Россияне стали больше тратить на покупки: хорошо это или плохо

© Оксана Викторова/Коллаж/Ridus

Размер средних трат россиянина за один поход в магазин в сентябре вырос на 4,8% (или на 24 рубля) по сравнению с августом, до 519 рублей, выяснили в исследовательском холдинге «Ромир».

Там отмечают, что рост показателя был зафиксирован после пяти месяцев снижения везде, кроме Дальневосточного ФО.


Исследование «Ромира» основано на данных потребления 40 тысяч россиян (для получения статистики исследователи отсматривали чеки на выходе с касс магазинов).

Рост «чека» может быть связан с несколькими причинами, указывали ранее эксперты, опрошенные «Ридусом».

Первая — рост розничных цен. Это приводит к тому, что при том же самом составе потребительской корзины она стала обходиться дороже. Но цены росли и в августе, а чек тогда снижался. Значит, причина не в этом.

Вторая — рост реальных доходов россиян. Согласно Росстату, они в самом деле выросли в первом полугодии по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 11,2%.

Третья — граждане просто стремятся как можно быстрее потратить наличные рубли, чтобы «догнать и перегнать» инфляцию, которая ощущается инстинктивно, вопреки докладам того же Росстата.

Дорогие вы наши

Заместитель завкафедрой экономической социологии НИУ ВШЭ Диляра Ибрагимова полагает, что сентябрьский рост чека означает именно рост затрат, но никак не рост потребления.

Рост розничных цен, безусловно, внес основной вклад в наблюдаемую тенденцию. Этот рост как сезонный, так и, так сказать, внесезонный, — сказала она «Ридусу».

Сезонность выражается в том, что летом в России обычно инфляция тормозится за счет притока на рынок плодоовощной продукции. В сентябре же этот фактор перестает работать, и на смену ему приходит фактор прямо противоположный, который можно назвать «Здравствуй, школа!».

Этой осенью средние расходы на подготовку одного школьника вплотную приблизились к среднему уровню зарплат в некоторых регионах. По данным ВЦИОМ, они составили 21 135 рублей, из которых больше половины (10 196 рублей) приходится на покупку школьной формы и сменной обуви.

Конец августа — начало сентября дают одномоментный всплеск покупательской активности населения, причем это сравнительно крупные траты по сравнению с обычным потреблением: люди собирают детей в школу. К октябрю этот фактор сходит на нет, поэтому подождем данных текущего месяца, — предлагает проверить свою версию Ибрагимова.

Что касается внесезонного фактора, таковым является в первую очередь рост цен на топливо, который ощущают все потребители без исключения, не только автомобилисты.

Бензин — это товар-маркер. Это тот эталон, зная который можно других исследований уровня цен, в принципе, и не проводить, а цены на бензин растут на глазах, — говорит она.

Средний чек в гипермаркетах увеличился на 9%, в супермаркетах — на 8,5%, в дискаунтерах — на 2,1%, выяснил «Ромир».

Их затягивают в сети

Но невозможно анализировать эти данные без их разбивки по конкретным торговым сетям, потому что усредненная статистика маскирует прямо противоположные тренды, указывает эксперт Российского института потребительских испытаний (РИПИ) Ирина Виноградова.

По нашим данным, на рост чека повлияло обнищание населения при одновременном изменении покупательских предпочтений, и это видно при анализе оборота различных сетей, например таких, как „Магнит“, „Лента“, „Глобус“ и „Ашан“, — сказала она «Ридусу».

По данным РИПИ, в первых трех из этих сетей в сентябре в самом деле произошел заметный рост покупательских расходов, в то время как в «Ашане» это показатель сократился. При этом «Магнит» находится совсем в иной ценовой категории, чем «Лента» и «Глобус», — но рост оборота произошел и там и там.

При этом причины роста чека в разных сетях совершенно разные, как разная их клиентура, подчеркивает эксперт.

В „Магните“ и других дискаунтерах прибавилось покупателей в абсолютных цифрах — они перетекли туда из более дорогих сетей и принесли с собой пока еще прежние покупательские привычки. То есть „новички“ этих сетей уже не могут себе позволить закупаться в „Глобусе“, но еще не отвыкли от привычки „жить на широкую ногу“ — поэтому они покупают больше товаров и ходят в магазин чаще, чем „ядерная“ аудитория дискаунтеров, — описывает она один тип поведения, который тянет чеки вверх.

Вторая категория потребителей, по наблюдениям Виноградовой, — это те покупатели, которые ставят во главу угла качество товаров, а не их цену, и считают, что они не настолько богаты, чтобы покупать дешевые продукты.

Эти люди, идя в магазин, рассуждают так: я лучше куплю 200 граммов дорогой — то есть качественной — колбасы, чем 400 граммов дешевой, в которой, кроме сои и глутамата, ничего нет и которая протухнет прежде, чем я ее съем, — объясняет она.

Поэтому на потребительском рынке в сентябре наблюдаются две разнонаправленные тенденции, которые, если их не разделять «на фракции», не дают возможности понять реальную картину происходящего, предупреждает эксперт.

При этом по сравнению с сентябрем 2017 года средний чек потерял 1%, снизившись с 524 до 519 рублей, говорится в исследовании «Ромира».

Нам важно ваше мнение!

+0

Комментарии (0)