Снижение муниципального фильтра: все, что нужно знать о выборах по-новому

© facebook.com

© facebook.com

Глава Центризбиркома России Элла Памфилова рассказала о дальнейшем развитии отечественной электоральной системы. Среди озвученных председателем ЦИК новаций выборов — упрощение регистрации наблюдателей на участках, здравая «цифровизация» выборов, а также «горячая» тема для оппозиционных партий и кандидатов — снижение муниципального фильтра.

Об этом апгрейде избирательного законодательства, облегчающем выдвижение и регистрацию кандидатов, говорят уже давно: идею поддерживают в экспертном сообществе, понижение мунфильтра позитивно восприняла «Единая Россия» — дело осталось только за грамотным законотворчеством. Однако торопиться в этом вопросе, как показала практика, нельзя. Впрочем, обо всем по порядку.


Колизия ЛДПР

Накануне либерал-демократы представили свое видение усовершенствования избирательного законодательства, предложив инициативу по смягчению муниципального фильтра. Поправки ЛДПР предлагают снизить максимальную планку мунфильтра с 10% до 5%, а от нижнего порога фильтра вовсе избавиться.

Текст документа либерал-демократов насчитывает 298 слов — это три страницы, которые якобы должны улучшить избирательную систему в стране. Наспех составленный документ попросту не годится к принятию: он содержит правовую коллизию, пояснила «Ридусу» глава исполкома Общероссийского общественного движения корпус «За честные выборы» Алена Булгакова.

Согласно действующему законодательству, подписи муниципальных депутатов нужно собирать как минимум в 75% муниципалитетов. Но в крупных городах это потребует сбора подписей более 5% депутатов. Это уже не подходит в рамках их же законопроекта, который требует уставить верхнюю планку в 5%. Это математическое противоречие превращается в правовую коллизию. Так что эту инициативу придется дорабатывать и внимательно с ней работать.

Зачем ЛДПР понадобилось подавать столь «сырой» законопроект — понятно: тема снижения муниципального фильтра действительно актуальна для участников политического процесса в России. Если же оставить в стороне попытки заработать репутационные очки, то к работе над этим новшеством стоит проходить куда более взвешенно.

Сроки апгрейда

Принятие поправок о снижении муниципального фильтра едва ли произойдет за один день, терпеливо поясняет Алена Булгакова:

Конечно, путь демократизации избирательного законодательства — это большой плюс. Но при этом нужно нужно понимать, что эта работа потребует участия всех субъектов РФ, политических партий и экспертного сообщества.

Согласно думскому регламенту, на законопроект нужны отзывы региональных парламентов, так как инициатива касается полномочий региональных властей. Кроме того, итоговое решение по уровню мунфильтра предстоит принимать каждому региону, что также потребует времени.

Федеральный закон предусматривает норму, что если законопроекты были одобрены и внесены в законодательство уже после назначения избирательной кампании, то они не применяются. А основные кампании, которые будут проходить перед единым днем голосования, назначаются в июне. Мы понимаем, что провести обсуждение на региональном уровне, дать экспертные заключения и принять законопроект к этому времени будет нереально, — констатирует Булгакова.

Кому все это нужно

Идею демократизации электоральных процессов в виде снижения муниципального фильтра на выборах с 10% до 5% в начале года поддержали члены рабочей группы при президенте России с участием первого замглавы администрации президента Сергея Кириенко. 

Партия власти также согласилась с доводами, что решение о снижении фильтра даст стимул партиям больше проявлять интереса к муниципальным выборам, что увеличит политическую конкуренцию.

Вместе с тем, многие кандидаты, провалившие муниципальный фильтр, обвиняли власть в препятствии в участии в выборах.

Профессор НИУ ВШЭ, политтехнолог Олег Матвейчев ранее отмечал, что снижение муниципального фильтра может дать, наконец, стимул партиям нормально работать, собирая необходимое количество подписей: «Сложно представить себе, чем еще можно простимулировать наши парламентские партии — КПРФ, ЛДПР и СР», — говорил эксперт в беседе с «Ридусом».

По словам Матвейчева, с 2012 года, когда был запущен механизм муниципальных фильтров, партии так и не научились «работать на земле»:

Заставить их работать — невозможно: «грязной тачкой рук не пачкай»! Этим партиям дай поруководить страной, миром, галактикой, вселенной — тут они чувствуют свою соразмерность. А идти работать «в полях» они не умеют. По сути, предлагаемое снижение муниципального фильтра — это последний шанс для нашей оппозиции на выдвижение своих кандидатов на губернаторские посты.

«В принципе, муниципальный фильтр никогда не ограничивал свободу выдвижения кандидатов, он, скорее, служил отговоркой для недобросовестных кандидатов», — подчеркивает в свою очередь Алена Булгакова.

В большинстве случаев критика муниципального фильтра объяснялась тем, что сами кандидаты и партии не были договороспособны. Поэтому снижение мунфильтра послужит здоровому обновлению политической системы: это большой прогресс, мы идем революционным путем. Но нужно понимать, что этот путь будет довольно продолжительным, — заключила эксперт.

Напомним, 9 сентября в единый день голосования в 22 субъектах будут выбирать губернаторов, в 6 регионах — депутатов Госдумы, в 16 — региональные законодательные собрания. Кроме того, выбирать будут 4 глав местного самоуправления и 12 городских парламентов региональных столиц.

Нам важно ваше мнение!

+0

Комментарии (0)