournal.com

После сборки электровозы проходят испытания на обкатном кольце НЭВЗа.

© gelio.livejournal.com

Машинист-испытатель. Его задача — проверить готовый электровоз на прочность. Во время испытаний машину могут разгонять до 150—180 км/ч, хотя в обычном режиме поезда движутся не быстрее 100—120 км/ч.

© gelio.livejournal.com

Перед отправкой заказчику локомотив проходит полный цикл наладки оборудования. Еще обязательный этап — динамические испытания в составе поезда.

© gelio.livejournal.com

Грузовой электровоз 3ЭС5К «Ермак». Он хорошо зарекомендовал себя в тяжелых климатических условиях и на сложных рельефах, поэтому много эксплуатируется в Забайкалье, Восточной Сибири и на Дальнем Востоке.

В 2017 году 3ЭС5К занял второе место в конкурсе РЖД на лучшее качество подвижного состава и сложных технических систем.

© gelio.livejournal.com

Электровоз прошел все испытания и скоро отправится на постоянную работу в депо приписки. Эту машину передадут на Красноярскую железную дорогу в ТЧЭ-3 Иланская.

© gelio.livejournal.com

В будущем НЭВЗ планирует наращивать мощности электровозостроения и выйти на объем в 660 секций в год.

© gelio.livejournal.com

Нам важно ваше мнение!

+0

Комментарии (1)

В других СМИ:

Картина дня

Бездна новостей
Все новости

Российские фигуристы заняли весь пьедестал почета на чемпионате Европы в Граце.

Мнения специалистов о необходимости введения режима ЧС разошлись.

распахнутьcвернуть

гражданская журналиcтика

Оказывается, натуральная чёрная икра бывает не только астраханской.

Что показали исследования госконтрактов Росгосцирка.

Накомякен, Накта, Собачье, Глубокое в пешем фотоутешествии.

интересное

Автор бестселлеров проговорился, что для одного из рода Старков уготована другая судьба.

Huawei Y6s будет продаваться по привлекательной цене 9999 рублей.

Разработчики ставят перед собой амбициозную медицинскую цель.

Bloomberg считает, что Apple представит iPhone 9 (iPhone SE2) уже в марте.

полезное

Вкусная альтернатива чипсам и булочкам, которая не потребует от вас много времени на готовку.

Часто обида гложет не меньше, чем чувство вины.

Усы, лапы и хвост перестанут быть документами.

развлечения

Он потратил два года и 20 тысяч деталей на создание этого проекта.