Прощеное воскресенье: зачем Россия прощает долги нищим странам

© Оксана Викторова/Коллаж/Ridus

© Оксана Викторова/Коллаж/Ridus

Россия потратила в качестве официальной помощи слаборазвитым странам в прошлом году 1,19 млрд долларов, сообщает доклад «Мониторинга экономической ситуации в России» РАНХиГС.

Три последних года Москва тратит на эти цели более 1 млрд долларов в год.


Россия также щедро раздает гуманитарную помощь. В 2017 году она оказала гуманитарную помощь на сумму в 23,3 млн долларов, из которых 84% получила Сирия.

В 2017 году совокупный объем прощенного Россией долга составил 425 млн долларов. Самый большой из них был списан Кубе — 353 млн долларов.

Также в прошлом году российское правительство списало долги Киргизии — всего на 130 млн долларов. За 2014—2016 годы сумма прощенных обязательств этой республики составила 722 млн долларов.

В число профинансированных регионов также вошли Никарагуа, Гвинея, Мадагаскар, Вьетнам, КНДР.

Списывать долги странам третьего мира для России на самом деле выгодно, поэтому видеть в таких действиях «транжирство» не следует, говорит эксперт Института Африки РАН Альберт Хаматшин.

Россия на самом деле убивает одним выстрелом двух зайцев. Во-первых, эти долги безнадежные: их занимали у несуществующей уже страны, Советского Союза, правительства стран, многие из которых уже десятки лет не несут никакой преемственности с теми руководителями, которые эти долги создавали, — сказал он «Ридусу».

К примеру, в такой стране, которая сейчас называется Демократической Республикой Конго и которой СССР за свой счет помогал «бороться с колониализмом», режимы меняются каждое десятилетие — и новые президенты и диктаторы никак не ощущают себя связанными обязательствами своих свергнутых предшественников. То же самое верно и для Киргизии, где революции (тюльпановые и прочие) происходят с той же регулярностью, с какой должны происходить президентские выборы.

Второй «заяц», которого убивает Россия, выглядит как жест доброй воли Москвы в отношении развивающихся стран.

Россия является членом Парижского клуба кредиторов, и ее обязательства в этой связи состоят в том числе в том, чтобы всячески способствовать облегчению экономических и социальных страданий стран-должников.

Для таких стран нет особой разницы, выдадут ли им кредиты на 20 миллиардов или спишут те же самые 20 миллиардов долга: чистый эффект для их бюджетов будет одним и тем же. Списание даже выгоднее — перестают капать проценты. Более того, снижение суверенного долга автоматически повышает кредитный рейтинг этих стран, что само по себе благоприятно для экономики, — объясняет эксперт.

Для России это тоже выгодно: Москва тем исполняет свои обязательства в рамках международной политики обеспечения устойчивого развития, не тратя ни копейки собственных средств.

При этом в Москве отлично понимают, что ожидать какой-то специальной благодарности от «прощенных» стран-должников не приходится.

Если в период холодной войны по умолчанию подразумевалось, что кто платит конкретной стране, тот ее и танцует, то сейчас расстановка сил кардинально изменилась. И это касается не только России, но и других стран-доноров.

Развивающиеся страны в отсутствие биполярного мироустройства «набрались наглости» свое суждение иметь и не стесняются заявлять об этом с международных трибун — отчасти понимая, что терять им все равно нечего, а с упрямыми странами мировому сообществу так или иначе приходится считаться.

Такую дерзость проявила, например, Ботсвана, не побоявшись в 2017 году поставить на вид не кому-то, а Соединенным Штатам.

Когда в прошлом году президент Дональд Трамп объявил о переносе посольства США из Тель-Авива в Иерусалим, почти все страны Африки выступили против. Посол США в ООН пыталась воздействовать на представителей африканских стран, чтобы те поддержали решение Трампа. Их представители в основном отвечали уклончиво, а вот ботсванский представитель заявил в лицо американке, что голос его страны не продается и руки выкручивать его маленькой, но гордой нации не надо, — напомнил Хаматшин.

Иного способа гарантировать относительную лояльность стран третьего мира ни у Кремля, ни у Белого дома, строго говоря, нет. Идеологической общей базы после окончания противостояния сверхдержав у Москвы и Вашингтона со своими сателлитами более не существует.

Без дипломатических же уклончивых формулировок это выглядит так, словно Россия откровенно оплачивает бывшим союзным республикам их лояльность. Потому что правительства этих стран совсем не обязательно разделяют российское недовольство Западом и не поддерживают российскую сторону в конфликте с Украиной. На дипломатическом языке они называют свою политику «многовекторной». По-простому это называется «и нашим и вашим».

А иначе в отношениях со странами этого региона строить отношения и невозможно, признаёт заведующий сектором Центральной Азии Института востоковедения РАН Сергей Абашин.

Страны Центральной Азии получают деньги не только от России. Не меньше, если не больше, в них инвестирует Китай. Определенные деньги они получают и от условного Запада, куда можно включить и Японию. Собственно, в этих странах и не таят, что они балансируют между центрами силы, — говорил он ранее «Ридусу».

Таким образом, Россия и не ждет особой экономической отдачи от миллиардов долларов, которые она закачивает в эти страны, как в бездонную бочку. Это почти целиком стратегический проект, чтобы не отдать их на откуп Китаю и США.

В МИД и Кремле очень хорошо понимают, какова цена такой «дружбы». Почему российское руководство должно быть менее циничным, чем лидеры стран — получателей помощи?

Нам важно ваше мнение!

+0

Комментарии (0)