Светодиодная ложь мирового масштаба: как обманывают производители лампочек

© ammo1.livejournal.com

© ammo1.livejournal.com

В магазинах можно встретить множество мощных светодиодных ламп, например «свечки» и «шарики» 9 и 11 Вт. 

Вот только свечек и шариков такой мощности сегодня существовать не может.

Я специально купил лампочки больших мощностей и протестировал их. Результаты впечатляют!


Вот филаментная свечка и шарик Gauss, на которых написано «11 Вт». 

Знаете, какая у них на самом деле мощность?

4.7 Вт! Это в 2,3 раза меньше, чем обещано!

На коробках этих лампочек указано, что они дают 720 лм и заменяют 80-ваттные лампы накаливания. На самом деле они дают 590 лм (тут соврали лишь на 20%) и заменяют 60-ваттные лампы. 

Ещё одно враньё с индексом цветопередачи: указано CRI>90, на самом деле лишь 81.

А вот свечка и шарик Эра. На коробке — 11 Вт, 880 лм, замена 100 Вт.

На самом деле 7,5 Вт, 580/642 лм и эквивалент 60 Вт. Тут с мощностью и световым потоком соврали на треть, а с эквивалентом на 40%.

Я протестировал уже 2500 моделей светодиодных ламп и на сегодня, 25 февраля 2019 года, зафиксированы следующие максимальные мощности и световые потоки ламп разных типов (больше не получается сделать по техническим причинам). Запомните эти цифры!

Если вы видите в магазине лампу, на которой указана бОльшая мощность или световой поток, чем в этой таблице, знайте — вас обманывают. Почему же так происходит? 

Всё началось несколько лет назад, когда кто-то из производителей решил, что если написать на коробке светодиодной лампы мощность чуть больше, чем есть на самом деле, её будут лучше покупать, ведь покупатель, увидев на витрине две лампы разных производителей с одинаковой ценой выберет ту, что поярче, а выбирать он будет по мощности. 

Гонка вранья началась! 

Второй производитель решил, что он тоже не дурак, и завысил мощность ещё больше, а потом третий ещё больше. И вот, в результате мы имеем то, что имеем: написано 11 Вт, а на самом деле 4,7 Вт. 

В эту гонку включилась даже российская Лисма, которая всегда утверждала, что строго соблюдает все законы и стандарты: для филаментных лампочек, продающихся в Ашане, им пришлось написать «5 Вт» на четырёхваттных лампах (а то никто не будет покупать такие «тусклые» лампы).

Вот что мне написал по этому поводу представитель одного очень известного бренда:

«Потребители в общей массе по-прежнему ориентируются на более понятный показатель „Мощность“ при выборе ламп, поэтому мы вынуждены немного завышать параметры по мощности, чтобы дифференцироваться на полке. С одной стороны в этом есть лукавство, с другой стороны надо понимать, что люди потребляют люмены, а платят за мощность. Поэтому реальный финансовый расход по факту ниже, чем заявлено на упаковке».

Самым оригинальным образом поступил в этой ситуации бренд General. На коробках их ламп перед цифрами и ваттами написано слово «Модель». Получается, что это как-бы не мощность, а название лампы.

При этом реальная (впрочем, тоже слегка завышенная) мощность написана только в инструкции или мелким шрифтом в списке параметров на коробке. Кстати, фактическая мощность этой лампы 4,7 Вт.

И ещё одна довольно неожиданная вещь. Вот шарики Эра, на которых написано 11 Вт и 9 Вт. Даже зная, что реальная мощность меньше, любой скажет, что первая лампа всё равно ярче, но не всегда это так.

В данном случае мощность у ламп оказалась 7,5 и 7,1 Вт, а световой поток 642 и 670 лм. 

Как это не удивительно, «якобы 9-ваттная» лампа оказалась чуть ярче «якобы 11-ваттной».

Иногда производители даже пишут разную мощность на одинаковых лампах «чтобы лучше продавалось».

Часто разница между лампами существенно отличающимися по мощности, указанной на упаковке, оказывается совсем небольшой. Так мощность у филаментных шариков и свечек Gauss, на которых написано 9 Вт и 11 Вт, оказалось почти одинаковой — 4.66/4,74 Вт и 4.70/4.73 Вт. 

Световой поток отличается, но совсем немного: 547/590 лм и 519/590 лм. Причина проста — никаких 9 и 11 Вт не бывает и мощность всех ламп сделана максимально возможной.

Замечу, что есть производители, которые почти не врут с мощностью и световым потоком. Прежде всего это зарубежные бренды — OSRAM, PHILIPS, IKEA, Diall, Lexman, Auchan, Polaroid. Но есть и российские — X-Flash, Наносвет, Goodeck, Robiton, Sky Lark, Videx, Voltega.

К сожалению, сейчас производителей светодиодных ламп никто не контролирует. На коробках можно писать всё, что угодно и никому за это ничего не будет. Согласно постановлению Правительства России № 1356 «Об утверждении требований к осветительным устройствам и электрическим лампам, используемым в цепях переменного тока в целях освещения» половина ламп, которые есть в магазинах, вообще не должны продаваться — ведь это постановление запрещает использование ламп с пульсацией выше 10% и индексом цветопередачи менее 80, но законы у нас, как известно, не всегда исполняют.

В таблице максимальных мощностей я не привожу данные для обычных ламп-груш с цоколем E27, так как их мощность можно повышать, просто увеличивая размер лампы, и встречаются даже 50-ваттные лампы гигантских размеров. Ещё в таблице есть одно исключение — мне попадалась одна лампа G9 с реальной мощностью 6 Вт и световым потоком 513 лм, но я решил её не учитывать, так как она была очень плохой (100% пульсация, низкий CRI, крайне низкая энергоэффективность).

Я не привожу здесь результаты всех тестов ламп, которые я купил в этот раз. Их можно посмотреть на Lamptest.ru.

© 2019, Алексей Надёжин

Нам важно ваше мнение!

+0

Комментарии (2)