Озвучена новая версия инцидента у берегов Крыма

© Оксана Викторова/Коллаж/Ridus

© Оксана Викторова/Коллаж/Ridus

Несмотря на редкостное единодушие в оценках инцидента в Керченском проливе, сводящихся к чисто политической подоплеке, некоторые эксперты находят этому происшествию иные, куда более прозаические объяснения.

«Ридус» связался с известным морским экспертом Михаилом Войтенко, который полагает, что воскресный инцидент на входе в Керченский пролив мог стать результатом исключительного разгильдяйства с обеих сторон, но никак не какой-то спланированной провокацией.


Я видел видеозапись этого происшествия, и у меня сложилось очень сильное ощущение, что, судя по количеству матерных слов в единицу времени, командир российского корабля действовал скорее под влиянием эмоций, чем потому, что выполнял заранее прописанный план, — предположил он.

По мнению Войтенко, поскольку российская погранслужба, ФСБ, морской флот отлично осведомлены о том, что отношения с Украиной напряженные, то у них обязательно должны быть конкретные планы, как поступать в той или иной ситуации.

В этом же случае похоже, что командир российского корабля принимал решение таранить украинский буксир по собственной инициативе, а не по приказу от командования.

С точки зрения морского права не только украинские, а любые суда любых стран могут проходить через Керченский пролив в обе стороны, это международные воды, а не внутренняя акватория России. Суда проходят через пролив по обозначенному фарватеру, поэтому попытка перекрыть его, поставив поперек входа первый подвернувшийся под руку сухогруз, является нелегитимной сама по себе, — говорит эксперт.

Российские моряки не имели права таранить или как-то еще насильственно менять курс чужих кораблей просто потому, что какому-то российскому капитану или другому начальнику показалось, что эти суда идут в воды, которые Россия считает своими. Точно так же они не имели права использовать коммерческое судно в качестве «живого шлагбаума» для того, чтобы перекрыть фарватер.

Украинские катера, если они собирались попасть в Азовское море из Черного, все равно вошли бы в международный фарватер, потому что этот маршрут для них такой же нейтральный, как для судов под совершенно любым флагом, — указывает он.

Но по каким-то причинам командир российского патрульного катера то ли растерялся, то ли запаниковал, то ли ему поступили противоречивые команды от разных начальников.

Это непонятно, да и вряд ли теперь кто-то признается в том, что в Керченском проливе произошел обычный российский бардак. Я не исключаю и такой вариант, что российский командир просто захотел погеройствовать, повторить подвиг советского флотского командира, который в годы холодной войны похожим образом таранил американский крейсер в Черном море, — предполагает Войтенко.

Почему в сентябре украинские военные корабли точно так же проходили под Керченским мостом и это не вызвало никаких проблем?

Ну да, в воскресенье они прошли немного севернее, зацепив воды, которые РФ считает своими. Но это же не повод устраивать гонки с преследованием с таранами. Любые суда могут ходить в Черном и Азовском морях без всяких согласований, — считает он.

То, что против трех стареньких, слабовооруженных украинских кораблей вышло восемь намного более мощных российских, может говорить о том, что российское командование запаниковало.

Но сейчас это уже не подтвердит и не опровергнет никто, — уверен Войтенко.

Нам важно ваше мнение!

+0

Комментарии (15)