+7
Сохранить Сохранено 7
×

Что стоит за блокировкой банками переводов с карты на карту


Что стоит за блокировкой банками переводов с карты на карту

© Оксана Викторова/Коллаж/Ridus

Некоторые граждане столкнулись с ранее невиданными мерами предосторожности со стороны коммерческих банков: от них стали требовать «экономические обоснования» трансакций.

Причем таких обоснований банки требуют по операциям на крошечные суммы — до 1000 рублей.

С такой практикой столкнулись, в частности, клиенты Бинбанка, Тинькофф Банка и Сбербанка, которые и пожаловались на это газете «Известия».

Статья произвела эффект разорвавшейся бомбы по той причине, что переводы с карты на карту, особенно небольших (по меркам большинства клиентов) сумм, является сегодня одной из наиболее востребованных и популярных банковских услуг. Само осознание того, что перевод родственнику, знакомому, коллеге и т. п. может быть заблокирован банком, требующим объяснения цели платежа, многих заставил нешуточно поволноваться. «Ридус» попытался разобраться в сути происходящего, связавшись с самими упомянутыми в статье банками и главным финансовым регулятором.

В Сбербанке постарались уйти от прямого ответа, сообщив нам, что ничего не знают о массовых блокировках карт или счетов клиентов.

Ключевое слово здесь — «массовых», так как «Известия» тоже сообщают о частных случаях (только если таким частным случаем станете вы, вас это слабо утешит).

В Сбербанке работает система защиты клиентов от мошенничества. Если операция вызывает сомнения, то к клиенту могут обратиться за подтверждением. Если клиент подтверждает операцию, она проводится. Также банк должен выполнять и требования законодательства по противодействию отмыванию денег. Критерии проверки финансовых операций клиентов строго закреплены в законодательстве, и бытовые переводы между гражданами не входят в периметр контроля, — сообщили «Ридусу» в пресс-службе банка.

В Тинькофф Банке также не видят в таких случаях какой-то проблемы, тем более тоже массовой.

Тинькофф Банк не сталкивался с массовыми блокировками по переводам клиентов. Банк, предоставляя сервис переводов с карты на карту между физическими лицами, оказывает повышенное внимание безопасности платежей и в отдельных случаях, когда возникают подозрения в попытке совершения мошеннических операций, проводит дополнительные проверки, направленные на установление легитимности перевода. При таких подозрениях перевод может быть заблокирован вне зависимости от суммы на время проверки в соответствии с законодательством РФ. Как только банк убеждается в безопасности перевода, он немедленно производится, — гарантировали здесь.

Бинбанк на момент публикации материала на запрос «Ридуса» не ответил.

Однако во всех случаях не прояснился вопрос: по каким критериям в кредитной организации определяют, подозрительна ли та или иная трансакция или легитимна — по каким-то математическим алгоритмам или на глазок?

По мнению замдиректора центра «Банки и кредитная политика» Анатолия Бажана, такие требования к физическим лицам чрезмерны.

Одно дело — требовать обоснований при переводе относительно крупной суммы денег, скажем полумиллиона рублей. Тогда хотя бы участников трансакции можно заподозрить в каком-то злом умысле (обоснованно или нет — это другой вопрос). Но как физлицо может обосновать, что оно возвращает долг соседу или подбрасывает деньжат родственнику, — это совершенно непонятно и, главное, излишне, — сказал он «Ридусу».

Эксперт по банковскому делу Центра структурных исследований Института экономической политики Михаил Хромов, напротив, считает, что у банков вполне могут быть основания подозревать конкретных частных лиц в незаконной деятельности.

У таких подозрений растут ноги из усилий по пресечению теневой экономической деятельности, в основном самозанятых лиц, которые не платят налоги. Потому что именно в этой сфере распространены такие взаиморасчеты: я посидел с вашим ребенком, вы мне перевели за это оплату на карту. Или я плачу вам за съем жилья и т. д., — сказал он «Ридусу».

Однако, специально подчеркивает Хромов, под подозрение такие переводы могут подпасть только в том случае, если банк увидит определенный «паттерн» — повторяющуюся схему — этих трансакций.

Никто не будет блокировать счета физлица за одноразовый перевод тысячи рублей. Но если банк замечает, что одно и то же лицо переводит по тысяче рублей несколько раз подряд, это уже повод для сомнения: почему отправитель прячет перевод, разбивая сумму на маленькие части, почему он боится перевести всю ее одной трансакцией? — объясняет эксперт.

По его словам, если какие-то физлица собирают деньги на какие-то легальные нужды (например, родительские комитеты собирают взносы на школьные праздники), то, как правило, в таких переводах всегда указывается «назначение платежа» — то самое «экономическое обоснование», которого и требуют упомянутые коммерческие банки.

Кроме того, сами банки находятся под колпаком у Росфинмониторинга — агентства, которое требует у кредитных организаций предоставлять отчетность об их деятельности.

Банки обязаны сообщать обо всех сомнительных сделках этому агентству. Понятно, что суммы в тысячу рублей никому не интересны. Интерес возникает, когда капелька за капелькой набегают крупные суммы, — вот тогда банк и может поставить клиента в стоп-лист до выяснения природы таких операций, — говорит Хромов.

В Центральном банке РФ «Ридусу» пояснили, что такие действия коммерческих банков законны, однако те не должны перегибать палку.

По закону банк должен связаться с клиентом, если подозревает, что операция совершается мошенниками, без согласия клиента, для подтверждения проведения платежа. Назначение платежа или происхождение средств банк запрашивать не должен. Массовых обращений об отказе банков в проведении платежей в Банк России не поступало. При этом если клиент столкнулся с такой проблемой, он может обратиться в интернет-приемную Банка России, — сообщили в ЦБ РФ.

  • Телеграм
  • Дзен
  • Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.

Нам важно ваше мнение!

+7

 

   

Комментарии (1)

  • Ольга
    Ольга 28 ноября 2018

    Ага, забыла сумочку, пошла на обед с коллегой, та оплатила за двоих расходы, в офисе сразу вернула должок - а банк задумался: вдруг мы на захват почты, телеграфа и телефона скидываемся. Перевели тысяч пять старенькой маме - это вообще противодействие работе уважаемой госструктуры - целого Пенсионного фонда.

    Ответить
    0 +