Ушла эпоха: от чего москвичи страдали целых 14 лет

© griphon.livejournal.com

© griphon.livejournal.com

Полтора месяца назад в жизни московского транспорта произошло приятное событие: окончательно в небытие ушла эпоха турникетов. 14 лет мы страдали, ждали с нетерпением, когда этот бред закончится, и вот это случилось. У меня с началом этой эпохи связано многое — ведь можно сказать благодаря появлению турникетов я и освоил транспортный интернет. 

Предлагаю переместиться в прошлое, и вспомнить как оно было.


Впервые турникеты появились в 2001 году. В качестве эксперимента был выбран город Зеленоград. 

В Москве первыми «ласточками» стали трамваи 17 и 19 маршрутов.Турникеты в качестве эксперимента были установлены на них в 2003 году. Интересно, что спустя 10 лет именно с 17-го трамвая пошёл и обратный процесс.

© griphon. livejournal.com

В начале 2004 года эксперимент расширяется на несколько маршрутов в Солнцево. А уже с сентября того же года начинается массовая установка АСКП (автоматизированная система контроля проезда) по всему городу (со временем эта абревиатура станет нарицательным мемом в транспортных кругах).В октябре 2004 года АСКП впервые появляется на троллейбусах. Первым был переведён на новую систему 50-й маршрут, а вслед за ним — 8.

© griphon. livejournal.com

С первых же дней турникеты вызвали шквал критики, причём — весьма объективной. Разумеется, что отурникеченный транспорт начинал ходить медленнее, хуже, автобус на каждой остановке тратил кучу времени на погрузку, а на ключевых остановках скапливались огромные очереди на посадку.

© griphon. livejournal.com

Критики АСКП также ссылались на необъективно высокую стоимость комплекта (8500 $USD турникет+валидатор), что, как бы, намекало, что проект ставит перед собой чисто коррупционную цель.

© griphon. livejournal.com

Но лужковская пропаганда работала мощно и стабильно:

— «турникеты — это удобно»,

— «упорядоченная посадка — все не толпятся и не берут штурмом автобусы, а стоят в культурной очереди», «гибкая система оплаты проезда» (тут да — именно с турникетами были введены многопоездочные билеты, которые при кондукторах были невозможны),

— «все привыкнут и не будет никаких проблем».

— «зайцы исчезнут — повысится собираемость, будут деньги на новые автобусы».

В общем, использовались такие же грязные методы и такие же притянутые за уши нелепые доводы, как и сейчас с электробусами.

© griphon. livejournal.com

С первой партией удавалось создавать благообразный имидж покупкой новых автобусов-троллейбусов и запуском на отурникеченные маршруты именно их. Пользователь видел «прогресс» — пусть и с турникетами, но зато новый комфортный автобус. 

Так на экспериментальный 17 трамвай были запущены первые трамваи КТМ-19. Кроме того, чтобы не портить «имидж» и не снижать интервал при увеличившемся времени проезда, туда запустили дополнительные вагоны, предназначавшиеся для запуска нового 25-го маршрута. Который из-за этого был запущен только спустя 10 лет.

© griphon. livejournal.com

Новые автобусы МАЗ-103 с широкой передней дверью, пришли в конце 2004 года под турникеты.

© griphon. livejournal.com

Новые троллейбусы БКМ-20101, купленные также специально для турникетов, с широкой передней дверью.

© griphon. livejournal.com

Вот конкретно с этими «гармошками» 7-го парка вышло интересно. Их купили под 38-й маршрут, и какое-то время они действительно ходили с турникетами.

© griphon. livejournal.com

Но потом возникла необходимость их переставить на 63-й, где постоянно мясо, и поэтому турникеты довольно долго не вводили. И вертушки на какое-то время сняли.

© griphon. livejournal.com

Зайцев тоже содрали. Это казалось чем-то фантастическим.

© griphon. livejournal.com

Но, разумеется, надолго новой техники не хватило, и уже в середине 2005 года турникеты стали ставить на всё подряд: старые икарусы, ЗиУ, татры и т. д.

© griphon. livejournal.com

И если, скажем, автобусам можно было заузить кабину водителя, чтобы комфортнее было входить, то в ЗиУ дверь никак не расширишь. И выглядели ЗиУ-шки с турникетами совсем дико. Особенно «гармошки».

© griphon. livejournal.com

Впрочем, впоследствии у этих троллейбусов кабины стали при капитальном ремонте заужать. Для «удобства». Выглядело совсем колхозно. Такие троллейбусы, кстати, ходят до сих пор.

© griphon. livejournal.com

Многие помнят, что неотъемлемым атрибутом отурникеченного транспорта были наклейки с зайцами. Зайцы выглядели весьма уродливо, надо сказать. Тем не менее, с ними возникло немало фольклора и мемов.

© griphon. livejournal.com

Многие пытались себе забрать зайчиков, помнится и я себе как-то сорвал с автобуса и повесил на шкафу.

© griphon. livejournal.com

А вот ранняя версия, висевшая как раз на 17-м и 19-м трамваях. Где ещё лозунг всей кампании «Зайцы ходят пешком».

© griphon. livejournal.com

Сперва «зайцы» и наклейки «посадка в переднюю дверь» были отличительной чертой «оскотиненных» маршрутов. Потом, когда турникетизация развернулась на полную, настал полный бардак — они могли появляться где попало. Но если АСКП не была введена на маршруте, просто турникет был опущен.

© griphon. livejournal.com

Турникеты вводили всегда на определённых маршрутах, т. е. не было такого, что на одном маршруте ходят машины с «вертушками» и без них. Сперва зараза охватила юго-запад, потом начала плавно распространяться на запад, юг и юго-восток. Потом завелась и на севере.

Предвестником появления турникетов были «тёткобудки», а также стенды с вот такими плакатами и наклейками. Когда они появлялись где-то в новом месте, мы гадали — какой же маршрут там «падёт» первым.

© griphon. livejournal.com

А также таблички «Посадка в переднюю дверь».

© griphon. livejournal.com

Турникеты всегда вводили по субботам. Видимо для того чтобы эффект от введения максимально «размыть» Практически каждую неделю мы смотрели «расстрельный список» на сайте мосгортранса с замиранием сердца «ну кто на этот раз».

© griphon. livejournal.com

Помню, что тогда в транспортной среде царили вообще панические настроения — как так, изуродовать транспорт, разрешив место 3−4 дверей входить в одну? Да всё ж встанет и загнётся, не будет у нас НОТа.

© griphon. livejournal.com

Все форумы бурлили и клокотали, особенно в конце 2004 — начале 2005. Появился даже целый проект «Турникетам.нет». Где обсуждались всякие разные законные и не очень способы противодействия турникетам.

© griphon. livejournal.com

Я сам, помнится, был неистово возмущён, когда увидел турникеты на 299 маршруте. Настолько неистово, что полез в интернеты искать способы бороться с ними, единомышленников и т. д. Так я и нашёл форумы тр.ру, форум мосгортранса (был тогда такой) и ФОТ.

© griphon. livejournal.com

Тогда я был молод и горяч, помимо расклейки листовок ещё демонстративно старался заходить через задние двери, держал их открытыми для других пассажиров и всячески пропагандировал это делать других. Эффект это давало. ну понятно какой.

© griphon. livejournal.com

Какое-то время мы с друзьями печатали листовки, потом ездили и расклеивали по остановкам. Пытались даже несколько раз раздавать в автобусах. Но всё было зря.

© griphon. livejournal.com

Иногда мы просто ездили «провожали» маршруты — за день до ввода АСКП прокатиться в нормальном состоянии, ведь такой возможности скоро не будет. С турникетами маршрут станет тормозным и «непригодным» для езды.

© griphon. livejournal.com

На троллейбусах и трамваях АСКП выглядело совсем диким. Ведь, в отличие от автобусов, электротранспорты друг друга не объедут. И обычно за грузящимся «обвертушенным» троллейбусом всегда выстраивалась очередь обычных.

© griphon. livejournal.com

Я верил, что безумие остановится, и власти просто обломаются все маршруты отурникетить. Особенно видя, как хреново начинают маршруты работать. Но 30 апреля 2006 года были «орогачены» последние из могикан: трамваи 1 и 27 (их долго не трогали из-за высокого пасспотока) и троллейбусы 5, 15 (а эти были в находящемся без территории 5-м парке, и фактически были маршрутами-бомжами) и 63.

© griphon. livejournal.com

Одновременно тогда были отурникечены последние полупригородные 500-е маршруты, ставшие, благодаря турникетам, 800-ми городскими. Проезд подешевел, что обрадовало пассажиров, но вызвало лютое жжение у маршруточников.

© griphon. livejournal.com

В том же 2006 году вслед за МГТ свои эксперименты решил провести и областной перевозчик «Мострансавто». Турникеты появились на маршрутах Долгопрудненского ПАТП — 472, а затем — 368. У них система выглядела совсем абсурдной — турникеты были и на вход и на выход, как на электричках. Эксперимент долго не продержался и был свёрнут.

© griphon. livejournal.com

А так, было разное. Методы ускорения привыкания к турникетам случались вообще самые разнообразные. Где-то на первое время ставили на остановки и в автобусы дежурить тёток. Где-то турникет ставили на первое время вглубь салона — почти у второй двери. Так можно было ехать сидя до прохода через него.

© griphon. livejournal.com

Или вот, трёхсекционный трамвай «Кобра», ходивший по 17 маршруту. Здесь делать вход через переднюю дверь было бы верхом абсурда, поэтому поставили ещё один турникет сзади.

© griphon. livejournal.com

Под внедрение АСКП в Москве к концу 2004 года были списаны все автобусы ЛиАЗ-677. Тем не менее, в Зеленограде до этого момента некоторое время были на линии лиазики с турникетами. Более дикого и абсурдного, конечно, было сложно что-то придумать.

(найдено на просторах интернета)

© griphon. livejournal.com

Объективно говоря, в первые год-полтора работало это всё действительно дико и непотребно. Самое обидное, что даже тот редкий плюс в виде одновременной посадки и высадки в разные двери — и тот был довольно быстро нивелирован. Их зачем-то разнесли по разным остановкам — сначала автобус высаживает людей, потом закрывается, и на следующей уже сажает. Т. е. на узловых остановках время никак не экономится, а только ещё больше теряется — лютейший бред.

© griphon. livejournal.com

Но, удивительное дело, люди действительно привыкли. Уже с 2006−07 годов про вопрос неудобства турникетов как-то забылся и ушёл с повестки. Пассажиры привыкли покупать билеты заранее, заходить в переднюю дверь, посадка более-менее ускорилась, хоть до дотурникетного периода было ей далеко. Со временем исчез и символ эпохи — зайчики.

© griphon. livejournal.com

Турникеты действительно ушли на второй план, в первую очередь из-за пробок, в которых НОТ стал погрязать активнее и активнее. Задержки из-за турникетов стали незначительны по сравнению с задержками из-за них. Но, тем не менее, вносили свою лепту, поэтому периодически вставали вопросы об их отмене.

© griphon. livejournal.com

Водители относились сильно по-разному к соблюдению правила входа в переднюю дверь. Многие плевали на это, и не особо следили за проходившими в задние двери, но попадались и принципиальные. Причём принципиальность была на разных уровнях — одним было достаточно чтобы нарушитель приложил билет к валидатору, а для других было обязательно, чтобы он прошёл Ритуал Прохода Через Переднюю Дверь.

© griphon. livejournal.com

Я, как написал выше, был очень пассионарен в те годы. Обязательность прохода через переднюю дверь меня настолько люто выбешивала, что я регулярно совершал диверсии на это правило — и сам проходил, и других пропускал, и третьих призывал так на форумах делать. Неоднократно скандалил с водителями, но и меня хватило ненадолго. Стало быстро понятно, что так делать не стоит — только водителям создавать проблемы. А они — люди подневольные, да и не их это инициатива.

© griphon. livejournal.com

Новый мэр Сергей Собянин пообещал отменить турникеты довольно быстро после прихода к власти, ещё в 2011 году. Ну, и теперь нельзя сказать, что он своё обещание не исполнил. 17-летняя эпоха вертушек в транспорте благополучно закончилась 1 сентября 2018 года!

© griphon. livejournal.com

Путь к этой дате занял, немного немало, 5 лет. Начался он с того же 17 трамвая, где в целях «эксперимента» были сняты турникеты и увеличена скорость (абсурд же — ликвидацию маразма называть «экспериментом»). «Эксперимент» оказался удачным — и уже на следующий год новые польские трамваи PESA вышли без турникетов. Тогда впервые возникла абсурдная ситуация, что на одном маршруте на части вагонов надо входить только в переднюю дверь, а на части — во все. Потом эта же практика стала распространяться на маршруты с «Витязями».

© griphon. livejournal.com

В какой-то момент турникеты отменили во всех трамваях Краснопресненского депо. Затем с этого года пошла активная разморозка — прямо с 1 января 70 загруженных автобусов, затем ещё немножко автобусов, затем половина оставшихся трамваев, затем все оставшиеся трамваи, и, наконец, окончательная точка в проекте «Московский турникет» была поставлена 1 сентября.

© griphon. livejournal.com

То чувство, когда так сильно этого хотел-хотел, но оно в итоге случилось когда желание давно прошло. Новость об отмене турникетов прошла удивительнейшим образом довольно незаметно. 

Действительно мы так к ним привыкли как к такому мелкому досадному злу, что его исчезновение на фоне других глобальных перемен воспринимается хоть и позитивным, но не таким существенным. 

В такие минуты хочется пообщаться с теми нами образца 2005-го года, когда тема турникетов была № 1 везде в транспортных кругах. Когда скорейшее умножение на ноль «дури» в транспорте было ключевой нашей мечтой. Что бы те «мы» сказали сегодняшним «нам» и наоборот?

© griphon. livejournal.com

Зато теперь самое время вспомнить каково с этим делом в Бразилии. Турникеты по типу «заводской вертушки» куда более тугие и узкие, чем наши, там вообще почти в других городах. И каких-либо изменений к лучшему не предвидится — бразилы и так привыкли.

© griphon. livejournal.com

Впрочем, одной из реальных причин внедрения турникетов было вовсе не это всё, а желание «Мосгортранса» посчитать льготников. Зная точную цифру, проще требовать с правительства города конкретную сумму субсидии. С этим система АСКП, включавшая в себя турникеты, успешно справилась. Теперь турникетов нет, а АСКП осталась. Будем надеяться, что вертушки больше никогда в наши транспорты не вернутся!

© griphon. livejournal.com

Источник

Нам важно ваше мнение!

+0

Комментарии (1)

  • Small 41ce7dc927
    Ольга Блументаль 23 октября 2018, 18:08

    Да! турникетов нет. Но кто ездит на автобусах (в трамваях, троллейбусах) не безлюдной ночью или днем с тремя бабушками на весь салон, тот заметил, что валидаторы (желтые ящики, к которым надо приложиться) за редчайшим исключением размещены возле водителя. Поэтому законопослушные граждане, вошедшие в любую дверь вынуждены пробиваться вперед, сталкиваясь с потоком, который вошел по привычке в первую дверь и успел отметится. ак что как всегда не додумали.