Как избирательная система России изменилась за последние 25 лет

Сегодня, 30 октября, избирательной системе России исполняется 25 лет. За это время, уверен директор Института новейших государств Алексей Мартынов, нашей стране удалось пройти путь в развитии выборных процедур, который старые демократии Европы и Америки проходили за 250 лет. Более того, считает эксперт, «по ряду моментов российская избирательная система в несколько крат опережает страны ЕС, США и Канаду».

«И это не только мнение наших политологов. Это признают и эксперты на Западе. Естественно, те, которые занимаются наукой, а не пропагандой. На сегодняшний день избирательная система РФ одна из самых передовых в мире», — сказал Мартынов в интервью «Ридусу».

Он отметил, что в настоящий момент в России наблюдается увеличение вовлеченности в электоральные процессы граждан, причем не только в качестве избирателей, но и как непосредственных участников выборов.


«Такая динамика отражается в цифрах явки и в масштабе информирования населения. Можно по-разному относиться к избирательной системе России. И, конечно, в людях еще очень сильна память о выборах в 90-х и 2000-х годах, когда допускались серьезные перекосы относительно использования административного ресурса и разнообразных манипулятивных технологий».

Однако сегодня эти явления практически сведены к нулю. Возьмем, к примеру, Приморье. Когда кандидатов уличили в использовании административного ресурса, выборы было решено аннулировать. Это свидетельствует о состоятельности избирательной системы и жесткой позиции российского руководства. Выборы ради выборов давно никому не нужны, — пояснил директор Института новейших государств.

Особое внимание Мартынов обратил на то, что современная российская избирательная система имеет достаточно неплохую техническую оснащенность. Речь идет о КОИБах, QR-кодах и видеонаблюдении во время проведения голосования.

«Стоит заметить, что сейчас активно идет дискуссия о возможности виртуального голосования. В мировой практике такое уже есть. Но у нас пока до конца не решен вопрос, связанный с анонимной идентификацией избирателей. Чем четче идет идентификация конкретного гражданина, тем больше вопросов по поводу тайного голосования, которое прописано в нашем законодательстве. У нас на сегодняшний день этот вопрос не решен, но, как известно, идут активные разработки технической стороны дела, и я надеюсь, что в ближайшем будущем наши избиратели смогут тоже голосовать онлайн», — заключил Алексей Мартынов.

Политолог Вячеслав Смирнов напомнил, что за 25 лет избирательная система России терпела изменения как минимум четыре раза. Это было связано с первичными выборами в Совет Федерации, когда сенаторы выбирались всего на два года на основе мажоритарной системы, с изменением пропорции одномандатников и «списочных» парламентариев в Госдуме, а еще с изменением проходного барьера.

Со временем у нас должен окончательно оформиться избирательный кодекс. Он еще до конца не сформирован. И я хочу надеяться, что он станет по максимуму совершенным. Однако впереди еще — большой пласт работы. Все-таки это будет единый избирательный кодекс. Таковы пожелания и у президента, и у руководства ЦИКа, и у депутатского корпуса, — отметил Смирнов.

Член ЦИК РФ Александр Клюкин в свою очередь рассказал, что в России с её культурным разнообразием создать единый избирательный кодекс будет крайне непросто:

«Да, об этом идет речь, об этом говорят политологи. Рассуждают на тему единого кодекса и члены Центральной избирательной комиссии. Но я пока трудно себе представляю, как сделать так, чтобы в одном документе были учтены все особенности нашей страны. Полагаю, что задача эта весьма трудоемка. Я думаю, если такой кодекс появится, то не скоро».

Идея создания единого избирательного кодекса РФ была озвучена в конце 2016 года. Тогда президент России Владимир Путин поручил создать рабочую группу с привлечением членов правительства, ЦИКа, Госдумы и Совета Федерации для дальнейшей работы по усовершенствованию избирательного процесса.

Глава Центризбиркома РФ Элла Памфилова полагает, что такой кодекс должен исключать «любые противоречия и неопределенности», а также быть «понятным для восприятия и применения его организаторами выборов разного уровня и ясным для избирателей».

Нам важно ваше мнение!

+0

Комментарии (0)