Мозырский трамвай: уникальная транспортная система в белорусской провинции

© griphon.livejournal.com

© griphon.livejournal.com

Довольно любопытная система трамвая находится в городе Мозырь Гомельской области. Одна линия длиной около 20 км, соединяет город, поля, леса и нефтеперерабатывающий завод. Можно делать разные красивые фотографии трамваев на фоне природы.

Трамвайная система города Мозырь была открыта в 1988 году — одна из последних в Советском Союзе. В принципе, в то время строили уже только ведомственные системы: Усть-Илимск, Старый Оскол, Молочное, Черёмушки, условно соседний с Мозырем Новополоцк. Не стал исключением и Мозырь.


© griphon. livejournal.com

Трамвай соединяет собственно город с мозырским нефтеперерабатывающим заводом, расположенном за городской чертой. Линия проходит 6 км по городской черте, и около 13 — по природе.

© griphon. livejournal.com

Вот так выглядит сеть. Кстати, в городе трамвай проходит довольно далеко от центра. Если вы приехали на автобусе, вам придётся ещё городским транспортом ехать.

© griphon. livejournal.com

Линия очень похожа на железнодорожную. Рельсы среди поля, бетонные шпалы.

© griphon. livejournal.com

Трамвай ведомственный, находится на балансе завода.

© griphon. livejournal.com

И основное предназначение системы — возить рабочих на завод. В связи с чем, у трамвая довольно дёрганное расписание.

© griphon. livejournal.com

Тем не менее, пользуются трамваем и горожане для поездок внутри Мозыря, а также жители деревень, расположенных между заводом и городом. Раевские, Бибики, Пеньки.

© griphon. livejournal.com

В часы пик, в часы начала и конца смен вагоны прут один за другим. В остальное время — интервал около часа. Обратите внимание на букву «э». Это экспресс-рейсы, как раз для массовой вывозки рабочих со смены. Они не останавливаются в деревнях.

© griphon. livejournal.com

Мне как-то особенно повезло, поскольку в день моего визита были назначены дополнительные рейсы трамвая. Что было очень кстати, потому что световой день уже был довольно короткий. Особенно актуальны были рейсы в 15-м часу — вон их сколько внезапно! Большинство кадров в этом посте — именно эти рейсы.

© griphon. livejournal.com

Соответственно, трамваи шли один за другим сначала вообще с интервалом 4 минуты, потом — чуть реже. Можно было брать и фоткать во всех ракурсах.

© griphon. livejournal.com

Обычно на такой системе с такими интервалами это не так просто. Если нашёл красивое место — надо ещё долго ждать пока туда приедет объект.

© griphon. livejournal.com

И пиковая интенсивность движения анизотропична согласно пассажиропотоку. Утром трамваи вереницей идут из города на завод, а днём обратно. В противоположную сторону (утром в город, а вечером на завод) уехать не просто — стандартные околочасовые (а то и больше) интервалы.

© griphon. livejournal.com

Словить такой кадр — исключительное везение.

© griphon. livejournal.com

Ещё мозырский трамвай интересен тем, что тут дифференцированная система оплаты: по городу — 50 копеек, по загороду — 60, из города за город — 1 рубль 30 копеек.

© griphon. livejournal.com

Вот такие билетики разных цветов. «В ведомственном транспорте»! Обратите внимание на владельца и цены.

© griphon. livejournal.com

С задней стороны. Как всё сложно.

© griphon. livejournal.com

Билеты обязательны для пробивания в компостерах. На линии встречается контра. Также ведомственная.

© griphon. livejournal.com

Кстати, 100% подвижного состава — вагоны КТМ-5. Все они сцеплены в системы, одиночных вагонов нет. Наверное, единственная такая система в бСССР полностью из сцепок. Удивительно, что сюда белорусские вагоны не проникли. Впрочем, система то не городская, а частная. Может быть поэтому.

© griphon. livejournal.com

Так или иначе, больше вагонов КТМ-5 нигде в Беларуси нет (были ещё в Витебске). А эти КТМ-ы очень приятны и ухожены, разбивают вдребезги весь имидж этой модели как трэш-вагона для суровых пролетариев (хоть он и в правду для пролетариев).

© griphon. livejournal.com

Номера маршрута у трамвая тоже нет. Зачем, когда он один? И существуют планы строительства новых линий в черте города, чтобы из большего количества точек было удобно добираться на завод. Тогда нумерация появится. Правда планам этим уже сто лет в обед.

© griphon. livejournal.com

Есть, правда, укороченные рейсы. На линии есть два разворотных кольца, часть трамваев следует до них. При мне, правда, ни один трамвай там так и не развернулся.

© griphon. livejournal.com

А вот, собственно, конечная «ОАО Мозырский НПЗ».

© griphon. livejournal.com

Здесь расположена трамвайная конечная, с 2007 года и до недавнего времени бывшая самой крупной на территории бывшего СССР. До 2007 года этот титул носила конечная «Приморский Парк Победы» в Питере, а с 2018 — Самара-Арена. Здесь же многочисленные вагоны стоят на протяжении всего трудового дня.

© griphon. livejournal.com

Можно их пофотографировать на фоне заводских труб и факелов.

© griphon. livejournal.com

Промежуточные остановки все ухожены, выложены плиточкой. Даже в деревнях.

© griphon. livejournal.com

Везде типовые павильончики. И нетрамвайное название деревни.

© griphon. livejournal.com

Параллельно трамвайной линии к заводу идёт автомобильная дорога. Кстати, это трасса на Украину, в Житомир. До границы всего около 40 км.

© griphon. livejournal.com

Весь путь от трамвайного (пожарного) депо до завода трамвай проезжает где-то за 40 минут. Неплохая скорость для этого вида транспорта.

© griphon. livejournal.com

После прохода экспрессных пиковых вагонов наступает затишье и можно спокойно согласно Янке гулять вдоль рельсового полотна, наслаждаясь безмолвием.

© griphon. livejournal.com

А это такая игра. Симулятор мозырского трамвая (шутка).

© griphon. livejournal.com

В общем, приезжайте в Мозырь!

© griphon. livejournal.com

Нам важно ваше мнение!

+0

Комментарии (4)

  • Small b18e9617fa
    Анастасия Никитенко29 апреля 2019, 12:40

    Мозырский пишется без мягкого знака. Возможно на информативность статьи не влияет, но куда приятнее читать статью без грамматических ошибок в названии.

  • Small f5290a2da2
    Ваньчик Руденок29 апреля 2019, 13:57

    Автор не прав, есть у нас одиночки, и ему не повезло, раз на фото нет спецвагонов обслуживающих линию

  • Small default
    Oleg Borisewitsch30 апреля 2019, 00:49

    Я так и не понял, о чем статья... Пробовали в этом адски гремящем ведре прокатиться в час пик летом в +40, что на юге страны не редкость 40 минут 20 км до города? Или зимой в мороз на обжигающем причинное место сиденье из дермантина, при этом все остальное на морозе, ведь герметичность этого транспорта оставляет желать лучшего. Это не трамвай - это позорище современного богатого завода! Их нужно было утопить в Припяти ещё лет 20 назад, как морально устаревшее хламье!