Анна Федорова

Вице-президент Фонда Открытой Новой Демократии

Политтехнолог, феминистка, писатель, литературный критик, управляющий партнер в Marketing & Brand Conversation, вице-президент «Фонда Открытой Новой Демократии»

Все статьи автора
автор

Чему и как должна учить современных людей литература

323389

Есть такое мнение, что литература и вообще культура должны «учить хорошему» и показывать «правильные образцы».

Сразу скажу, что я это мнение не разделяю и считаю его довольно унылым и душным. Это такая мизулинщина, в основе которой лежит прямая, как палка, идея: культура должна людям показывать как надо, а люди, как болванчики, должны эту культуру впитывать и делать как она говорит.


Поэтому давайте покажем в кино пять тысяч патриотов, а в литературе — пять тысяч верных жен.

На другом полюсе эта идея находит неожиданных (нет) союзников, которые буквально говорят: давайте перестанем показывать в кино плохих расистов и сексистов, запретим старые книги, где сплошное насилие, и построим новый мир — в котором нет места сказкам, где принц насильственно целует принцессу.

Ну или: почему в такой-то книге люди занимаются сексом и при этом ни слова не говорится о том, получает ли партнерша удовольствие, заботятся ли о ее чувствах. А почему они не обсуждают предохранение? Почему не спрашивают согласия?

Да потому, что художественная литература — это не учебник по нетоксичному поведению. В ней все должно быть: зло, конфликты, расисты и сексисты. И любая сцена по-хорошему должна подчиняться только одному закону: если она раскрывает замысел, персонажей и двигает сюжет — она нужна. Если нет — она не нужна.

Если в логике персонажа надо обсудить согласие, пусть обсудит. Если в логике персонажа надо рваться в постель урча — пусть рвется.

А еще знаете, как недавно в «Вандерзине» писали — там разбирали фильм «Красота по-американски» и написали буквально следующее: мужик, если у тебя кризис среднего возраста, не надо было бросаться во все тяжкие, а надо было к психотерапевту сходить. 

Но знаете, тогда бы и фильма не было. Или была бы такая пресная агитка: мужику стало плохо, мужик сходил к психотерапевту, мужику стало хорошо. 

И ни один писатель не обязан «нести правильные ценности». Более того, иногда они лучше несутся, если в произведении показана лютая жуть и парад мудаков. 

Как известно, лучше всего учат милосердию и ценности человеческой жизни книги типа «Зона интересов» и мемуары коменданта Освенцима. 

Нам важно ваше мнение!

+0

Комментарии (2)

Кредитование физлиц коммерческими банками стало самым динамичным сегментом рынка банковских услуг.

В чем проблема нашей политической культуры.

Бывшие бойцы спецподразделения в столице — идея так себе.

|статья
Вис Виталис

Шукшинского культа я не поддерживаю. Понимаю, откуда он взялся, но не вижу в нем смысла.

Почему в Израиле нет обманутых дольщиков

|статья
Вис Виталис

Хотят сделать «Бригаду» и «Брата», но в уме-то явно держат «Лицо со шрамом» и «Крестного отца».

Диапазон Шукшина-рассказчика чрезвычайно широк.

Где собранные ими деньги и качественные юристы?

Ирония выборного процесса в странах победившей демократии.

|статья
Вис Виталис

Зло всегда рядом, говорит нам этот замечательный фильм.

«Донбасс. Окраина» Рената Давлетьярова, конечно, классное кино.

При чем тут патриотизм, когда одни рокеры перепели других.

Ложной и даже вредной кажется мне идея об обязательной «жалости» к жертвам.

А вот вы напрасно не смотрели прямую трансляцию с Трубной площади