Как самиздат победил литературу в битве за деньги читателей

© Оксана Викторова/Коллаж/Ridus

© Оксана Викторова/Коллаж/Ridus

По данным сервиса Litnet, объем русскоязычного электронного самиздата по итогам 2018 года достиг 350 млн рублей, при том что в 2017 году участники книжного рынка оценивали этот сегмент менее чем в 100 млн рублей. Это не удивительно, так как данный сектор уже не первый год является драйвером рынка электронной литературы, давая возможность авторам работать в обход традиционных издательств благодаря онлайн-платформам.


По мнению участников рынка и читателей, еще одной важнейшей причиной столь мощного роста является новая модель дистрибуции, предполагающей подписку на отдельную книгу по мере ее публикации. По мнению авторов, это позволяет в том числе и бороться с пиратством, так как пиратам просто невыгодно воровать книгу у автора по частям.

По данным «Эксмо-АСТ», общий объем российского книжного рынка в 2018 году составил около 79 млрд рублей. При этом на электронные книги в нем приходится около 5,3 млрд рублей.

По мнению президента «Эксмо-АСТ» Олега Новикова, самиздат оставался одним из драйверов роста в этом секторе. Более того, в текущем году его объем может вырасти на 70—100%.

О том, чем объясняется растущая популярность онлайнового самиздата и его стремительная коммерциализация, мы решили поговорить с одним из ярких представителей этого литературного направления, писателем-фантастом, автором таких произведений, как «Комэск-13» и «Играть, чтобы жить», Дмитрием Русом.

Чем вы можете объяснить выраженный рост электронного самиздата?

— Доступность. Теперь нет необходимости распечатывать свои рукописи и слать их почтой в редакции. А затем — месяцами и годами ждать ответа. В большинстве случаев — отрицательного. Сейчас каждый, кто желает быть прочтенным, просто выкладывает свое произведение в Сеть и получает мгновенный доступ к аудитории. Без посредников. Более того — аудитория постепенно учится платить. Электронный самиздат теперь не только тешит эго, но и начинает приносить деньги.

© pixabay.com

Как и чем мотивируется сегодня создание электронных книг?

— Еще раз — доступность и простота. Хочешь стать автором? Будь им.

Существует ли какая-либо статистика развития этого электронного рынка на Западе? Можно ли говорить о каких-то трендах, если да, то о каких?

— По сути, весь «Амазон» — это огромная платформа самиздата. Более 40% проданных здесь книг принадлежат самопубликующимся авторам. Это рынок стоимостью в миллиарды долларов.

Тренд растущий — как процентное соотношение покупателей электронных книг по отношению к традиционной бумаге, так и количество авторов, выбравших путь самостоятельной публикации. Без издательства, редактора, корректора, художника, а зачастую — даже без самой бумажной книги.

Что, в плане жанров и форматов, пользуется сегодня наибольшей популярностью в России?

— Если речь идет о самиздате, то это, безусловно, ромфант, литРПГ, эротика.

Каковы шансы отечественных самиздатовских «писателей» реально заработать на новом тренде?

— Называть самиздат «новым трендом» — это несколько наивно. Этому тренду лет десять, а особо активной фазе уже года три как. Растет количество авторов, растут их доходы. Читатели приучаются делать микроплатежи в интернете, ужесточается законодательство в сфере пиратства, появляются все более удобные платформы. Конечно, жить с пера может позволить себе лишь крохотная часть авторов — меньше 1%. Но времена меняются, доступность этой профессии растет с каждым днем.

Есть ли возможность у российских писателей выйти на англоязычный рынок?

— Минимальная. Стоимость перевода высока — порядка 10 тысяч долларов за книгу. Отбить эти деньги, а уж тем более заработать что-то сверху — почти нереально. Шансы выигрыша в казино при ставке «все на зеро» — гораздо выше.

С чем надо туда идти, каким образом, сколько это будет стоить и каковы перспективы в плане заработка?

— В среднем по больнице — размазывая в статистике авторов-миллионщиков и авторов, которые не зарабатывают ничего, — одна книга приносит самиздатовскому автору на «Амазоне» порядка 4 тысяч долларов. К сожалению, это не отобьет даже стоимость перевода. Так что пытаться штурмовать зарубежные рынки можно, но с трезвой головой. Не на последние деньги, а лучше всего — не на свои. И будучи уверенным в гениальности своего произведения.

Нам важно ваше мнение!

+0

Комментарии (0)

Профессор МГУ указал соцсети Facebook на ошибку

© facebook.com

© facebook.com

Профессор факультета журналистики МГУ, доктор филологических наук, писатель Владимир Новиков указал социальной сети Facebook на ошибку.


Поздравил знакомую с днем рождения в ЕЕ хронике. Фейсбук автоматически извещает: вашей знакомой «нравится ваша публикация в СВОЕЙ хронике». Очевидно, что ФБ-программа нуждается в перенастройке, в замене неуместного в таких случаях местоимения «свой» на местоимения «ее»/«его», — написал он в своем посте.

Профессор уточнил, что эта ошибка называется «нарушение условий кореферентности». По его словам, она не самая грубая, но очень распространена.

Здесь плошают порой довольно грамотные люди, то и дело вижу неправильное «свой» в печатных текстах, — добавил, в частности, Владимир Новиков.

Филолог призвал россиян соблюдать условие кореферентности. Его пост вызвал отклик у подписчиков:

Ранее «Ридус» рассказывал про ошибку, допущенную журналистами телеканала «Россия 24». Пользователи Сети обратили внимание на то, что на экране вместо «В сетях аферистов» было написано «В сетях оферистов».

Нам важно ваше мнение!

+0

Комментарии (0)