Зачем Турция блокирует Россию в Черном море

© Оксана Викторова/Коллаж/Ridus

© Оксана Викторова/Коллаж/Ridus

Новые правила прохода через черноморские проливы, введенные Турцией, привели к многочасовым заторам судов с обеих сторон Босфора, черноморской и «мраморноморской».

Для России это не просто потеря времени, это наносит прямой финансовый ущерб, так как каждый танкер, перевозящий российскую нефть, а затем возвращающийся в порт для новой загрузки, вынужден почти месяц проводить в ожидании у границы турецких территориальных вод.


Из-за этого от графика отгрузки отстает порт Новороссийск, через который Россия продает около 14% всей уходящей на экспорт нефти.

С тем, что проливы никогда не будут такими свободными для прохода, как раньше, следует смириться всем странам, чьи корабли идут в Черное море и из него, говорит эксперт Центр азиатских и африканских исследований ВШЭ Алексей Образцов.

Вплоть до прошлого года режим проливов регулировался так называемым соглашением Монтрё, которое, кстати, является самым долгоживущим международным договором в мире — он был заключен в 1936 году. Помимо своей давности, этот договор интересен еще и тем, что ни одна из стран, его подписавших, включая Турцию, не довольна его условиями, поскольку все подписанты были вынуждены пойти на тот или иной компромисс, — рассказал он.

Со стороны всех стран, кроме Турции, уступка состоит в том, что они соглашаются на турецкие условия прохода судов через Босфор (вернее, через два Босфора — внешний и внутренний). Условия эти очень жесткие: капитаны обязаны брать на борт турецкого лоцмана и исполнять все прочие требования турецких властей — чуть ли не какого цвета носки должна носить команда.

Это связано с тем, что в мире нет ни одного другого международного судоходного пути, который бы пролегал в черте огромного города. И поэтому турки были бы счастливы вообще закрыть пролив для танкеров, — страшно подумать, к каким последствиям может привести пожар на нефтеналивном судне в проливе шириной с Москву-реку, — объясняет эксперт.

Введенные Анкарой с 2018 года новые правила не вызвали восторга ни у одного из участников соглашения Монтрё, но на все попытки протестовать Турция выдвигает неоспоримый аргумент: вы бы хотели, чтобы нефтяной танкер заполыхал на Москве-реке, Темзе, Сене, Гудзоне? Высокие протестующие стороны ворчат, но представить столь же веских контраргументов не могут.

Чтобы избавиться от ограничений, которые накладывает всеми нелюбимое соглашение 1936 года, Турция предлагает вариант достаточно радикальный, говорит Образцов.

Турки предлагают построить… дублер Босфора в обход Стамбула — превратив тем самым свою экономическую столицу в остров. Если такой канал будет прорыт, на него не будут распространяться ограничения Монтрё ни юридические, ни экологические. Турция даже провела геодезические работы по трассе предполагаемого искусственного Босфора, и вопрос только в том, откуда взять деньги на его постройку, — говорит он.

Для российского нефтяного экспорта нет смысла дожидаться, пока (и если) будет построен стамбульский «обводной канал», говорит экономический эксперт Антон Шабанов.

В моменте вывоз нефти из Новороссийска на внешние рынки в самом деле затрудняется, и этот момент будет длиться не меньше года-двух. Это то время, которое понадобится по минимуму, чтобы переориентировать прокачку топлива с порта Новороссийск на калининградское (порт Приморск) или петербургское (Усть-Луга) направления и построить там соответствующие нефтеналивные терминалы, — считает он.

Кроме того, «босфорская блокада» может послужить стимулом для российской нефтяной отрасли сделать больший упор на развитие трубопроводного транспорта, в первую очередь Nord Stream.

Нам важно ваше мнение!

+0

Комментарии (0)