Что может стоять за «восстанием машин» в Сбербанке и ЦБ

© Игорь Ставцев/Коллаж/Ridus

© Игорь Ставцев/Коллаж/Ridus

Клиенты Сбербанка столкнулись с проблемами в понедельник, пытаясь совершать операции в онлайновой системе этого учреждения.

Дозвониться до Сбера тоже стало очень сложно, так как роботы колл-центра банка (короткий номер 900) периодически зависали, не пропуская звонки к живым операторам.


«Восстание машин» в Сбере, по данным самого банка, произошло по внешней причине: проблемам с системами внешних платежей у ЦБ РФ, которые начались в воскресенье.

В течение понедельника 42% пользователей СБ пожаловались на невозможность войти в систему, 30% не могли перевести деньги, 27% указали на сбой всех сервисов.

Гендиректор фирмы Zecurion Алексей Раевский сомневается в том, что между сбоем в системах ЦБ и проблемах у Сбербанка есть причинно-следственная связь.

Это может быть как совпадение, так и воздействие какого-то внешнего к обоим банках фактора, потому что даже если ЦБ просто исчезнет физически, это не должно повлиять на работоспособность систем других банков. Эти системы «островные», они не могут «лечь» только из-за того, что в каком-то другом банке произошли неприятности, — сказал он «Ридусу».

Если бы в самом деле сбой у Сбербанка был следствием проблем в Центробанке, это привело бы к невозможности для клиентов Сбера совершать платежи в другие банки — потому что такие операции в самом деле осуществляются через общий хаб в виде ЦБ РФ. А чтобы переслать деньги между счетами одного и того же банка, участие Центрального банка технологически не нужно.

Но в течение понедельника было невозможно просто войти в онлайн-клиент Сбера, а к нему ни ЦБ, никто другой никакого отношения не имеет. Я же не мог даже залогиниться в приложении СБ, чтобы посмотреть, сколько у меня денег на счету — то есть это их локальная проблема, — подчеркивает эксперт.

Версию простого совпадения, конечно, исключать нельзя, но просто по теории вероятности такая «скучная» причина имеет меньше шансов, чем наличие какой-то связи между авариями сразу у двух банковских монстров, считает главный редактор издания Finversia Ян Арт.

То, что утром в понедельник я продал все свои акции Сбербанка, и почти сразу же после этого у них произошел сбой — вот это совпадение. Но в то, что сбой в Сбере просто случайно пришелся впритык со сбоем в ЦБ — это для совпадения как-то слишком уж эффектно, — сказал он «Ридусу».

Финансист предлагает версию, что сегодняшние проблемы Сбербанка могут быть как-то связаны со спором Германа Грефа и Эльвиры Набиуллиной вокруг того, кто из них будет распоряжаться системой быстрых платежей, в которой оба они хотят иметь долю — желательно, 100-процентную.

Для «обиженного» Сбербанка это было бы очень удобно, если бы компьютерные проблемы ЦБ отразились на его собственной работоспособности. Видите, мог бы сейчас воскликнуть Греф, вы хотите взять под себя систему быстрых платежей, хотя не в состоянии обеспечить бесперебойную, защищенную от внешних угроз даже свои внутренние системы! — предполагает эксперт.

То есть, если исключить версию случайного совпадения, останется признать, что Греф был прав: передавать в управление Центробанка систему, которой пользуются десятки миллионов граждан, было нерационально. Хотя, по логике, то же самое может теперь сказать и Набиуллина в отношении Сбера.

Есть еще одна версия одновременного сбоя в СБ и ЦБ, но она совершенно «злодейская» и потому ее вряд ли следует рассматривать как-то иначе, кроме как «для коллекции», продолжает Ян Арт.

Эта версия состоит в том, что Сбербанк решил «назло няньке уши отморозить» — то есть узнав, что у Центробанка возникли проблемы с софтом, в Сбере нарочно провели «самодиверсию» и отключили у себя онлайновые сервисы, все с той же целью — продемонстрировать, как опасно банкам полагаться на «непотопляемость» главного регулятора, — говорит эксперт, подчеркивая, что сам понимает всю экзотичность подобного варианта.

В январе глава Сбера призвал создать национальную цифровую платформу, которая, по мысли Грефа, сделает коррупцию технически невозможной.

Нам важно ваше мнение!

+0

Комментарии (2)

  • Small c12e39fb11
    Александр Кириленко09 апреля, 15:05

    Мораль в том, что системы должны работать отдельно, дополняя друг друга. У пользователей должен быть выбор и принуждать пользоваться какой-то одной просто нельзя.

  • Small 0856110790
    МИХАИЛ ПАНОВ10 апреля, 07:23

    искуственный интеллект вычислительной сети Сбербанка проведя аналогию по бритому и небритым клиенту частично забрил-забанил свои интерфейсы