+13
Сохранить Сохранено 7
×

Лайнеры без будущего: почему «Сухой Суперджет» и МС-21 не нужны никому


Лайнеры без будущего: почему «Сухой Суперджет» и МС-21 не нужны никому

© Оксана Викторова/Коллаж/Ridus.ru

Две трети самолетов SSJ100 больше никогда не поднимутся в воздух — такое решение приняла мексиканская авиакомпания Interjet, лизингующая эти лайнеры.

Авиакомпания ведет мучительные переговоры с поставщиком, КБ «Сухой», о том, как избавиться от самолетов, превратившихся в чемоданы без ручки, сообщает издание Flight Global.

Interjet, входящая в тройку крупнейших авиаперевозчиков Мексики, взяла в лизинг 22 «Суперджета» в 2016 году, но к данному моменту 15 из них стоят на приколе. «Сухой» же выкупать свои машины обратно желанием не горит.

Обе компании отрицают факт переговоров, о которых сообщает Flight Global.

Проблема заключается в том, что российский производитель не предоставляет инфраструктуру для обслуживания своих самолетов и арендатор вынужден разбирать часть машин на запчасти, чтобы поддерживать работу оставшихся лайнеров.

Мексиканская авиакомпания купилась на низкую цену российских лайнеров — «Сухой» просил за одну машину в десять раз меньше, чем Airbus за модель А320. О том, где бывает бесплатный (или очень дешевый) сыр, в Interjet в тот момент точно забыли.

В свою очередь, «Сухой» вынужден выплатить пользователю своих дефектных лайнеров компенсации в размере 40 млн долларов только во втором квартале 2018 года — таким образом, контракт оказался разорительным для обеих сторон.

Такие же несчастья преследуют ирландскую авиакомпанию CityJet, имевшую неосторожность арендовать семь SSJ100.

В 2017 году от самолетов «Сухой Суперджет — 100» отказалось даже Министерство обороны России.

Честь SSJ100 пытается спасти только «Аэрофлот», который приобрел 50 этих самолетов и заказал еще 100.

Эксплуатационная судьба SSJ100 демонстрирует, что сделать хорошую машину мало, — надо еще делать глубоко эшелонированную инфраструктуру ее обслуживания, говорит глава аналитической службы «Авиапорт» Олег Пантелеев.

Чтобы самолет стал привлекательным для авиакомпаний, мало сделать просто хороший „планер“, надо еще наладить систему его послепродажного обслуживания. Для эксплуатанта намного важнее не то, сколько он заплатит за приобретение (или лизинг) самолета, а во сколько выльется его эксплуатация за один год, — сказал он «Ридусу».

Каков будет расход топлива, какая будет трудоемкость техобслуживания, ремонта, какой будет остаточная стоимость самолета после окончания периода активной эксплуатации — все это влияет на выбор самолета арендатором.

Частным авиакомпаниям брать самолеты SSJ100 в лизинг совершенно неинтересно, потому что Boeing и Airbus предоставляют несравненно лучшие условия, сказал «Ридусу» бывший замминистра гражданской авиации Олег Смирнов.

Это результат 25-летней политики российских властей в сфере авиационной индустрии. Правительство России сейчас пытается директивным путем бросить соломинку утопающим отечественным авиастроителям, но это именно соломинка, если вспомнить, что к моменту распада СССР у нас был один из самых мощных гражданских авиапарков в мире, — ностальгирует он.

В гражданской авиации ни один проект не сможет выжить без финансовой поддержки государства. Потому что самолет — это не только сама машина, это еще и огромная дорогостоящая инфраструктура его обслуживания, указывает бывший чиновник Минтранса РФ Сергей Крутоусов.

У нас каждое КБ создавало свою изолированную сервисную инфраструктуру, что все их и сгубило. Я еще когда работал в Минтрансе, яростно спорил со сторонниками „внутренней конкуренции“, вроде компании „Инфомост“, которые настаивали, что надо дать возможность каждому КБ создать сервисную структуру к своим самолетам, а рынок все расставит на свои места. Вот рынок так и расставил, что Россия осталась без своих гражданских самолетов вообще, — говорит он.

Есть риск, что и второй российский лайнер, МС-21, может «наступить на те же грабли», говорит авиационный эксперт Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Андрей Крамаренко.

Авиационные эксперты больше всего опасаются, что МС-21 может повторить эксплуатационную судьбу SSJ100. В случае с „Суперджетом“ это оказался полный провал, и где гарантии, что то же самое не произойдет с МС-21? — сказал он «Ридусу».

  • Телеграм
  • Дзен
  • Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.

Нам важно ваше мнение!

+13

 

   

Комментарии (0)