Фотоистория старинных лифтов и подъездов Еревана

© puerrtto.livejournal.com

© puerrtto.livejournal.com

После недели в Санкт-Петербурге, где мы «облазили» все возможные и невозможные подъезды, скрипучие лифты и крыши Северной столицы, теперь мы продолжаем делать это в Ереване.

Конечно же, масштабы и величие огромного Питера и небольшого и скромного Еревана не сравнить. Зато в Ереване сохранилось больше старинных лифтов, а еще ереванцы настолько добродушные, что с радостью вам открывают двери и вам не надо, как в Питере, подолгу стоять на улице, пока кто-то войдет в подъезд с кодовым замком.


В Армении вы звоните в любую квартиру и говорите: «Мы туристы, хотим прокатиться на вашем историческом лифте!», и любой человек вам пойдет навстречу.

Армянские бабушки не будут ворчать: «Ходят тут всякие, а потом в подъезде мочой воняет», а дяденьки на лавочках, во-первых, не бухают на троих (в Питере они зовутся колдырями), а во-вторых, не пристают к вопросами: «Енто вы к кому идете? А ну проваливайте!»

И с третьей стороны, в Ереване сохранилось достаточно много старых лифтов середины XX века, еще с теми деревянными дверцами и громадными круглыми кнопками. Безопасность катания на таких лифтах под вопросом, но ради экзотики лично мы рискнули. Пока живы!

Старые лифты в Ереване следует искать в домах сталинской эпохи, их в центре города достаточно много. Причем пусть вас не смущает этажность зданий: порой лифты встречаются даже в 3-этажках, но могут и не быть в семиэтажных домах.

Подозреваю, что все зависело от контингента проживающих в домах людей. Интеллигенции и партийной номенклатуре полагался лифт при любом количестве этажей. Негоже, чтобы какой-то нибудь третий секретарь райкома поднимался на второй этаж пешком.

А вот рабочий завода — другое дело, эти пусть бегают на седьмой этаж пешочком. Справедливости ради, так было не только в Ереване, а по всему Союзу. Посему логику не ищите и просто заходите в дом и смотрите. В одном подъезде может быть старый скрипучий лифт, а в соседнем — может не быть.

Еще можно спрашивать у людей. В отличие от Москвы и Питера, здесь на вас смотрят с удивлением и уважением, но никак не со злостью: «Ходють всякие, а потом пахнет…», а то и: «Трутся всякие по подъездам, а потом младенцев подбрасывают под дверь» (шутка).

Итак, в путь?

© puerrtto.livejournal.com

Такой дом словно намекал, что зайди в меня, во мне лифт! Но, зайдя, мы обнаружили, что лифт конкретно тут демонтировали. Но какой-то дядечка подсказал, что лифт сохранился в соседнем подъезде.

© puerrtto.livejournal.com

Внутренний двор сталинской высотки на Каскаде.

© puerrtto.livejournal.com

Прекрасные лифты сохранились на ул. Бабаяна, 36, причем во всех четырех подъездах.

© puerrtto.livejournal.com

Сетчатая лифтовая шахта соседствует с мусоропроводом странной конструкции.

© puerrtto.livejournal.com

В моем советском детстве эти канаты не внушали доверия, мне казалось, что они «плохо привязаны» и порвутся.

© puerrtto.livejournal.com

Внутри потрясающий колорит и те самые круглые черные кнопки из детства.

© puerrtto.livejournal.com

© puerrtto.livejournal.com

В других домах старые лифты уже заменили на относительно новые.

Ну как новые? Годов 70-х выпуска. А еще в некоторых подъездах можно встретить мини-базар.

Такого я еще не видел.

Улыбочку, сейчас вылетит птичка! Или из телефона птички не летают?

© puerrtto.livejournal.com

© puerrtto.livejournal.com

Это один из моих любимых лифтов Еревана. Уже очень напоминает туалет. По всем признакам там должен был стоять унитаз, вам не кажется?

© puerrtto.livejournal.com

В Санкт-Петербурге таких «вынесенных» лифтов много, а в Ереване всего два. Эти лифты достраивали уже после того, как сам дом был построен и заселен. Принималось решение на уровне исполкома, что в доме живут столь уважаемые люди, что без лифта никак. И цепляли целую шахту с кабинкой к стене здания.

© puerrtto.livejournal.com

Ух ты, какой раритет! Ергорсовет, понимаешь ли.

© puerrtto.livejournal.com

Старый лифт на ул. Киевян, 14а.

© puerrtto.livejournal.com

© puerrtto.livejournal.com

© puerrtto.livejournal.com

© puerrtto.livejournal.com

А вот лифтовой механизм точно не внушает доверия.

© puerrtto.livejournal.com

Просто дворик с кухней, достроенной на металлическом столбе.

© puerrtto.livejournal.com

Второй из двух «достроенных» ереванских лифтов.

© puerrtto.livejournal.com

В том же дворе еще один колоритный лифт. Бабушки в подъезде сказали, что лифт в таком виде не менялся с 1949 года и на нем страшно ездить. Но мы рискнем.

© puerrtto.livejournal.com

© puerrtto.livejournal.com

© puerrtto.livejournal.com

© puerrtto.livejournal.com

Внезапно лифт обнаружился по адресу Комитаса, 6, тоже достаточно колоритный агрегат.

© puerrtto.livejournal.com

© puerrtto.livejournal.com

Вообще дом очень странной конструкции.

© puerrtto.livejournal.com

А это комплекс зданий Академии Наук Армянской ССР.

© puerrtto.livejournal.com

Здание сравнительно не старое, 60-х годов. Лифты тут с той же эпохи, но в целом все равно колоритно.

© puerrtto.livejournal.com

Мне здесь понравилась кнопка «Стоп» c торчащим из нее шурупом. Наверное, чтобы сама кнопка не выпала?

© puerrtto.livejournal.com

© puerrtto.livejournal.com

Очень серьезные доктора и профессора ведут обсуждение насущных проблем в мировой политике и истории.

© puerrtto.livejournal.com

© puerrtto.livejournal.com

© puerrtto.livejournal.com

© puerrtto.livejournal.com

Идем дальше?

© puerrtto.livejournal.com

Старые лифтовые кнопки в высотном здании на Киевян, 10, там где расположена редакция телеканала «Шанд».

© puerrtto.livejournal.com

© puerrtto.livejournal.com

А это уже улица Касьяна, такой вот колоритный подъезд.

© puerrtto.livejournal.com

© puerrtto.livejournal.com

Почтовые ящики явно эпохи постройки самого здания в 1950 году.

© puerrtto.livejournal.com

Просто милый и тихий дворик с парком на улице Баграмяна.

© puerrtto.livejournal.com

Кстати, впервые еду на ереванской маршрутке. Проезд стоит 100 драм.

© puerrtto.livejournal.com

Удивительная по своей архитектуре станция ереванского метрополитена «Еритасардакан» в центре города.

© puerrtto.livejournal.com

Эта же станция, но вид сзади.

© puerrtto.livejournal.com

Здесь лифт построили конкретно для жителя верхнего этажа. Выходов на другие этажи нет. Причем это вовсе не современный олигарх, а вполне себе номенклатура сталинской эпохи. Так и осталось.

© puerrtto.livejournal.com

Грустное напоминание о середине девяностых: война, блокада, голод и холод.

© puerrtto.livejournal.com

Это, конечно, не Санкт-Петербург, но «дворы-колодцы» тоже встречаются.

© puerrtto.livejournal.com

© puerrtto.livejournal.com

Поднялись на советскую 16-этажку, чтобы взглянуть как внутреннее устройство здания, так и панораму на центр Еревана.

© puerrtto.livejournal.com

© puerrtto.livejournal.com

Лифт так трясло и колбасило, что вспомнилось «Замуровали, демоны!».

© puerrtto.livejournal.com

Вентиляционный тоннель из центра Еревана в направлении Разданского ущелья и детской железной дороги.

© puerrtto.livejournal.com

© puerrtto.livejournal.com

Бинго, сегодня ходит детский поезд. Проезд стоит 300 драм ($0,75).

© puerrtto.livejournal.com

Вот так выглядят билеты на поезд.

© puerrtto.livejournal.com

Ереванская детская железная дорога — одна из старейших в бывшем СССР, построена в 1937 году и лишь немного уступает тбилисской, действующей с 1935 года.

Здесь есть даже вполне натуральный бутафорский тоннель, построенный на пустом месте специально, чтобы максимально воссоздать настоящую железную дорогу. Железная дорога имеет протяженность около двух километров и петляет в ущелье речки Раздан в центре Еревана.

Знаете, что грустно? Детская дорога пережила тяжелейшие для Армении конец восьмидесятых и начало девяностых: Карабахская война, землетрясение, развал Союза, разруха и отчаяние. И несмотря ни на что, детишки продолжали радоваться этому аттракциону.

Но в конце девяностых, когда ситуация в республике более или менее выправилась, ереванская детская железная дорога окончательно закрылась. И много лет стояла заброшенной, пока, наконец, в 2015 году ее не начали ремонтировать, и этим летом она заработала.

© puerrtto.livejournal.com

Старые вагоны, еще из тех, с 1937 года. Сейчас они списаны в утиль.

© puerrtto.livejournal.com

© puerrtto.livejournal.com

Современных детишек катают в новых вагонах.

© puerrtto.livejournal.com

© puerrtto.livejournal.com

Мы попросились в кабину машиниста. Это очень круто!

© puerrtto.livejournal.com

© puerrtto.livejournal.com

Что еще добавить?

— Папааа, хочу в том доме на лифте прокатиться!

— Саша, мы уже в пяти домах прокатились на лифтах, может быть хватит?

© типичный разговор между пятилетним будущим блогером Puerrtto и его папой.

Да, я обожал в детстве кататься на лифтах. Не могу внятно объяснить почему, но все мои родственники, помнящие меня мелким пацаненком, помнят, что не пропускал ни одного дома выше 6 этажей, поскольку знал, что там обязательно будет лифт. Больше всего балдел от старых лифтов, ну, вы помните, с деревянными дверцами и черными квадратными кнопками с номерами этажей. 

В наши дни подобных реликтов практически не сохранилось в мире; старые лифты были заменены новыми, подъезды перестроены и переделаны. Уж не говоря о Европе, где изящная многоэтажная городская застройка конца XIX и начала XX века всегда включала в себя колоритные подъезды и лифты, — теперь ничего подобного не сохранилось. Шик-модерн-глобализация. 

И только в бывших европейских колониях, где банально нет средств на реставрацию, — только там вы можете шагнуть в обычный подъезд обычного жилого дома и перенестись лет на полвека и более в прошлое. 

Такие города, как Каир и Александрия, — абсолютные мировые рекордсмены по сохранности в исконном виде зданий, двориков и подъездов. Но все ветшает и постепенно разваливается, еще лет десять — и вы можете не поймать уходящую навсегда эпоху…

Нам важно ваше мнение!

+0

Комментарии (0)