Россиян хотят отвадить от покупок в зарубежных интернет-магазинах

© Оксана Викторова/Коллаж/Ridus

© Оксана Викторова/Коллаж/Ridus

Посылки, присылаемые из-за рубежа по онлайновым заказам, подорожают на 15%, если правительство примет предложение Ассоциация компаний Интернет-торговли (АКИТ).

Ритейлеры предлагают признать трансграничную торговлю формой внешнеэкономической деятельности, исключить товары иностранных Интернет-магазинов из категории товаров для личного пользования и ввести сбор со всех трансграничных покупок.


За честную конкуренцию

АКИТ обосновывает свою просьбу необходимостью создать честную конкуренцию с иностранными онлайновыми ритейлерами, которые не платят НДС и таможенную пошлину и не обязаны сертифицировать товары, сообщает издание СНЕГ. TV.

Как любые бизнесмены, АКИТ заботится целиком и полностью о своем благополучии, и искать какие-то иные обоснования этой инициативы — пустая трата времени, убежден аналитик группы компаний «Финам» Алексей Коренев.

Для потребителя предложение АКИТ однозначно неприятное, и никаких позитивных сторон найти в нем невозможно при всем желании. Но российские ритейлеры даже и не пытаются изображать заботу о правах потребителя, ими движет исключительно групповой интерес, — пояснил Коренев СНЕГ.TV.

По итогам 2018 года объем трансграничной интернет-торговли составил 316 млрд руб. При этом российские ритейлеры тоже далеко не бедствуют, и их стенания о том, что отечественный рынок онлайн-торговли дышит на ладан — это сознательное преувеличение проблем.

Конечно, против каждого российского Интернет-магазина играет, условно говоря, десять китайских. Но китайцы берут не только количеством, а еще и ассортиментом, который в российских магазинах приобрести невозможно. Поэтому АКИТ пытается запустить элементарный механизм снижения конкуренции: если мы не можем сделать лучше у себя, давайте сделаем условия хуже для других, — говорит Коренев.

Даже если в предупреждениях АКИТ о том, что его участники находятся на грани разорения, есть доля истины, для рынка в целом такое развитие будет оздоравливающим, добавляет эксперт.

Если даже какой-то онлайновый — да и не обязательно онлайновый — магазин разоряется, его место немедленно занимает другой, с более сильным менеджментом, более просчитанной ценовой политикой. То есть потребителю это будет только на пользу. И поэтому предложение АКИТ в правительстве будет воспринято с осторожностью, — предполагает он.

Патриотизм выше личной выгоды

В самом АКИТ не смогли оперативно ответить на запрос «Ридуса». Но ранее, когда президентом АКИТ был Алексей Федоров, он заявил «Ридусу», что патриотизм у российских потребителей должен одержать победу и над экономическим расчетом, и над здравым смыслом.

Я очень надеюсь, что все граждане РФ откажутся от зарубежных посылок и начнут меньше покупать за рубежом, и наконец-то, надеюсь, будет колоссальный спад в этом безумном потоке иностранных посылок, которые занимают 35% всей российской интернет-торговли, — предрекал он.

Предложение АКИТ еще сильнее затруднит для россиян приобретение зарубежных товаров, и так уже усложненное повышением пошлин на них.

С 1 января 2019 года в России беспошлинный порог был понижен с 1000 до 500 евро, а с 2020 года предполагается снижение этого порога до 200 евро.

Зарубежные товары таким образом методично выдавливаются с российского рынка.

Всё это станет плохим развитием событий для покупателей иностранных товаров в России, которые постепенно лишаются возможности «покупать в duty-free» не вставая с дивана, соглашается эксперт в области интернет-торговли Шариф Кармо.

В зарубежных магазинах и ассортимент шире, и цены ниже как минимум на 18% — потому что иностранный продавец не платит российский НДС. В финансовом смысле это полный аналог приобретения товаров в магазинах Duty Free, — сказал он «Ридусу».

Не видит каких-либо положительных сторон в инициативе АКИТ и руководитель отдела исследований компании Data Insight Борис Овчинников.

Введение 15-процентной надбавки может в итоге отрицательно сказаться не только на потребителях, но и на самих участниках онлайновой торговли, потому что затруднение для покупок за рубежом не означает автоматического перехода покупателей на внутренний рынок, — сказал он.

Привыкший к Ali Express покупатель может просто побрезговать заходить в российский онлайновый магазин, по примерно такому же механизму, по какому привыкший ездить на качественной иномарке водитель уже никогда не пересядет обратно на «Жигули» и скорее предпочтет ездить на метро. 

А может пронесет?

И все же, эксперты не исключают вероятности того, что предложение АКИТ не найдет поддержки в правительстве.

В правительстве, скорее всего, причиной отказать АКИТ в их пожеланиях станет не самочувствие потребителей — в конце концов, граждане всегда против любых налогов. Но затягивание петли на зарубежном трафике может вызвать проблемы у логистических компаний, в том числе у «Почты России», которая только-только начинает учиться работать с зарубежными посылками, — считает эксперт.

На долю трансграничной онлайн-торговли приходится более 90% международного посылочного трафика «Почты России».

Число трансграничных посылок в Россию начало падать и безо всяких 15-процентных надбавок, свидетельствуют данные «Почты России». За первый квартал 2019 года оно снизилось на 3,7% - впервые за несколько лет.

Нам важно ваше мнение!

+0

Комментарии (0)