Космодром Восточный: запуск ракеты «Союз-2.1а» во всех деталях

© gelio.livejournal.com

© gelio.livejournal.com

В прошлом году состоялся четвёртый запуск в истории космодрома Восточный — первого в России гражданского космодрома. Ракета-носитель «Союз-2.1а» успешно стартовала в расчётное время, а отделившийся разгонный блок «Фрегат» доставил на целевые орбиты два российских спутника «Канопус-В» и 26 малых космических аппаратов, принадлежащих другим странам.

Монтажно-испытательный корпус ракеты носителя (МИК РН). Здесь проводится сборка ракеты-носителя, стыковка ее с космической головной частью (КГЧ) и подготовка ракеты космического назначения (РКН) к вывозу на стартовый комплекс. Общая площадь здания — почти 45 тысяч квадратных метров, что сравнимо с шестью футбольными полями. Сборку этой РН «Союз-2.1а» завершили 20 декабря — за неделю до старта. 

Что было дальше.


© gelio.livejournal.com

Сборка головного блока и КГЧ осуществлялась в другом корпусе — МИКе космических аппаратов и разгонных блоков (МИК КА и РБ). 

В состав головного блока вошли разгонный блок «Фрегат», два российских спутника и попутная полезная нагрузка в виде 26 малых иностранных космических аппаратов. За их запуск отвечали «Главкосмос» и «Главкосмос Пусковые Услуги» — оператор коммерческих пусков ракет-носителей «Союз-2» с российских космодромов. 

© gelio.livejournal.com

 ;«Союз-2.1а» — это модификация ракеты «Союз-2», созданная на базе «Союза-У» и оснащенная усовершенствованной системой управления и двигательными установками I и II ступеней. Эта ракета отличается от прежней модели повышенной точностью выведения космических аппаратов на требуемую орбиту и увеличенной массой выведения полезных грузов в космос. «Союз-2.1а» производят в Самаре, в РКЦ «Прогресс». 

© gelio.livejournal.com

На первой ступени установлены четыре маршевых двигателя РД-107А. Они работают на ракетном топливе, в котором в качестве горючего используется керосин, а в качестве окислителя — жидкий кислород. 

© gelio.livejournal.com

 Перед транспортировкой на стартовый комплекс космическая головная часть (в составе РБ «Фрегат», космических аппаратов и головного обтекателя) уже пристыкована к ракете и закрыта слоем теплоизоляции. Поддержание комфортного температурно-влажностного режима для спутников внутри КГЧ обеспечивается системой термостатирования. Это нечто вроде кондиционера с воздуховодами, подведёнными к головному блоку. 

© gelio.livejournal.com

Специалисты проводят финальную проверку ракеты перед вывозом из МИКа. 

© gelio.livejournal.com

 Внутри МИКа ракета передвигается по рельсам. Весь путь до стартового стола она тоже проделает по железной дороге. 

© gelio.livejournal.com

В дальней части МИКа видны детали другой ракеты — «Союз 2.1б». Её запуск запланирован на весну-лето 2019 года.

© gelio.livejournal.com

Традиционно перед вывозом ракеты проводят общее построение. В нём участвуют сотрудники Центра эксплуатации наземной космической инфраструктуры и РКЦ «Прогресс», пожарные, железнодорожники и охрана. 

© gelio.livejournal.com

Вывоз ракеты из МИКа. Она передвигается по рельсам на специальной платформе.

© gelio.livejournal.com

Расстояние от МИКа до стартового стола — 4,5 километра. Чтобы его преодолеть, ракете потребуется около часа. 

© gelio.livejournal.com

Работы по транспортировке начались ещё до рассвета, за трое суток до старта. 

© gelio.livejournal.com

Платформу с ракетой тянет тепловоз.

© gelio.livejournal.com

Во время транспортировки ракета окружена пешими сопровождающими. Поезд движется с комфортной для них скоростью: 5 км/ч.

© gelio.livejournal.com

Перед заправкой топливом и доставкой на борт полезного груза стартовая масса ракеты составляет более 311 тонн. Для сравнения: самый большой в мире пассажирский самолёт Airbus A380 весит 277 тонн.

© gelio.livejournal.com

На подъезде к стартовой площадке производится перецепка локомотива. Теперь тепловоз не тянет, а толкает состав-установщик к пусковому столу.

© gelio.livejournal.com

© gelio.livejournal.com

Длина РН «Союз-2.1а» составляет 46,3 метра, диаметр — 10,3 метра.

© gelio.livejournal.com

Ракету провозят через мобильную башню обслуживания. Это своеобразный передвижной дом, где проводятся работы по подготовке ракеты-носителя к пуску. Башня высотой 52 метра (15 этажей) подъезжает к ракете, стоящей на стартовом столе, и обеспечивает доступ ко всем её системам.

© gelio.livejournal.com

До момента запуска ракету держат металлические фермы-опоры. Они сохраняют равновесие аппарата при сильных порывах ветра. По бокам ракеты-носителя располагаются мачты обслуживания, с помощью которых передвигаются сотрудники космодрома. 

© gelio.livejournal.com

После доставки аппарата на стартовый стол специальное устройство начинает переводить ракету в вертикальное положение.

© gelio.livejournal.com

Процесс вертикализации занимает около получаса. 

© gelio.livejournal.com

Затем установщик убирают, а на ракету наезжает мобильная башня обслуживания. В течение трёх дней внутри этого сооружения «Союз-2.1а» готовили к полету: подключали коммуникации, размещали груз и заливали топливо. 

© gelio.livejournal.com

В подземной части стартового стола находится специальный канал, который предназначен для отвода газа и продуктов горения, выделяющихся при запуске. 

© gelio.livejournal.com

© gelio.livejournal.com

© gelio.livejournal.com

 Ночь перед пуском.

© gelio.livejournal.com

«Союз-2.1а» внутри мобильной башни обслуживания. Из российских космодромов башня закрытого типа есть только на Восточном. 

© gelio.livejournal.com

В такой башне можно проводить предстартовую подготовку в самых сложных климатических условиях.

© gelio.livejournal.com

Головной обтекатель всё ещё скрыт под защитным чехлом.

© gelio.livejournal.com

Мобильная башня обслуживания снаружи.

© gelio.livejournal.com

Момент запуска ракеты.

© gelio.livejournal.com

«Союз-2.1а» был запущен в 5 часов 07 минут 18 секунд по московскому времени и 11 часов 07 минут 18 секунд — по якутскому

© gelio.livejournal.com

Ракета и разгонный блок «Фрегат» сработали штатно.

© gelio.livejournal.com

Для «Фрегата» этот пуск стал 72-м. Устройство успешно вывело на орбиту спутники и космические аппараты, а затем вошло в атмосферу на высоте 100 километров. Позже обломки «Фрегата» затопят в несудоходном районе Тихого океана.

© gelio.livejournal.com

 Тяга реактивного двигателя.

© gelio.livejournal.com

Тяга — это сила, которая «толкает» ракету сквозь воздушный поток.

© gelio.livejournal.com

 Топливо сгорает в двигателе ракеты, и из сопла выходит масса в форме газа под высоким давлением. 

© gelio.livejournal.com

В морозном воздухе поднимается большое облако пара и дыма. 

© gelio.livejournal.com

После запуска ракета разворачивается вокруг своей оси, а затем ложится на курс.

© gelio.livejournal.com

Здесь видно, как за ракетой тянется белая полоса. Это конденсационный след, он появляется из-за того, что на определённой высоте выхлоп двигателя вызывает процессы конденсации в атмосфере. Следы от водяных паров или кристалликов льда относятся к искусственным облакам, которые позже вырождаются в перистые.

© gelio.livejournal.com

От От ракеты отделяются некоторые её части, о чём заранее предупреждают жителей сёл, расположенных в районе падения.

После старта двигатели боковых блоков работают 118 секунд, а затем отключаются. Далее они сбрасываются.

Центральный блок состоит из хвостового отсека, в котором установлен двигатель однократного включения. Он перестаёт работать через 280–290 секунд, после чего эта ступень тоже отделяется, а ракета продолжает движение и очень быстро превращается в небольшую точку.

© gelio.livejournal.com

В процентном соотношении пусков в мире Россия заняла в 2018 году третье место. В 2019 году «Роскосмос» планирует нарастить количество запусков ракет-носителей.

В Главкосмос Пусковые Услуги считают, что Россия должна делать ставку на коммерческие пуски и увеличивать их число. В планах компании — развивать отечественные ракеты-носители под требования заказчиков, а также адаптировать космодромы и инфраструктуру.

Благодарю АО «Главкосмос Пусковые Услуги» и пресс-службу космодрома Восточный за организацию фотосъёмки, и спасибо Юрию Смитюку за помощь и компанию.

Нам важно ваше мнение!

+0

Комментарии (0)

В других СМИ:

Картина дня

Бездна новостей
Все новости

Он пошел на это, чтобы повысить показатель раскрываемости преступлений.

распахнутьcвернуть

гражданская журналиcтика

«Бомбилы» против «антеннщиков» воевали в 90-е, но эти времена прошли не везде.

Эти 12 красивых атлантов стоят не в Питере, или Москве, место их прописки — столица Дагестана.

Алиса — помесь немецкой и восточно-европейской овчарки, внешне, чем-то, напоминает волка.

интересное

Портрет культурного лидера в интерьере коммерциализации, глобализации и цифровизации.

Новинка получит огромный экран, складывающийся с двух сторон.

Ассистент расскажет последние новости, закажет еду и вызовет такси.

Сервис также улучшит защиту от кражи аккаунтов.

полезное

Десятидневных новогодних каникул россиянам ближайшей зимой можно не ждать.

За дачный сезон теперь можно «собрать» штрафов на десятки тысяч рублей.

Покупка недвижимости в Израиле - какие места и почему выбирают москвичи

развлечения

Сможете ли вы отличить реальные фаты от вымысла?

Звери легко и грациозно делают различные асаны.

Британцы исполнили свои лучшие хиты и песни из последнего альбома.

Бикини оказалось катастрофически маленьким, несмотря на то, что было на два размера больше нужного.