Кто оставил Европу без российской нефти

© Игорь Ставцев/Коллаж/Ridus

© Игорь Ставцев/Коллаж/Ridus

Нефтепровод «Дружба», по которому сибирская нефть поступает в Европу, закрыт на неопределенное время по инициативе транзитной страны — Белоруссии.

Причиной стал отказ конечных потребителей покупать российскую нефть из-за резкого ухудшения ее качества.


Ранее НПЗ в белорусском Мозыре отказался перерабатывать российскую нефть по той же причине.

Российская «Транснефть» наличие проблемы признала.

Проблема с «Дружбой» вызвана, судя по всем признакам, человеческим фактором и вскоре будет устранена, убежден эксперт Фонда энергетического развития Сергей Пикин.

Это вообще происшествие уникального характера, предвидеть которое и как-то предотвратить было невозможно. Мозырский НПЗ, а следом и нефтепровод, встали из-за загрязнения нефти хлорорганическими соединениями. Но контроль за наличием таких соединений в нефти не осуществляется нигде, ни в начальной точке перекачки, ни в точке получения. Просто потому, что хлорорганики в нефти быть не может в природе, — сказал он «Ридусу».

О том, что именно эти вещества стали причиной поломки оборудования на нефтепроводе, стало известно постфактум — когда в Мозыре начали выяснять причины аварии и обнаружили посторонние вещества в ходе лабораторных анализов.

Откуда и как вообще эти вещества попали в нефтепровод, на данный момент неизвестно. Это может быть как разгильдяйство, так и хулиганство, полагает эксперт.

Скорее всего, это обычная халатность. Кто-то в Самарской области на каком-то участке трубы использовал это вещество для работ, не имеющих совершенно никакого отношения к нефтепереработке, и по их окончании не нашел ничего более подходящего, как слить остатки в нефтяную трубу, — говорит он.

Пикин, однако, склонен не доверять заявлениям «Белнефетхима» о том, что объем загрязненной российской нефти составляет порядка миллиона тонн.

Поскольку загрязнение было одноразовым, эта порция нефти точно была меньше на порядки. Просто белорусам выгодно преувеличивать масштабы проблемы, потому что чем больше убытков они понесли, тем выше может быть сумма рекламаций к России, — объясняет он.

Минск старается «монетизировать» это происшествие по полной, считает и ведущий эксперт Фонда национальной энергобезопасности Игорь Юшков.

«Транснефть» отправила белорусским получателям предупреждение, чтобы те эту нефть ни в коем случае не запускали в обработку, — именно из опасений, что она может повредить оборудование НПЗ. Но ранее Александр Лукашенко ранее требовал от нефтяной отрасли завершить модернизацию НПЗ до ноября. Теперь же у директоров заводов появляется легитимный предлог эти сроки отодвинуть, обвинив в срыве работ Россию, — и в текущей обстановке на такой предлог Лукашенко как минимум не осерчает, — говорит эксперт.

Белорусские нефтепереработчики получили возможность убить одним выстрелом двух зайцев: потребовать от России компенсаций не только за испорченный товар, но и за ремонт оборудования НПЗ, якобы поврежденного в результате «самарского» брака.

В начале апреля Минск поднял тарифы на прокачку по «Дружбе» российской нефти в Европу на 23%.

Нам важно ваше мнение!

+0

Комментарии (0)