Космодром Восточный: запуск ракеты «Союз-2.1а» во всех деталях

© gelio.livejournal.com

© gelio.livejournal.com

В прошлом году состоялся четвёртый запуск в истории космодрома Восточный — первого в России гражданского космодрома. Ракета-носитель «Союз-2.1а» успешно стартовала в расчётное время, а отделившийся разгонный блок «Фрегат» доставил на целевые орбиты два российских спутника «Канопус-В» и 26 малых космических аппаратов, принадлежащих другим странам.

Монтажно-испытательный корпус ракеты носителя (МИК РН). Здесь проводится сборка ракеты-носителя, стыковка ее с космической головной частью (КГЧ) и подготовка ракеты космического назначения (РКН) к вывозу на стартовый комплекс. Общая площадь здания — почти 45 тысяч квадратных метров, что сравнимо с шестью футбольными полями. Сборку этой РН «Союз-2.1а» завершили 20 декабря — за неделю до старта. 

Что было дальше.


© gelio.livejournal.com

Сборка головного блока и КГЧ осуществлялась в другом корпусе — МИКе космических аппаратов и разгонных блоков (МИК КА и РБ). 

В состав головного блока вошли разгонный блок «Фрегат», два российских спутника и попутная полезная нагрузка в виде 26 малых иностранных космических аппаратов. За их запуск отвечали «Главкосмос» и «Главкосмос Пусковые Услуги» — оператор коммерческих пусков ракет-носителей «Союз-2» с российских космодромов. 

© gelio.livejournal.com

 ;«Союз-2.1а» — это модификация ракеты «Союз-2», созданная на базе «Союза-У» и оснащенная усовершенствованной системой управления и двигательными установками I и II ступеней. Эта ракета отличается от прежней модели повышенной точностью выведения космических аппаратов на требуемую орбиту и увеличенной массой выведения полезных грузов в космос. «Союз-2.1а» производят в Самаре, в РКЦ «Прогресс». 

© gelio.livejournal.com

На первой ступени установлены четыре маршевых двигателя РД-107А. Они работают на ракетном топливе, в котором в качестве горючего используется керосин, а в качестве окислителя — жидкий кислород. 

© gelio.livejournal.com

 Перед транспортировкой на стартовый комплекс космическая головная часть (в составе РБ «Фрегат», космических аппаратов и головного обтекателя) уже пристыкована к ракете и закрыта слоем теплоизоляции. Поддержание комфортного температурно-влажностного режима для спутников внутри КГЧ обеспечивается системой термостатирования. Это нечто вроде кондиционера с воздуховодами, подведёнными к головному блоку. 

© gelio.livejournal.com

Специалисты проводят финальную проверку ракеты перед вывозом из МИКа. 

© gelio.livejournal.com

 Внутри МИКа ракета передвигается по рельсам. Весь путь до стартового стола она тоже проделает по железной дороге. 

© gelio.livejournal.com

В дальней части МИКа видны детали другой ракеты — «Союз 2.1б». Её запуск запланирован на весну-лето 2019 года.

© gelio.livejournal.com

Традиционно перед вывозом ракеты проводят общее построение. В нём участвуют сотрудники Центра эксплуатации наземной космической инфраструктуры и РКЦ «Прогресс», пожарные, железнодорожники и охрана. 

© gelio.livejournal.com

Вывоз ракеты из МИКа. Она передвигается по рельсам на специальной платформе.

© gelio.livejournal.com

Расстояние от МИКа до стартового стола — 4,5 километра. Чтобы его преодолеть, ракете потребуется около часа. 

© gelio.livejournal.com

Работы по транспортировке начались ещё до рассвета, за трое суток до старта. 

© gelio.livejournal.com

Платформу с ракетой тянет тепловоз.

© gelio.livejournal.com

Во время транспортировки ракета окружена пешими сопровождающими. Поезд движется с комфортной для них скоростью: 5 км/ч.

© gelio.livejournal.com

Перед заправкой топливом и доставкой на борт полезного груза стартовая масса ракеты составляет более 311 тонн. Для сравнения: самый большой в мире пассажирский самолёт Airbus A380 весит 277 тонн.

© gelio.livejournal.com

На подъезде к стартовой площадке производится перецепка локомотива. Теперь тепловоз не тянет, а толкает состав-установщик к пусковому столу.

© gelio.livejournal.com

© gelio.livejournal.com

Длина РН «Союз-2.1а» составляет 46,3 метра, диаметр — 10,3 метра.

© gelio.livejournal.com

Ракету провозят через мобильную башню обслуживания. Это своеобразный передвижной дом, где проводятся работы по подготовке ракеты-носителя к пуску. Башня высотой 52 метра (15 этажей) подъезжает к ракете, стоящей на стартовом столе, и обеспечивает доступ ко всем её системам.

© gelio.livejournal.com

До момента запуска ракету держат металлические фермы-опоры. Они сохраняют равновесие аппарата при сильных порывах ветра. По бокам ракеты-носителя располагаются мачты обслуживания, с помощью которых передвигаются сотрудники космодрома. 

© gelio.livejournal.com

После доставки аппарата на стартовый стол специальное устройство начинает переводить ракету в вертикальное положение.

© gelio.livejournal.com

Процесс вертикализации занимает около получаса. 

© gelio.livejournal.com

Затем установщик убирают, а на ракету наезжает мобильная башня обслуживания. В течение трёх дней внутри этого сооружения «Союз-2.1а» готовили к полету: подключали коммуникации, размещали груз и заливали топливо. 

© gelio.livejournal.com

В подземной части стартового стола находится специальный канал, который предназначен для отвода газа и продуктов горения, выделяющихся при запуске. 

© gelio.livejournal.com

© gelio.livejournal.com

© gelio.livejournal.com

 Ночь перед пуском.

© gelio.livejournal.com

«Союз-2.1а» внутри мобильной башни обслуживания. Из российских космодромов башня закрытого типа есть только на Восточном. 

© gelio.livejournal.com

В такой башне можно проводить предстартовую подготовку в самых сложных климатических условиях.

© gelio.livejournal.com

Головной обтекатель всё ещё скрыт под защитным чехлом.

© gelio.livejournal.com

Мобильная башня обслуживания снаружи.

© gelio.livejournal.com

Момент запуска ракеты.

© gelio.livejournal.com

«Союз-2.1а» был запущен в 5 часов 07 минут 18 секунд по московскому времени и 11 часов 07 минут 18 секунд — по якутскому

© gelio.livejournal.com

Ракета и разгонный блок «Фрегат» сработали штатно.

© gelio.livejournal.com

Для «Фрегата» этот пуск стал 72-м. Устройство успешно вывело на орбиту спутники и космические аппараты, а затем вошло в атмосферу на высоте 100 километров. Позже обломки «Фрегата» затопят в несудоходном районе Тихого океана.

© gelio.livejournal.com

 Тяга реактивного двигателя.

© gelio.livejournal.com

Тяга — это сила, которая «толкает» ракету сквозь воздушный поток.

© gelio.livejournal.com

 Топливо сгорает в двигателе ракеты, и из сопла выходит масса в форме газа под высоким давлением. 

© gelio.livejournal.com

В морозном воздухе поднимается большое облако пара и дыма. 

© gelio.livejournal.com

После запуска ракета разворачивается вокруг своей оси, а затем ложится на курс.

© gelio.livejournal.com

Здесь видно, как за ракетой тянется белая полоса. Это конденсационный след, он появляется из-за того, что на определённой высоте выхлоп двигателя вызывает процессы конденсации в атмосфере. Следы от водяных паров или кристалликов льда относятся к искусственным облакам, которые позже вырождаются в перистые.

© gelio.livejournal.com

От От ракеты отделяются некоторые её части, о чём заранее предупреждают жителей сёл, расположенных в районе падения.

После старта двигатели боковых блоков работают 118 секунд, а затем отключаются. Далее они сбрасываются.

Центральный блок состоит из хвостового отсека, в котором установлен двигатель однократного включения. Он перестаёт работать через 280–290 секунд, после чего эта ступень тоже отделяется, а ракета продолжает движение и очень быстро превращается в небольшую точку.

© gelio.livejournal.com

В процентном соотношении пусков в мире Россия заняла в 2018 году третье место. В 2019 году «Роскосмос» планирует нарастить количество запусков ракет-носителей.

В Главкосмос Пусковые Услуги считают, что Россия должна делать ставку на коммерческие пуски и увеличивать их число. В планах компании — развивать отечественные ракеты-носители под требования заказчиков, а также адаптировать космодромы и инфраструктуру.

Благодарю АО «Главкосмос Пусковые Услуги» и пресс-службу космодрома Восточный за организацию фотосъёмки, и спасибо Юрию Смитюку за помощь и компанию.

Нам важно ваше мнение!

+0

Комментарии (0)

В других СМИ:

Картина дня

Бездна новостей
Все новости

«У людей сложился стереотип, что в морге страшно и занимаются только трупами».

распахнутьcвернуть

гражданская журналиcтика

Как-то раз меня занесло сразу к двум «агентам влияния».

Паром — это комфортный способ добраться в центр Европы с автомобилем.

Максим Каммерер создал серию рисунков о «Ну, погоди» в мрачных тонах.

У каждого самолёта есть свой уникальный регистрационный номер.

интересное

Ревизии подверглись новый механизм клавиатуры, система охлаждения и другие компоненты ноутбука.

Новинка из Южной Африки поступит в продажу в 2021 году.

Ученые заявили, что накопление оксида азота в атмосфере происходит быстрее, чем считалось ранее.

полезное

Ваше количество слов в минуту поразит любую учительницу.

Уничтожение определенной бактерии в кишечники позволила вылечить алкогольную болезнь у мышей.

развлечения

«Такие слова у нас говорят только в деревнях», — рассказал Джастин в своем новом видео.

Свесить ножки вниз и закрыть глаза от удовольствия в лучах теплого солнца — что может быть лучше?