МС-21: надежда российского авиапрома терпит бедствие еще до взлета

© Игорь Ставцев/Коллаж/Ridus

Создание пассажирского лайнера МС-21, «последней надежды» российского авиапрома, оказалось под вопросом из-за западных санкций, узнал «Коммерсантъ».

Хотя корпорация «Ростех» оперативно заявила в четверг, что запрет на поставки в Россию материалов для строительства лайнеров не станет критичным для проекта, аналитики указывают, что возможная замена американских и японских «композитов» на китайские никак не может считаться равноценной.


Проект создания среднемагистрального лайнера теперь в лучшем случае затормозится на пять лет (до сих пор сроком первого коммерческого полета МС-21 назывался 2020 год).

МС-21 для российского авиапрома — проект знаковый, так как это первый гражданский лайнер, полностью спроектированный не на советских заделах, а с чистого листа уже в постсоветской России.

При этом отраслевые эксперты, с которыми пообщался «Ридус», едины во мнении, что западные санкции не являются главной причиной, по которым МС-21 еще долго не «станет на крыло».

По их мнению, основная причина — в системных ошибках руководства отечественного авиапрома, и получается, что «Ростех» странным образом прав: отказ американских и японских подрядчиков от поставок материалов менее критичен для проекта, чем бардак на собственном корабле.

Самоучки за штурвалом

Беда российского гражданского авиастроения в том, что стратегию его развития определяют люди, не имеющие никакого профессионального отношения к этой сфере, считает бывший чиновник Минтранса РФ Сергей Крутоусов.

Я еще когда работал в Минтрансе, яростно спорил со сторонниками «внутренней конкуренции», вроде компании «Инфомост», которые настаивали, что надо дать возможность каждому КБ создать сервисную структуру к своим самолетам, а рынок все расставит на свои места. Вот рынок так и расставил, что Россия осталась без своих гражданских самолетов вообще, — сказал он ранее «Ридусу».

По его словам, в гражданской авиации ни один проект не сможет выжить без финансовой поддержки государства. Потому что самолет — это не только сама машина, это еще и огромная дорогостоящая инфраструктура его обслуживания.

Даже американцы не потянули больше одной такой инфраструктуры и списали «Дуглас», оставив «Боинг». У нас же каждое КБ создавало свою изолированную сервисную инфраструктуру, что все их и сгубило. Такой подход и приводит к тому, что гражданское авиастроение в России пребывает в ж…, и поэтому у нас нет ни одного коммерчески окупаемого проекта. Еще хуже, когда некоторые чиновники вообще пытаются заставить военные авиазаводы заниматься «конверсией» и разрабатывать гражданские самолеты в довесок к боевым истребителям. С таким я тоже сталкивался, — говорит Крутоусов.

Нелетная погода

С этим полностью солидарен и бывший замминистра гражданской авиации Олег Смирнов, который ранее подчеркнул, что самолеты отечественного производства, такие как SSJ-100 и МС-21, неконкурентоспособны по отношению к Боингам и Эйрбасам вне зависимости от наличия или отсутствия санкций.

Частным авиакомпаниям брать эти самолеты в лизинг совершенно неинтересно, потому что «Боинг» и «Эйрбас» предоставляют несравненно лучшие условия. Это грустно, но таков результат 25-летней политики российских властей в сфере авиационной индустрии. Правительство сейчас пытается директивным путем бросить соломинку утопающим отечественным авиастроителям, но это именно соломинка, если вспомнить, что к моменту распада СССР у нас был один из самых мощных гражданских авиапарков в мире, — сказал эксперт.

На новые типы самолетов были потрачены колоссальные бюджетные деньги (например, проект МС-21 поглоти 438 млрд рублей), но они не дают никакой отдачи, сокрушается бывший авиационный чиновник.

Эксплуатация российских лайнеров убыточна для авиакомпаний, поэтому правительство РФ пошло единственно возможным в этой ситуации путем: само заказываю — само эксплуатирую,. Это означает перекладывание бюджетных денег из одного государственного кармана в другой его же, но ровным счетом никак не способствует развитию отрасли.

Нам важно ваше мнение!

+0

Комментарии (8)

  • Small a85421883a
    Roman10 января, 13:55

    Я вот только одно не понимаю! Зачем покупать иностранное, когда можно всё сделать самим?? Ведь военные самолёты делаем же сами?! Так в чём проблема сделать и пассажирский? И не нужно изобретать велосипед. Есть ведь свои уже известные марки самолёта, ТУ, ИЛ. В чём проблема продолжить их модернизировать?? Зачем что-то придумывать новое МС-21, зачем? Или опять происходит очередной распил денег.

  • Small default
    Василий Бровкин10 января, 15:12

    Ощущение, что болтуны имеют больший вес, чем власти... "Знатоки" (задним числом) не у дел!
    А вот по санкциям вообще проблема высосана из пальца. Просто контрсанкциями должен быть запрет продажи титана за рубеж. Глядишь боинги строить тоже появятся сложности, а санкционеры станут сговорчивее.

  • Small default
    Ivan Ivanov11 января, 00:02

    А помните как министр Фрадков запретил строить ИЛ96 и закрыл заводы? И куча народа и их семьи несколько сотен тысяч человек пошли в самозанятые? А потому что у фрадкова деньги были в акциях боинга.
    И здесь тот же саботаж. Если ваше честно наворованое бабло и золотые парашуты в американских банках, то вы кровно не заинтересованы что бы МС21 летал. Вы заинтересованы что бы его еще 200 лет разрабатывали и строили. Деньги и так государственные вы освоите. А если вдруг закочевряжитесь, и задумаете боингу конкуренцию создать, то вам напомнят прямо из белого дома чей хлебб едите и где ваши дети учатся. А еще посоветуют вышестоящему руководству вас заменить. Вот как то так.
    А еще мало построить самолет дешевый и экономичный и всеми сертифацированый для полетов. Надо еще его ремонтировать и хранить запчасти и расходники и т.д. Целая отрасль и структура нужна. Это безумно много денег. Их как раз и не дают. Ибо у "генералов свои внуки есть"