Как политика связана с травлей в школах

© Оксана Викторова/Коллаж/Ridus

© Оксана Викторова/Коллаж/Ridus

Резонансный эпизод буллинга восьмиклассника со стороны руководства и учителей омской гимназии № 62 породил множество споров в Рунете. Травля подростков со стороны их сверстников — дело хоть и отвратительное, но, к сожалению, нередкое. Но в элитной омской гимназии буллинг «эволюционировал» до еще более омерзительных форм.


Ранее «Ридус» рассказывал эту историю: сын омской журналистки Натальи Граф Роман отказался чистить снег во дворе гимназии, сославшись на плохое самочувствие. Классная руководительница не придумала ничего эффективнее, чем публично отчитать школьника при других детях, пригрозив засудить с помощью адвоката родителей другого ребенка. Когда учительнице показалось, что Роман записывает ее тираду на диктофон, она пожаловалась директору. Руководство гимназии в ультимативной форме потребовало от подростка извинений.

На фоне стресса у Романа ухудшилось здоровье, ему потребовалось длительное лечение у невролога. Тем временем против мальчика развернули натуральный флешмоб: учителя и даже родители его одноклассников объявили Роману и его родителям бойкот.

Направление Романа Графа на госпитализацию после учительского буллинга

Этот случай — далеко не единичный в омской гимназии. В поисках справедливости мама Романа собирает аналогичные истории в Фейсбуке — как выяснилось, в подобной ситуации оказывались не только ученики, но и бывшие учителя: если в школе произошло что-то, что не понравится местной директрисе, то вся школьная экосистема приходит в состояние боевой готовности, чтобы изжить «обидчика». За 2017−2018 учебный год из прославленной гимназии были выжиты шесть учителей, два психолога, два библиотекаря и один вожатый.

Профильные ведомства в Омской области попросту отказываются реагировать на сигналы о перманентном буллинге в элитной гимназии. Поэтому родители пострадавших от травли детей объединяются, чтобы решить этот вопрос любыми доступными способами. В ход идут публикации в соцсетях, информационная поддержка в местных СМИ, а также попытки достучаться до власть имущих в частном порядке. Так в этом кейсе проявилась ярко выраженная политическая составляющая, в которой стоит разобраться.

Слишком много политики

В беседе с «Ридусом» Наталья Греф упомянула о том, что на каждый единый день голосования элитная омская гимназия преображается в одну из самых медийных участковых избирательных комиссий: здесь под прицелом камер телевизионщиков отдают свои голоса именитые чиновники.

Сама же директриса гимназии Марина Дюкова пользуется защитой со стороны «влиятельных покровителей», что позволяет ей поддерживать в образовательном учреждении свои порядки.

У меня сложилось такое впечатление, что наша гимназия — это не школа для учеников, а исключительно вотчина директора: она в школе царь и бог. В школе создан культ директора, который поддерживают ее влиятельные покровители. Какие именно — я не знаю, но мне регулярно пишут, что она много лет остается безнаказанной, — рассказала Граф.

Политолог Владимир Киреев не исключает, что именно чрезмерное заигрывание школы с политикой привело к драматическим последствиям:

Тотальная политизация учителей не может благоприятно повлиять на образовательный процесс. Учителя бегут от включенного школьником диктофона, как черт от ладана: все мы помним, сколько неприятных записей бесед педагогов со школьниками «слили» в Сеть юные сторонники Алексея Навального. Судя по всему, районные отделы народного образования «спустили» им установку свести такой публичный «политпросвет» к нулю. А флешмоб против семьи затравленного школьника, который устроил педагогический коллектив гимназии — это самая что ни на есть политтехнология, которой попросту не место в стенах школы, — отметил эксперт «Ридусу».

По мнению некоторых родителей учеников, оказавшихся в схожей с семьей Граф ситуации, элитная гимназия больше заботится не о качестве образования, а об избирательных или бизнес-интересах ее руководства. Шефствует над гимназией депутат Владимир Половинко — и он не спешит давать оценку происходящему. История о буллинге в омской гимназии давно облетела федеральные СМИ, однако Половинко отказывается «комментировать слухи» и призывает к «полному изучению ситуации». Остается только гадать, сколько еще эпизодов буллинга со стороны учителей будет зафиксировано за время этого неспешного разбирательства.

Общая деградация

Политизация образовательного процесса — это всего лишь один из многих аспектов общей социальной и морально-нравственной деградации российских школ. Таким мнением с «Ридусом» поделился профессор МГИМО Валерий Соловей.

Профессор МГИМО Валерий Соловей

«Современная российская школа — это место травли, — констатировал эксперт. — Во многих школах России, думаю, даже в большинстве школ, создана атмосфера морально-психологического давления на детей. Учителя в целом воспринимают детей как врагов, а те, естественно, платят взаимностью».

Соловей предполагает, что «таинственным покровителем» директрисы оскандалившейся гимназии выступает региональный министр образования — это классическая для регионов история: «Пользуясь этим покровительством, директор считает себя в праве творить, что хочет. „Моя школа — моя вотчина“: это такой феодальный принцип, характерный для директоров многих провинциальных школ».

Есть лишь два способа с этим бороться. Во-первых, это публичность: родителям нужно объединиться, принять некие скоординированные шаги. Во-вторых — исковые заявления в суд: как только подобные истории начинают «вытаскиваться», что-то начинает меняться. У родителей есть очень много возможностей: если они объединятся, они превратятся в очень серьезную общественную силу. Но самим родителям нужно иметь психологическую устойчивость, чтобы не свернуть с намеченного пути, — заключил эксперт.

Не исключено, впрочем, что ситуация в элитной гимназии дойдет до возбуждения уголовных дел.

Одним из первых среди омских чиновников на скандал в гимназии № 62 отреагировал вице-губернатор Владимир Компанейщиков. Ознакомившись с сигналами от родителей пострадавших от буллинга детей, Компанейщиков порекомендовал директрисе Дюковой и ряду других педагогов «быстренько написать заявления об уходе»:

Сегодня я обозначил свою позицию руководству Департамента образования города Омска и попросил принять меры к увольнению Дюковой, поиске директора извне трудового коллектива гимназии, увольнению ряда других работников гимназии, в отношении которых получены данные о недопустимом отношении к детям. Полагаю, что по итогам проводимой проверки вполне могут выявиться основания для возбуждения уголовных дел, — отметил вице-губернатор.

План действий

Скандал в элитной гимназии обнажил множество проблем в системе отечественного образования. До тех пор, пока не найдется управа на школьный буллинг со стороны учителей, подобные случаи будут повторяться.

Родители затравленных учеников, объединившись в соцсетях, распространяют проверенный эмпирическим путем алгоритм действий от столкнувшейся с некомпетентным и агрессивным учителем журналиста и психолога Ольги Золотковой.

Золоткова проанализировала опыт родителей, которые сталкивались с учительской агрессией, учла распространенные ошибки и написала подробную инструкцию для родителей жертв буллинга.

  • Не бойтесь, хуже не будет

Не бойтесь, что из-за вашего вмешательства учитель будет плохо относиться к ребенку. Во-первых, учитель уже плохо относится к нему, если травит. Во-вторых, родители должны защищать своих детей.

  • Фиксируйте все

Записывайте в блокнот, файл, блог — не рассчитывайте на память. Фотографируйте, делайте скриншоты, сохраняйте видео и аудио. Не удаляйте переписку. Если причинен вред здоровью — фиксируйте документально (снимайте побои) в тот же день. На встречах включайте диктофон и уведомляйте, что ведется запись. В начале записи проговорите дату, время, место, участников. Право на информацию вам гарантирует ст. 29 п. 4 Конституции РФ, самозащиту гражданских прав — ст. 12 Гражданского кодекса РФ.

  • Сформулируйте цель

Перед каждой встречей, телефонным разговором или перепиской определитесь, чего хотите на выходе. Чтобы учителя уволили или отстранили? Перевестись в другой класс или школу? Извинений учителя и администрации? Разбор случая вместе с классом? Работу с психологом? Кстати, если школа не соблюдает права ребенка, цель «устроить им, чтобы мало не показалось» — вполне экологичная. Систему образования это не изменит, но профилактикой насилия быть может.

  • Назначайте встречи

Сначала с классным руководителем. Если не решите на его уровне — к директору школы. Я ходила на встречи одна, но всегда лучше, если присутствуют оба родителя — это усиливает позицию. Можно сначала встретиться с учителем — но будьте готовы, что это окажется бесполезно. Как показывает опыт, если учитель ведет себя настолько непрофессионально, что допускает травлю учеников, разговоры с ним ситуацию не изменят.

  • Сохраняйте ясную голову

Успокоительное типа новопассита, валерьянки или пустырника лучше пить после важного разговора, а не до. На встрече нужна ясная голова и быстрая реакция.

  • Не реагируйте на психологическое давление

Администрация школы использует старые недобрые приемы: газлайтинг (вам показалось, не может быть, ребенок фантазер, не нагнетайте, всем нравится, только вам не нравится, никто не жаловался), обвинение жертвы (что-то с ребенком не так, раз он всех раздражает, он довел учителя), забалтывание (все хорошо, мы работаем над этим вопросом, наш класс очень дружный, у нас не бывает конфликтов, это недоразумение, заслуженный педагог, 40 лет педстажа, все дети ее любят). Будьте к этому готовы.

  • Оцените, нужен ли вам перевод в другую школу

«Не нравится — переводитесь в другую школу или на семейное обучение» — совершенно непрофессиональное заявление педагога. Вы и ваш ребенок имеете право на базовое уважение в той школе, где вы находитесь сейчас. Меняться должны не вы, а школа.

  • Напишите заявление

Если директор школы адекватно не отреагировал, составляйте заявление в двух экземплярах. Секретарь в приемной их зарегистрирует и на вашем экземпляре поставит номер входящего.

  • Не рассчитывайте на поддержку других родителей

Если вы найдете единомышленников среди других родителей, это удача. Но будьте готовы к тому, что не найдете, или они решат остановиться на каком-то этапе — у меня так и вышло. В родительском чатике многие были жестко настроены против меня: наш класс — дружная семья, у всех все хорошо, а вы тут со своим негативом, нам учитель нравится, ну и что что дети ее боятся и ненавидят. Остальные молчали, потому что боялись.

  • Огласка — сила

Насилие любит молчание. Пишите о своей ситуации в соцсетях, обращайтесь на известные сайты — это даст мощную поддержку вам и силы многим людям.

  • Осторожно, «зоновская» этика

Возможно, вам придется услышать в свой адрес слова из активного лексикона насильников: «лох», «терпила», «стукач», «истеричка», «жалобщица», «скандальная мамаша», «родительский экстремизм». Фразу про родительский экстремизм использовала в разговоре со мной директор элитной гимназии.

  • Рассказывайте ребенку, что происходит

Желательно в корректных выражениях. Мы говорили с сыном обо всех этапах, он воспринимал нормально. По мере развития событий сын стал мягче относиться к учительнице и в некоторых моментах даже жалеть ее.

  • Вы не проиграете в любом случае

Даже если формально ничего не добьетесь, результат есть все равно. Вы демонстрируете цивилизованную реакцию на нарушение прав. Вы учите ребенка, что можно не терпеть насилие и не молчать. Вы делом показываете, что вы на стороне ребенка — это ценнейший опыт детства. Вы вдохновите других родителей, не согласных, чтобы их ребенок каждый день отправлялся в школьный ад.

Нам важно ваше мнение!

+0

Комментарии (8)

  • Small 2b827aa9f8
    fenix-girl12 декабря 2018, 05:31

    Не надо за уши притягивать к конфликту политику, нет тут никакой политики. Но мы рискуем наступить на грабли в очередной раз. Одно время журналисты, общество с пеной у рта защищало врачей, учителей. В результате и врачи, и учителя получили от нас индульгенцию: у нас маленькая зарплата, нас общество не уважает, мы несчастные, поэтому такие злые. Теперь разворот на 180 градусов: учителя плохие, ученики - мученики науки. Индульгенция выдается ученикам и их родителям. А между тем, ученики сегодня - не ангелы. УчИтеля могут послать матом, срывать уроки, на заднем дворе кучей избивать соклассника, снимать этой на ай-фоны и сливать в сеть. Этому их школа учит? Родители самоустранились от воспитания своих детей, и их участие сводится к контролю учителей. Сами не способны из собственного ребенка воспитать порядочного человека, спихивают его в школу в надежде, что учителя исправят их косяки. Это что-то вроде "в армии из тебя сделают человека". А не сделали, школа виновата. А рекомендации Золотковой вообще нацелены на разжигание конфронтации, а не на примирение сторон. А бы к такому психологу своего ребенка никогда не повела.

Краткая история появления диджеинга
© pofaktam.ru