Новая жизнь Виталия Калоева, потерявшего семью в страшной авиакатастрофе

© ТАСС/ Игорь Кубединов

© ТАСС/ Игорь Кубединов

62-летний Виталий Калоев, потерявший в страшной авиакатастрофе семью, 25 декабря вновь стал отцом. О рождении двойняшек сообщила в соцсети Facebook автор книги «Столкновение. Откровенная история Виталия Калоева» Ксения Каспари.

Друзья, рада сообщить вам, что Виталий Калоев сегодня снова стал отцом. У него родилась двойня. Сын и дочь. Я очень-очень рада за Виталия Константиновича и его супругу Ирину! — написала она.


1 июля 2002 года в небе над Боденским озером столкнулись два самолета, в результате чего погиб 71 человек: члены экипажей авиалайнеров и все пассажиры Ту-154, большинство из которых были дети. Позже выяснилось, что причиной столкновения стала ошибка швейцарского диспетчера Петера Нильсена.

Виталий Калоев потерял в той страшной авиакатастрофе всю семью. А через два года убил виновника трагедии в его доме. Эта история получила широкий общественный резонанс. По сей день, обсуждая случившееся, одни принимают сторону семьянина, отомстившего за близких, а другие осуждают поступок Калоева.

Карьера архитектора

Виталий Калоев родился 15 января 1956 года в Орджоникидзе (ныне — Владикавказ). Его отец работал в школе учителем осетинского языка, а мать была воспитательницей в детском саду. У Виталия, который был младшим из детей, были еще два брата и три сестры. Учеба давалась ему легко — среднюю школу он окончил с отличием. Потом поступил в строительный техникум.

Отслужив в армии, Виталий поступил на архитектурно-строительный факультет Северокавказского горно-металлургического института. Во время учебы он параллельно работал прорабом на стройке. Выпускник-архитектор также участвовал в строительстве военного городка «Спутник» под Владикавказом.

До 1999 года Калоев возглавлял строительное управление города, после чего заключил контракт со строительной фирмой и уехал в Испанию. Там архитектор проектировал дома для выходцев из Осетии.

В следующем году он женился на выпускнице Северо-Осетинского государственного университета имени К. Л. Хетагурова Светлане Гагиевой. Избранница Калоева получила специальность «экономист» и начала карьеру в должности рядового сотрудника банка. Затем ее повысили до начальника отдела, какое-то время она была директором коммерческого банка «Адамон Банк». Когда Светлана встретила Виталия и вплоть до трагедии она работала экономистом и заместителем директора по финансам пивоваренного комбината «Дарьял».

В ноябре 1991 года у пары родился сын Константин, которого Виталий назвал в честь своего отца, а через семь лет — дочь Диана.

Столкновение над Боденским озером

© ТАСС/ Игорь Кубединов

К июлю 2002 года Виталий Калоев уже два года как работал в Испании. В это время он завершил возведение коттеджа под Барселоной, сдал объект заказчику и ждал семью, которую не видел уже девять месяцев.

Светлана с детьми приехала в Москву, а билет на самолет купить не могла долго. Лишь за три часа до вылета сотрудники аэропорта предложили ей «горящие» билеты на борт ТУ-154 «Башкирских авиалиний».

В ночь с 1 на 2 июля в диспетчерском центре, расположенном в Цюрихе, в ночную смену работало только два авиадиспетчера. Когда один из них ушел на перерыв, на дежурстве остался 34-летний диспетчер Петер Нильсен, который одновременно следил за двумя терминалами, и ассистентка. Часть оборудования в диспетчерской была отключена, и Нильсен слишком поздно заметил, что два самолета, находящиеся на одном эшелоне, опасно сближаются.

Менее чем за минуту до момента, когда их курсы должны были пересечься, он попытался исправить ситуацию и передал экипажу ТУ-154 команду снижаться. Пилоты к этому моменту еще не видели «Боинг», приближавшийся слева, но были готовы к тому, что придется выполнять маневр для расхождения с ним. Поэтому они приступили к снижению сразу после получения команды диспетчера.

Однако сразу после этого в кабине прозвучала команда автоматической системы предупреждения опасных сближений (TCAS), информирующая о необходимости набирать высоту. В это же время пилоты «Боинга» получили от системы инструкцию снижаться. Второй пилот ТУ-154 Иткулов обратил внимание коллег на информацию TCAS, однако ему ответили, что диспетчер дал команду снижаться. Из-за этого никто не подтвердил получение команды. Через несколько секунд Нильсен повторил команду, на этот раз ее получение было немедленно подтверждено. При этом он по ошибке сообщил неправильные сведения о другом самолете, сказав, что тот находится справа от Ту-154.

Как показала в дальнейшем расшифровка бортовых самописцев, некоторые из пилотов Ту-154 были введены в заблуждение этим сообщением и, возможно, решили, что есть еще один самолет, невидимый на экране TCAS. Ту-154 продолжал снижаться, следуя инструкциям диспетчера, а не TCAS. Никто из пилотов не проинформировал диспетчера о противоречии в полученных командах. В то же время «Боинг» снижался, выполняя инструкцию TCAS. Как только стало возможно, пилоты сообщили об этом Нильсену. Диспетчер не услышал этого сообщения из-за того, что одновременно на связь с ним на другой частоте вышел другой самолет.

Пилоты обоих самолетов увидели друг друга в последние секунды и попытались предотвратить столкновение, полностью отклонив штурвалы, но это не помогло…

В 21:35:32 самолеты столкнулись почти под прямым углом на высоте 10 634 метра. Вертикальный хвостовой стабилизатор «Боинга» ударил по фюзеляжу Ту-154, разрубив его на две части. Падая, Ту-154 разрушился в воздухе на четыре части. «Боинг», лишившись стабилизатора, потерял управление и тоже разбился, потеряв во время падения оба двигателя. Все находившиеся на борту обоих самолетов (69 человек на Ту-154 и 2 на «Боинге») погибли.

Узнав о катастрофе, Калоев сразу вылетел из Барселоны в Цюрих, а оттуда — в Германию в Юберлинген, где произошла трагедия. Сначала полицейские не хотели пускать мужчину к месту ЧП, но когда он объяснил, что там его жена и дети, — пропустили. Виталий рассказал, что Диану нашли в трех километрах от места падения самолета. Согласно документальному фильму канала National Geographic, Калоев сам участвовал в поисковых работах и нашел сначала порванные бусы дочери, а затем и ее тело.

«Выходит, что я его убил»

© ТАСС/ «Северная Осетия»

Узнав из СМИ о вине диспетчера, Калоев неоднократно пытался поговорить с руководством авиакомпании, чтобы они подтвердили ошибку Нильсена в произошедшем. Однако директор компании испугался «русского с бородой». Тогда Калоев решил поговорить с ним самим. В компании Skyguide сначала дали согласие, однако затем наотрез отказали без объяснения причин. Во время траурных мероприятий по случаю годовщины трагедии, руководители швейцарской компании вновь отказались разговаривать с подошедшим к ним Калоевым.

24 февраля 2004 года россиянин пришел к Нильсену домой в пригороде Цюриха. Он показал диспетчеру фотографии погибших жены и детей в надежде, чтобы тот покаялся в содеянном. Но диспетчер оттолкнул Калоева и снимки упали на землю. После этого архитектор нанес ему более 10 ножевых ранений, от которых Нильсен скончался на месте.

Потемнело моментально в глазах. Я не понял, что я делаю. Мне показалось, что моих детей перевернули в гробах. Я не помню, я не знаю, что я делал, — описывал свое состояние Калоев.

«По этим уликам выходит, что я его убил. Но как было на самом деле, что у меня было в голове, я не могу сказать», — признался он.

У Нильсена остались жена и трое детей.

Из-за своих детей я прошу прощения у детей Нильсена. Мне очень трудно говорить, но я говорю искренне, — заявил Калоев на судебном заседании в Цюрихе 25 октября 2005 года.

26 октября 2005 года его признали виновным в убийстве и приговорили к восьми годам заключения. В июле 2007 года суд высшей инстанции кантона Цюрих, приняв во внимание ограниченную вменяемость Виталия Калоева, связанную со смертью жены и двоих детей в результате авиакатастрофы, постановил, что срок заключения вместо 8 лет составит 5 лет и 3 месяца. Это решение давало Калоеву право на досрочное освобождение. Однако прокурор его обжаловал.

12 ноября 2007 года, после того, как протест прокурора был рассмотрен, мужчину досрочно освободили и он вернулся в Россию. Земляки восторженно встретили прибывшего в Осетию Калоева, а с января 2008 года его назначили заместителем министра строительства и архитектуры Северной Осетии.

«Только появились на свет»

В июне этого года в одном из интервью Калоев рассказал, что живет в фактическом браке с новой женой Ириной Дзарасовой, которая работает инженером. По его словам, свадьба прошла по осетинскому обряду.

Двойняшки у супругов родились в одной из больниц Владикавказа.

Сегодня произошло это. Мама чувствует себя нормально, дети чувствуют себя нормально тоже. Мальчик и девочка только появились на свет, успеем назвать, — поделился отец.

Нам важно ваше мнение!

+0

Комментарии (2)

  • Small 2b827aa9f8
    fenix-girl27 декабря 2018, 21:10

    Я рада за Калоева и ни в чем его не могу упрекнуть. От Нильсена-то и требовалось только извиниться. Понятно, что это была ошибка, не станет человек специально сталкивать борта. Но угробив 71 (!) жизнь, он не счет для себя возможным попросить прощения. В результате к одной трагедии добавилось еще две. Пострадавший сел за решетку, трое детей остались без отца. Вот стоили ли понты одного человека всех этих трагедий?

  • Small 5bf836548d
    Jdkdo Icktog28 декабря 2018, 01:00

    Парадокс только в России прославляет и делают героями мокрушников